Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

12 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
26 июля 2014, 19:00 • Клуб читателей

С чего начинается Родина

Игорь Оленев: С чего начинается Родина

С чего начинается Родина
@ из личного архива

Что делают люди, искренне считающие себя патриотами, во имя своей великой любви к Родине, кроме крика «Слава Украине»? И что это вообще такое, Родину любить?

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Игоря Оленева о набирающем популярность среди молодежи новом движении – скаутах.

Что можно сказать киевским детям, скачущим на школьной линейке с кричалкой «Москаляку на гиляку»? «Ребята, давайте жить дружно?» Что чувствуют подростки, в едином порыве выкрикивающие речовки «Слава нации! Смерть ворогам!»? Чем они занимаются, интересуются в жизни? Что делают люди, искренне считающие себя патриотами, во имя своей великой любви к Родине, кроме крика «Слава Украине»?

У ребенка вырабатывается система мотивации роста – улучшения своего поведения согласно скаутским законам, а не животно-потребительское отношение к жизни

И что это вообще такое, Родину любить? И в чем она, Родина? С чего она начинается? С драки в турецком отеле «Кемер»? Сам 5-звездочный от этих «игр патриотов», кстати, отказался.

Как человеку, рожденному в СССР и объездившему за свою жизнь почти всю его территорию, мне непонятно это искусственное разделение на «небратьев», но близки слова песни из к/ф «Брат-2»:

«Я узнал, что у меня
Есть огромная семья:
Речка, поле и лесок,
В поле – каждый колосок...
Всех люблю на свете я,
Это – Родина моя!».

За 23 года у нас выросло поколение, воспитанное не на любви к своей стране и своей земле, а на антагонизме «Украина – не Россия!». Так с этим никто и не спорит – мы теперь совершенно разные, суверенные государства.

Но это же не значит, что если украинцы – «не русские», то им не должны быть присущи такие исконно славянские черты, как взаимовыручка, сочувствие и сострадательность к ближнему и любовь к Богу.

Еще в канун Нового 2014 года настоятель наших храмов – протоиерей Андрей Ткачев в своей статье: «Что можно понять, глядя на толпу, выплеснувшуюся на улицы украинских городов?» писал: «Я бы сказал так: найдите себя, пока нет войны. Это великий нравственный вывод из всего происходящего. Если вы не нашли себя в мирное время, то начавшаяся война вовлечет вас в себя так, как ветер тянет внутрь своего вихря тротуарные бычки, фантики и прочий мусор. Мусор, господа, это не милиция. Это – те легкие и дешевые души, хоть бы их были и миллионы (число неважно), которые увлечены массовым порывом без личных осознанных мнений».

Уже около 10 лет занимаясь с детьми, я понимаю, что все проблемы сегодняшней Украины выросли вместе с новой инфантильной порослью молодых украинцев, которых воспитали не в духе уважения к прошлому своей страны и своей семьи, а в презрении к труду и людям труда.

Отсюда это брезгливое «ватник» или «колорад» и потребительское отношение к Родине, которую эти самые «ватники» и «колорады» строили и защищали. Увы, поколение, воспитанное на идеологии потребления, способно лишь к разрушению, но не к созиданию. Поэтому теперь у нас революция, а ее логика в разрушении и сносе – памятников, памяти и авторитета: «кто был ничем – тот станет всем!».

Но сколько ни прыгай на капоте машины посольства России, сколько ни кричи «Героям слава!», зияющая пропасть внутренней пустоты будет генерировать еще большую агрессию и энергию разрушения, именно поэтому взрослые дяди и тети для реализации своих политических амбиций используют молодежь и даже детей – за их неокрепшие умы и горячие сердца разгорелась поистине настоящая война.

Как грибы после дождя растут всевозможные военно-патриотические организации, где могут научить готовить «коктейль Молотова» и прочим псевдогероическим «секретам», которые на самом деле являются рецептом расчеловечивания подростков.

Подобно популярным в последние годы секциям восточных единоборств и йоги, предпринимаются попытки создания скаутских организаций. Пока такие группы создаются и вырастают силами энтузиастов, но это имеет хаотический характер, а все попытки конфедерации приводят лишь к выяснению отношений между собой.

Поэтому должна быть централизованная, государственная поддержка этого движения через социальные службы либо ведомства по работе с молодежью, в которые с правом решающего голоса должны входить руководители скаутского движения.

#{image=211811}В этом плане особое внимание заслуживает инициатива министра культуры Российской Федерации Владимира Мединского, организовавшего системную поддержку военно-патриотического воспитания детей на духовных традиционных ценностях.

Однако идея развития скаутского движения в России и его государственной поддержки сразу вызвала кривотолки, поскольку слово «скаут» ассоциируется с чем-то англо-американским, а следовательно враждебным – никто не связывает движение скаутов с русскими, тем более православными традициями.

Конечно, слово «скаут» действительно не наше и в переводе с английского означает «разведчик». «Зачем России какие-то скауты, если у нас были свои пионеры?» – возмущались многие комментаторы данной новости. Люди старшего поколения на вопрос о том, кто такие скауты, обычно отвечают, что это «ихние пионеры». Но не все так просто.

Скаутинг (англ. – разведывание) – всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и интеллектуальным развитием молодых людей. Цель – помочь молодежи занять конструктивное место в обществе и быть полезной своему Отечеству. Основано в 1907 году в Великобритании полковником Робертом Стивенсоном Смитом Баден-Пауэллом.

