Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

0 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

6 комментариев
26 февраля 2015, 20:15 • Экономика

Украину захлестнула продуктовая паника

Украину захлестнула продуктовая паника
@ Павел Паламарчук/РИА «Новости»

Tекст: Ольга Самофалова

Очередной виток обесценивания гривны вылился на Украине в продуктовый ажиотаж. Пустые прилавки, длинные очереди и даже драки в магазинах напоминают голодные 90-е годы. Покупателей можно понять – цены растут буквально не по дням, а по часам. Однако есть и существенные отличия от ситуации девяностых годов.

Одной из особенностей валютного кризиса на Украине стала паника среди населения, вылившаяся в продуктовый ажиотаж, который в четверг накрыл уже всю страну. Торговые центры оккупировали делегации покупателей, многие из которых пожилые люди, очереди в кассу растянулись на десятки метров, описывают ситуацию в киевском «Ашане» украинские «Вести». В СМИ и соцсетях выкладываются фотографии с пустыми полками.

Сахар на развес все время «выбрасывают» на прилавок продавцы, но его тут же разбирают. Люди спорят за место в очереди

«Покупатели берут продукты относительно долгого хранения: муку, масло, сгущенку, дешевые консервы (типа бычков), пряники, курицу, сахар. Этих продуктов в супермаркете уже почти нет. Сахар на развес все время «выбрасывают» на прилавок продавцы, но его тут же разбирают. Люди спорят за место в очереди, много перебранок, толкотни», – пишет издание. В украинских регионах ситуация аналогичная. Ажиотаж дошел до такой степени, что многие продуктовые магазины еще накануне начали ограничивать продажу продуктов в одни руки. Например, сахара не больше 25 кг на одного человека.

Украинцев можно понять – цены растут не просто каждый день, а каждый час. Вчера макароны были по 11 грн, а завтра, сказали продавцы, будут уже по 15 грн, говорит одна из жительниц Запорожья «Вестям». Другой случай: заказали месяц назад диван за 10 тыс. грн, внесли предоплату в 5 тыс. грн. На днях привозят диван, а он стоит уже более чем вдвое дороже – 23 тыс. гривен, о чем даже не предупредили покупателя. Правда, тут же на месте сторговались до 15 тыс. Другая жительница Запорожья рассказывает, что заказала межкомнатную дверь за 4500 грн, но через час перезвонили сообщить, что дверь стоит уже 5500 грн.

Массовый наплыв покупателей наблюдается и в аптеках, где цены на лекарства тоже поднимаются каждый день. «Скупают лекарства от простуды, для сердечников, лекарства, которые нужно принимать постоянно», – отмечают «Вести».

Ажиотаж докатился и до автомобилистов, которые начали запасаться бензином – заливать полные баки и канистры. «Буквально неделю назад бензин стоил 22 гривны, сейчас – 26 гривен (48 рублей по текущему курсу – прим. ВЗГЛЯД). И многие опасаются, что это не предел и литр бензина будет стоить 28 гривен. Это очень опасная ситуация. Для Украины цены на бензин – очень болезненная вещь», – говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. «Когда узнал о том, что утром будет скачок доллара, в три часа ночи встал с кровати, поехал на заправку и залил в канистры 100 литров бензина, пока он стоил еще 23 грн. Сейчас стоит 29», – рассказал украинским «Вестям» зампред правления одного из банков.

Украина вернулась в 90-е?

Вся эта ситуация с очередями и пустыми полками, несомненно, напоминает 90-е. Как показывает историческая практика, поведение населения в условиях резкого обесценивания национальной валюты очень схоже вне зависимости от страны.

#{smallinfographicright=731363}И все же полностью эта аналогия некорректна, считает Охрименко. Главное отличие ситуации на Украине от 90-х годов в том, что в реальности в стране нет товарного голода. Продуктовый ажиотаж возник по психологическим причинам. Первыми его начали пенсионеры и социально слабо защищенные жители страны.

«В крупных украинских магазинах есть привычка продавать ряд продуктов на развес, которые дешевле, чем упакованные. Основные покупатели такой продукции люди с небольшими доходами. Когда курс доллара стал расти, началась паника, и действительно спрос на такую продукцию вырос. И фотографии с пустыми полками именно в этих отделах. Более дорогие крупы в упаковках стоят», – рассказывает Охрименко.

Далее паника начала расходиться, как цепная реакция, причем усиливали ее сами продавцы. «В некоторых магазинах даже ввели ограничения, например 5 кг сахара в одни руки. Это еще больше подстегнуло спрос на продукцию. Некоторые торговые сети повели себя не совсем красиво, когда стали заявлять, что запасы на складах заканчиваются. Это были заведомо провокационные заявления. Им очень выгодно продать не очень популярный товар», – говорит Охрименко.

На Украине, объясняет украинский экономист, наоборот, наблюдалось небольшое затоваривание продуктов питания. Это легко объясняется снижением вдвое покупательской способности за последний год.

«Тут уже слухи пошли, что сахар уже завтра подорожает на 25%. И пресса ажиотаж нагнетает», – добавляет он.

Отличие от России

Если сравнивать с ажиотажем в магазинах в России в декабре прошлого года, то тогда россияне в первую очередь стали скупать бытовую технику, а не крупу. «На Украине был покупательский ажиотаж на бытовую технику сразу после Майдана. Сейчас второй волны нет, потому что уже нет тех денег и нет той дешевой техники. Тогда уже все накупили», – объясняет Охрименко.

