Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Андрей Полонский Андрей Полонский Зачем галициец обещал Америке русские меха

По сравнению с немцами, французами и старинными шведами нынешние киевские куклы на веревочках, конечно, мелочь. Зато теперь понятно, что всю стаю западные дрессировщики специально на русский мех науськивали. На нефть, газ и алмазы. Учили. Готовили.

17 комментариев
5 мая 2016, 14:04 • В мире

Конфликт Эрдогана и Давутоглу оставит Турцию без премьера

Конфликт Эрдогана и Давутоглу оставит Турцию без премьера
@ imago stock&people/Global Look Press

Tекст: Марина Балтачева,
Юрий Богданов

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу вскоре может покинуть свой пост. Намерение партии отправить его в отставку говорит только об одном – между ним и президентом Эрдоганом наступил серьезный разлад. Эрдогану не нравится прозападная политика премьера, слишком мягкого в общении с ЕС. Судьба Давутоглу еще не решена, но вряд ли кто-то сможет защитить его от гнева президента.

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу может лишиться поста главы правящей Партии справедливости и развития (ПСР), а затем и должности премьер-министра. На прошедшей в среду встрече Давутоглу и президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана было принято решение о проведении внеочередного съезда, сообщил один из представителей партии. Эту информацию подтвердили Reuters еще четыре представителя ПСР. «Я не думаю, что Давутоглу вновь будет кандидатом (на пост главы партии – прим. ВЗГЛЯД)», – подчеркнул один из собеседников агентства.

Задача Эрдогана заключается в отставке Давутоглу и назначении на должность премьера более сговорчивой персоны

«Президент – это формальная фигура, но Эрдоган такой фигурой не был»

Другой источник в ПСР добавил, что съезд пройдет не позже 6 июня, первого дня священного месяца Рамадан. Однако позже в партии подтвердили, что съезд состоится раньше – 22 мая.

«Таким образом, Давутоглу может распрощаться со своей должностью в течение нескольких недель», – указала The Financial Times.

Сообщения об уходе Давутоглу уже обрушили курс турецкой лиры к доллару, которая в среду опустилась сразу на 3,9 процента (рекорд с 2008 года) и лишь на следующий день отыграла один процентный пункт (2,86 лиры), отметил Bloomberg. Инвесторы вновь опасаются усиления политической напряженности и в связи с этим оттока капитала из страны.

Напомним, Давутоглу был назначен на пост премьера президентом страны в 2014 году. В последнее время между политиками усилились разногласия, касающиеся, в частности, внешней политики Турции на Западе, а также задержания людей, критикующих политику правительства, назначения независимого управляющего в центральном банке, указывает Reuters. The New York Times добавляет, что Давутоглу хотел вернуться к мирным переговорам с турецкими курдами, чтобы положить конец затяжной войне. Однако Эрдоган оказался куда более воинственным.

В соответствии с конституцией Турции премьер-министр является самым влиятельным лицом в стране, а президент в большей степени формальная фигура. «Но Эрдоган такой фигурой не был, как и предыдущие президенты Турции», – подчеркнула NYT. Более того, Эрдоган хочет усилить исполнительную власть президента, изменив тем самым нынешнюю парламентскую систему. Уход Давутоглу необходим, чтобы проложить путь для преемника, в большей степени готового поддерживать стремление Эрдогана переписать конституцию страны, пояснил Reuters.

Если Давутоглу уйдет, он расчистит путь для Эрдогана, который выберет нового партийного лидера, и тот затем станет премьер-министром. «Основная миссия нового премьер-министра будет продвигать президентскую повестку дня», – подчеркнул в комментарии NYT бывший турецкий дипломат и председатель Центра экономики и иностранных политических исследований Синан Ульген.

«Даже с таким податливым человеком отношения не работают»

«Состоявшиеся между Давутоглу и Эрдоганом переговоры показали: несмотря на то, что Эрдоган занимает лишь формальный пост, он обладает достаточной силой, чтобы устранять противников и контролировать все аспекты управления», – подчеркнула FT.

Давутоглу специально приехал во дворец Эрдогана (оцененный в 600 миллионов долларов и первоначально построенный как резиденция премьер-министра, но в итоге занятый президентом, напоминает FT). Встреча длилась 90 минут. Позже Давутоглу рассказал своим советникам, что призвал президента уважать конституционные полномочия, которые полагаются премьер-министру в обмен на возобновление поддержки референдума по укреплению президентской власти, отметил источник, близкий к окружению Давутоглу.

Однако попытка обсудить независимость принимаемых решений окончилась провалом. «Даже с таким податливым человеком, как Давутоглу, отношения не работают», – заметил Синан Ульген.

Давутоглу уже давно раздражал отказ Эрдогана быть формальным президентом, хотя он и поддержал планы проведения референдума по укреплению президентской власти. Человек с мягким голосом, добродушным лицом с никогда не сходившей с него улыбкой тем не менее оказался не способен перехитрить сторонников Эрдогана ни в СМИ, ни в парламенте, констатирует FT. «Мы очень надеялись, что в течение дня премьер-министр сможет разрешить ситуацию с президентом», – признался изданию источник из окружения Давутоглу.

Теперь инсайдеры Партии справедливости и развития (ПСР) рассказывают о хаотической напряженности в турецком истеблишменте в ожидании последнего слова президента. Среди возможных преемников называют министра транспорта Бинали Йылдырыма, который еще в 2013 году был в числе лиц, против которых проводилось антикоррупционное расследование. Ныне оно прекращено. Кроме того, упоминают министра энергетики и зятя президента Берата Албаярака, а также министра юстиции Бекира Боздага. Все трое – ближайшие к президенту люди.