А дело было так: полковник просто решил вывезти группу мальчиков-подростков на незаселенный остров и организовать палаточный лагерь – своего рода школу выживания. Этот эксперимент дал положительный результат, заложив новые принципы в мотивации и воспитании молодежи в современном обществе.

Они отразились в скаутском обещании и скаутских законах. И на сегодняшний день главный символ скаутинга – скаутская лилия – символизирует три основных принципа скаутинга: верность Богу, верность Отечеству и помощь ближним.

Трудно подобрать более духовный символ: в геральдике лилия традиционно символизирует чистоту и непорочность, преданное служение Пресвятой Богородице (поэтому архангел Гавриил изображается на иконе Благовещения с лилией). Сам Господь Иисус Христос уподобляется в Священном Писании Ветхого Завета лилии долин (Песнь песней 2:1).

В старину стилизованная лилия изображалась на картах, указывая своим центральным лепестком направление на север. В свою очередь, скаут, как стрелка компаса, должен быть надежным проводником к скаутским идеалам для человечества.

Стрелка компаса указывает направление на север к Полярной звезде. Поэтому Полярная звезда часто тоже рассматривается как скаутский символ неуклонного стремления к вечным идеалам.

Все это доказывает, что изначально идея скаутинга сугубо духовна, аполитична и имеет прикладной аспект. Так, лилия никогда не растет в водоемах с грязной водой, а ее стебель сам по себе является природным фильтром, через который в походе можно пить воду из водоема.

И вытекающие отсюда скаутские законы: скаут честен, вежлив, бережлив, верен, бодр, защитник природы, и достигается это послушанием к старшим и преодолением трудностей. Все эти принципы неминуемо вырастают из заповедей Божьих, и таким образом, через нравственный закон общества происходит христианское воспитание подрастающего поколения.

Но вернемся к нашей истории. Почти сразу скаутское движение пришло и в нашу страну: царь Николай II, прочитав в 1910 году книгу Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», стал активно развивать это движение в Российской империи. Осенью 1917 года в России насчитывалось 50 тыс. скаутов в 143 городах страны.

На сегодняшний день скаутское движение представляет из себя лидерско-ступенчатую систему воспитания молодежи, где коллектив формирует и мотивирует нравственно-духовное, военно-патриотическое и природно-сберегающее сознание.

В чистом, первоначальном скаутинге инициатива создания, роста организации исходила «снизу», то есть группа энтузиастов, понимающих, что объективное воспитание детей возможно только в здоровом коллективе на основе нравственных законов (скаутские законы), и создавали свои подразделения, в которых каждому участнику давались права и обязанности: кат-скута (чижика), скаута (разведчика), ровера (лидера).

У ребенка вырабатывается система мотивации роста – улучшения своего поведения согласно скаутским законам, а не животно-потребительское отношение к жизни (вспомним роман «Повелитель мух»).

А еще в походных условиях (лес, горы, море – природа) старший (лидер) является авторитетом в принятии решений, поступков, происходит воспитание личным примером, что в конечном счете становится поведенческой моделью, эталоном образа жизни и формирует стремление к нему приблизиться («а чтобы сделал в этом случае дядя Коля?»).

В истории скаутинга известны примеры, когда государство брало на себя главенствующую роль в этом движении, привнеся в него свою идеологическую сущность (пионерия в СССР, Китае, Корее; гитлерюгенд в фашистской Германии), но такие организации приходили в упадок, как только утрачивали поддержку правящей власти.

Собственно, попытки искусственного создания подобных систем «сверху» предпринимались у нас изначально: в царское время это скаут-отряды по принципу потешных кадетских полков, затем – пионерия, сейчас – казачество.

Все эти формы имеют право на существование, но скаутинг как эффективный способ воспитания приобрел международное мировое значение, и сегодня нет необходимости придумывать свой велосипед – надо взять себе на вооружение весь накопленный опыт и пропустить его через призму православия и русского Духа и выдать новый «непревзойденный» результат.

Также вызывает интерес участие и опыт церкви в этом деле, когда церковь становится гарантом отсутствия личностных амбиций, например, Селигер, Братия, но это не скаутские платформы, а, скорее, фестивальные молодежные программы, которые в первую очередь способствуют стимуляции знакомства и общения между молодыми людьми, но вряд ли как системное воспитание подрастающего поколения с 8-9-летнего возраста и до 25-30 лет.

Основатель скаутского движения Баден-Пауэлл говорил: «Скаутинг – это не клуб по интересам, не воскресная школа, а школа выживания в лесу». Наша же задача, сохранив традиции, развивать это добровольное движение, которое помогает молодежи научиться самостоятельному мышлению. В популярном у молодежи к/ф «Ночной дозор» есть замечательная фраза: «Легче погасить в себе свет, чем развеять тьму вокруг».

Поэтому миссия скаутинга – содействие воспитанию молодежи через систему ценностей, основанную на скаутском Обещании и Законе, чтобы помочь построить лучший мир, где каждый человек является самореализованной личностью и играет конструктивную роль в обществе.

Ведь «можно одурманить немцев спесью оттого, что они – немцы и соотечественники Бетховена. Так можно вскружить голову и последнему трубочисту. И это куда проще, чем в трубочисте пробудить Бетховена» (Антуан де Сент-Экзюпери: «Планета людей»).

..............