Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
6 июля 2015, 20:15 • Политика

Ядерная сделка с Ираном затронет нефтяные интересы России

Ядерная сделка с Ираном затронет нефтяные интересы России
@ Raheb Homavandi CJF/Reuters

Tекст: Юрий Зайнашев

В Кремле анонсировали встречу лидеров России и Ирана в рамках предстоящего саммита ШОС в Уфе, а также серию экономических сделок с Тегераном. Американские эксперты удивлены: Россия больше всего помогает продвигать переговоры вокруг «ядерной сделки» с Тегераном, хотя она же больше всего и проиграет в случае их успеха.

Как признал накануне американский телеканал NBC, Москва играет ключевую роль в переговорах с Тегераном и «помогает Вашингтону» в этом вопросе, несмотря на напряженные отношения.

Иран – это страна, роль которой в Евразии неизбежно будет расти. Это страна сложная, но серьезная

«И это интересно, поскольку, несмотря на разногласия по Украине, санкции, противостояние Путина и Обамы и их ужасные отношения, в этих переговорах Россия оказывает существенную помощь, – отметила корреспондентка NBC Андреа Митчелл. – Россия преследует свои собственные интересы. Они хотят наладить экономические отношения с Ираном. Если будет заключено соглашение, Россия хочет начать продавать им нефтедобывающее оборудование, как только будут сняты санкции. К тому же Россия не хочет иметь у своих границ Иран, обладающий ядерным оружием».

Однако именно Россия понесет наиболее существенные потери среди крупнейших нефтепроизводителей при возвращении Ирана на глобальный энергорынок, предположили в понедельник эксперты, опрошенные агентством Bloomberg.

Иран рассчитывает увеличить экспорт нефти вдвое в течение шести месяцев после снятия санкций. Помимо России, рост конкуренции на европейском нефтяном рынке коснется и таких стран, как Нигерия, Ангола, Колумбия и Ирак, отмечают трейдеры.

Флагманский сорт российской нефти – Urals – по своим характеристикам напоминает иранскую нефть, которую в Европе использовали до санкций. «Возможно, именно Urals в какой-то мере придется конкурировать с возобновленным иранским экспортом в Европу», – цитирует портал ИноТВ Дэвида Файфа, главу службы исследований и анализа рынков сырьевого трейдера Gunvor Group Ltd. «Иран будет конкурировать в Европе непосредственно с Россией», – отмечает руководитель по исследованиям в сырьевом секторе Citigroup Inc Эд Морзе.

Иран потерял возможность экспортировать нефть в Европу три года назад после введения странами ЕС соответствующего эмбарго. Одновременно с американскими санкциями это привело к падению добычи в стране с 3,6 млн баррелей в сутки (б/с) в 2011 году до 2,6 млн б/с в прошлом году. Россия тогда выиграла больше других. Так, в 2011–2014 годах Россия нарастила экспорт нефти в Азию и Европу, являющиеся крупнейшими рынками Ирана, на 420 тыс. б/с, свидетельствуют данные Trade Map.

Достигнуто важнейшее международное соглашение: Запад снимает санкции с Ирана. Что это означает для России?



Результаты
55 комментариев

Как сообщила в понедельник газета ВЗГЛЯД, «шестерка» международных переговорщиков и Иран в Вене уже одобрили концепцию параллельного процесса снятия санкций и ответных шагов Тегерана в его ядерной программе, заявил высокопоставленный иранский дипломатический источник.

«Минус этого соглашения для России в том, что иранские нефть и газ пойдут на европейский рынок, для чего это соглашение и готовится. Они туда пойдут ровно для того, чтобы вытеснять оттуда российские нефть и газ», – пояснил газете ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Политические последствия соглашения он видит только в мрачном, даже апокалиптическом свете. «Долгосрочные перспективы этого соглашения, если за ним будет то, что мы предполагаем, – это большая война, такого же масштаба, как Вторая мировая. Какие-то государства, как Саудовская Аравия, ее не переживут», – считает он. «Если предположить появление на рынке иранского атомного оружия, то это будет чревато обрушением режима нераспространения, полным изменением баланса сил в регионе и даже в мире. Но это будет потом. Помешать этому возможно только военным путем, дипломатически ничего сделать нельзя», – заявлял Сатановский ранее газете ВЗГЛЯД.