Впрочем, есть еще и другая причина, почему украинцы побежали запасаться продуктами питания, а не телевизорами. «Если посмотреть на темпы инфляции, то разница весьма очевидна. Если в России даже по самым пессимистичным прогнозам годовой уровень инфляции может достигнуть 16%, то Нацбанк Украины уже сейчас прогнозирует инфляцию на уровне 30%», – говорит Артем Деев из ФК AForex. Для наглядности: за весь прошлый год гривна упала к доллару в два раза, а в 2015 году – еще в два раза уже за неполные два месяца.

Кроме того, в отличие от ЦБ РФ, Нацбанк Украины не располагает внушительными золотовалютными запасами, у Украины осталось всего 6,4 млрд долларов (на начало февраля) – это в два раза ниже трехмесячного импорта. Поэтому НБУ не может с помощью валютных интервенций поддерживать гривну. Хотя накануне НБУ вынужден был потратиться и выкупить валюту на 80 млн долларов, а сегодня регулятор продал ее по курсу 28 грн за доллар. Это, кстати, притормозило рекордную девальвацию гривны, перешагнувшей порог в 30 грн за доллар до 34,5 грн. Но так недолго оставить страну вообще без ЗВР.

Повод для паники есть

«Что будет завтра, сказать пока сложно. НБУ вчера сделал одно, сегодня это отменил. Только официальный курс доллара уже за 30 гривен – никогда такого курса на Украине не было. В этом хаосе ничего прогнозировать нельзя. Не исключаю ситуацию, что сейчас деньги у людей закончатся, и они успокоятся», – ожидает Охрименко.

К сожалению, повод для паники у украинцев действительно есть, потому что пока прогнозы по курсу гривны у экономистов неутешительные.

«Опять же, в отличие от рубля, гривна не привязана к нефтяным котировкам, а потому оживление на сырьевом рынке, подтянувшее вверх рубль, вряд ли хоть сколько-нибудь положительно скажется на гривне», – говорит Артем Деев. Кроме того, проблемы в украинской экономике, связанные со спадом производства, ростом госдолга, который по итогам года может превысить 30 млрд долларов, со снижением торгового оборота с крупнейшим партнером – Россией, не решатся в одночасье даже в случае получения долгожданного транша от МВФ, добавляет он.

Поэтому избежать колоссального роста инфляции и девальвации национальной валюты в обозримом будущем будет практически невозможно. «Гривна в этом году может подешеветь еще на 30%, если политика киевских властей не изменится», – прогнозирует Мадина Абаева из QB Finance.

«Для разворота негативного тренда на валютном рынке Украины в настоящее время нет абсолютно никаких предпосылок. Рост курса гривны может произойти лишь в краткосрочной перспективе вследствие локальных всплесков продаж выручки со стороны экспортеров», – предсказывает финансовый аналитик «Альпари Украина» Александр Михайленко.

Кредитная поддержка от МВФ, даже если Киев ее все-таки получит, не станет фактором укрепления курса гривны, потому что гривна падает из-за неуверенности населения и бизнеса в завтрашнем дне, добавляет он.

Михайленко уверен, что вопрос стабилизации курса гривны остается в исключительно политической плоскости, НБУ уже фактически обезоружен. «Восстановление доверия к гривне, банковской системе и, как следствие, стабилизация курса гривны возможны лишь в случае деэскалации конфликта на востоке страны. По моему мнению, в случае отсутствия прогресса в деэскалации конфликта на Востоке мы увидим отметку в 50 грн за доллар уже в первой половине 2015 года», – предупреждает украинский финансист.

Как развивается валютный кризис на этой неделе

Во вторник и среду Нацбанк Украины ввел ряд ограничений для импортеров и банков для покупки валюты на межбанке, что вылилось в панику и хаос на улицах: в обменниках, в магазинах, у здания НБУ. После совещания накануне у президента, на котором Петр Порошенко потребовал от НБУ вернуть курс доллара к 21,7 гривны, гривна вчера вечером даже немного окрепла.

Но ожидаемо ненадолго. Потому что названный Порошенко курс доллара не имеет под собой экономических оснований. Это политический курс доллара: именно по курсу 21,7 грн за доллар сверстан госбюджет Украины, который был одобрен МВФ. Если Украина не вернет курс доллара к этому уровню, то МВФ точно потребует переписать заново госбюджет страны на 2015 год. Но страшно не это, а то, что сверстанный по-новому бюджет, исходя из текущих экономических реалий, может уже не понравиться МВФ. И это может стать причиной отказа предоставления денег по новой, расширенной программе кредитования.

Более того, после совещания Порошенко с НБУ и Яценюком так и не были озвучены пути выхода из валютного кризиса и редевальвации гривны.

И наконец, Нацбанк Украины фактически расписался в том, что не знает, что делать с курсом гривны. Накануне поздней ночью Нацбанк Украины отменил два своих ограничения, которые ввел только утром того же дня: запрет банкам покупать иностранную валюту по поручению клиентов, а также новый лимит дневного объема покупки валюты. Такие беспорядочные манипуляции и спровоцировали новый исторический антирекорд гривны в четверг, до 34,5 грн за доллар. И хотя гривна упала ниже 30 грн за доллар, для подавления паники среди населения этого уже маловато.

Еще надо понимать, что на черном рынке курс еще во вторник взлетел до 40 гривен за доллар и до 45 грн за евро (а в некоторых городах и выше).

..............