Другой знакомый с ситуацией источник предупредил, что решение по поводу съезда еще может измениться, «усилия в этом направлении продолжаются». Ему вторил и собеседник из окружения Давутоглу, подчеркнувший, что, несмотря ни на что, встреча премьера и президента прошла в теплой атмосфере и ее итоги не окончательны.

«Давутоглу был ключевым собеседником для Европы»

Двух лидеров разделяли не только споры по поводу арестов ученых и журналистов, переговоров с курдами. Одним из главных камней преткновения остаются отношения с Евросоюзом. «Именно с Давутоглу Турция подошла так близко к соглашению об отмене виз. Однако Эрдоган и здесь решил обуздать своего премьер-министра», – подчеркнула FT.

По мнению аналитика центра Teneo Intelligence Вольфганго Пикколи, президент Эрдоган увидел в соглашении с ЕС попытку Давутоглу создать базу для укрепления собственной власти. При этом он признал: «Давутоглу не имеет достаточной поддержки ни в правящей ПСР, ни в Турции в целом, чтобы бросить вызов Эрдогану... Скоропостижный уход Давутоглу показывает, что доминирование Эрдогана в ПСР и в исполнительной власти является абсолютным и неоспоримым».  

Возможный уход Давутоглу сильно беспокоит Европу. «Внутренние события в Турции имеют большое значение в Берлине и Брюсселе, особенно те, которые укрепляют власть Эрдогана, после того как он четко высказал свой скептицизм по поводу сотрудничества с ЕС, – отметил эксперт компании Eurasia Group Муджтаба Рахман. – Давутоглу был ключевым собеседником для Ангелы Меркель и Европы в целом, именно это позволило установить рамки, чтобы контролировать потоки беженцев».

«Соглашение с ЕС было проектом Давутоглу, и будущее документа станет еще более туманным после его ухода», – соглашается с экспертом и Reuters. Отмена виз с ЕС – это главный приз для турок, она существенно бы повысила рейтинг Давутоглу среди населения, отмечает агентство и цитирует при этом возмущенного по этому поводу Эрдогана: «Во время моего пребывания на посту премьер-министра нам обещали это (отмену виз – прим. ВЗГЛЯД) в октябре 2016 года, – сказал однажды Эрдоган. – Я не понимаю, почему отсрочка еще на четыре месяца представляется как победа. Меня огорчает эта презентация мелких вещей в большом свете».

Наращивать народную поддержку – заветная цель Эрдогана. Она ему нужна, чтобы перейти к президентской системе, напомнил Синан Ульген.

Ранее в среду Давутоглу уже выступил в парламенте с нехарактерно краткой для него речью, где намекнул на возможную отставку. Он сказал, что готов отказаться от «любой работы, которую ни один смертный даже бы не подумал бросить».

При этом сам Эрдоган еще не раз упрекнет Давутоглу в неблагодарности к своему патрону, уверены журналисты NYT. «Нет никакой разницы между старостой, который не смог завоевать сердца людей в деревне, или президентом, который не смог заручиться поддержкой своего народа, – напомнило издание одно из высказываний Эрдогана. – Важно не забывать о том, как вы получили свой пост и что вы должны делать, какие у вас цели».

Однако даже с новым премьер-министром Эрдогану будет не так-то легко изменить конституцию в сторону укрепления президентской власти. У ПСР для этого нет достаточного числа мест в парламенте, да и опросы показывают, что общественность против предложенной президентской системы Эрдогана, отмечает NYT. Между тем аналитики издания не исключают, что Эрдоган после смены премьера может пойти на проведение досрочных выборов, чтобы получить больше мест в парламенте.

Расплата за критику

Специалист по Турции, директор аналитического агентства «Ближний Восток-Кавказ» Станислав Тарасов отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД, что в Турции идет аппаратный государственный переворот. «Задача Эрдогана заключается в отставке Давутоглу и назначении на должность премьера более сговорчивой персоны», – сказал Тарасов. 

«Серьезный конфликт между Эрдоганом и Давутоглу возник сразу после парламентских выборов в прошлом году. Тогда Давутоглу стал премьером и возглавил партию со всей полнотой власти, а Эрдоган – президентом, формально не обладающим никакими полномочиями. С точки зрения законодательства, президент Турции никто. Однако де-факто Эрдоган продолжал оставаться ключевой фигурой. После этого Эрдоган начал продвигать новую конституцию и пытался трансформировать парламентскую систему в президентскую. Давутоглу, в свою очередь, став премьером, начал критиковать этот проект», – сказал Тарасов.

Собеседник отметил, что Эрдоган после ухода с поста премьера ни на секунду не упустил вожжи власти. «Давутоглу так и не смог сформировать кабинет министров по своему усмотрению. Кабинет весь контролируется Эрдоганом. Наряду с этим Давутоглу – стопроцентный проамериканский политик. Когда Эрдоган полностью развалил диалог с курдами, начал притеснять СМИ, ввел страну в кризис, Давутоглу начал активно огрызаться. Конфликт между ними набирал обороты», – добавил эксперт. 

Политолог также добавил, что на конфликт между Эрдоганом и Давутоглу влияет внешнеполитическая ситуация. «Внутри страны идет реальная гражданская война с курдами, экономическая ситуация критическая. Правящий в Турции класс чувствует, что находится в изоляции. Когда Анкара сбила российский самолет, это ухудшило положение Турции. Москва стала дистанцироваться от Турции, что усугубило положение Анкары. Запад не стал защищать свои кадры, когда с ними расправлялся Эрдоган. Сложно сказать, что будет с Давутоглу и что он будет предпринимать», – подытожил Тарасов.

..............