Зато для России вреда от «большой войны» Сатановский не предвидит. «Если в результате такой большой войны на Ближнем Востоке нефть и газ не поступят на рынке Европы, нашему бюджету от этого какой ущерб?» – риторически спрашивает эксперт. «Если Иран и Израиль вступят в ядерную войну, для меня это будет прискорбно, поскольку у меня в Израиле много друзей. Но Россию как страну это не затронет никаким образом», – сказал Сатановский.

Председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов согласен, что Москве невыгодно возвращение Тегерана в качестве конкурента на нефтегазовые рынки.

«В принципе, да, это так. Но такие схемы слишком примитивны. Речь идет о гораздо более масштабной теме. Весь этот процесс нужен не Америке, а Ирану в первую очередь. Договориться хочет Иран. Там давно поняли, что изоляция сковывает их развитие. При этом Иран – это страна, роль которой в Евразии неизбежно будет расти. Это страна сложная, но серьезная. Поэтому тормозить переговорный процесс, удерживать их в изоляции, скорее всего, нам просто не удастся, зато отношения с ними испортить можно. Но мы с ними претендуем на долгосрочные отношения», – пояснил Лукьянов газете ВЗГЛЯД.

«Иран и так нам не очень-то доверяет, учитывая нашу извилистую, промежуточную позицию в последние годы – вроде как мы были против санкций, но при этом за них голосовали в Совбезе ООН, – напомнил политолог. – Нам имеет смысл стараться отношения укреплять, понимая, что никаким нашим сердечным другом Иран тоже не будет». Иран, по его словам, настроен на самостоятельную роль и будет маневрировать между всеми.

«В случае снятия санкций искусственная ситуация заканчивается... Ну, придется соперничать за их внимание, за место на рынке, – говорит политолог, – причем не только с Западом, но и с Китаем. Симпатий ни у кого нет. Это как с Индией. У нас с индийцами даже симпатии есть, но это не значит, что они покупают только у нас».

Кремль в понедельник анонсировал встречу президентов России и Ирана Владимира Путина и Хасана Рухани в рамках предстоящего саммита ШОС в Уфе. Помощник президента России Юрий Ушаков также рассказал, что российские компании в рамках сделки «нефть в обмен на товары/услуги» уже прорабатывают ряд конкретных проектов, включая геологоразведочные работы в Иране, строительство там глиноземного завода и возобновление сборочного производства грузовиков КАМАЗ. Как известно, Россия и Иран год назад подписали меморандум, предполагающий, в том числе, расширение сотрудничества в области поставок машин, оборудования, товаров народного потребления и сельхозпродукции.

Одновременно со ссылкой на дипломатов в понедельник появились тревожные сообщения о новых трениях между переговорщиками в Вене.

Иран настаивает на снятии санкций Совета Безопасности ООН применительно к разработке им ракетных технологий в рамках сделки с «шестеркой» по ядерной программе. «Страны «шестерки» не согласны с таким требованием», – отмечает агентство. «Иранцы хотят, чтобы эти санкции были сняты. Они настаивают на том, что смысла увязывать их с ядерной программой нет. С такой точкой зрения сложно согласиться», – цитирует «Рейтер» западного дипломата. Переговорщик с иранской стороны в свою очередь добавил, что Тегеран также хочет добиться снятия санкции Совбеза ООН на поставку вооружений.

Вопрос первоочередного снятия оружейного эмбарго после выхода на соглашение Ирана с «шестеркой», как неоднократно заявлял замглавы МИД РФ Сергей Рябков, является одним из требований Москвы.

Впрочем, эксперты не ждут, что подобные споры в последний момент могут сорвать сделку. «Уровень недоверия между Ираном и США остается огромным, поэтому в соглашении они хотят записать каждую мелочь. Идет финальная стадия. Все пытаются выжать как можно больше. Тегеран сто очков вперед даст любому в искусстве вести переговоры. До последней секунды они что-то себе выдавливают. Так что это если не блеф, так переговорный инструмент», – пояснил Федор Лукьянов.

В этом смысле, по его мнению, эта длительность и ожесточенность переговоров – хороший признак. «Это означает высокую вероятность, что соглашение будет выполняться», – подытожил эксперт.

..............