Особенности национальной охоты на агентов Кремля

@ фото из личного архива

22 сентября 2016, 18:25 Мнение

Особенности национальной охоты на агентов Кремля

В последнее время мы стали свидетелями целой серии неблаговидных скандалов, связанных с именами профессиональных украинских антикоррупционеров. В этом смысле наиболее показательна история депутата Сергея Лещенко.

Андрей Манчук Андрей Манчук

политолог

Зимним вечером, в самый разгар киевского евромайдана, мы зашли погреться в кафе, где сидели мои знакомые: журналистка, правозащитница и куратор одного литературного арт-проекта.

Говоря о Залищук, Энберге и Лещенко, блогеры отпускают шутки о «дружной шведской семье

Завязался дружеский разговор за чашечкой чая, который естественным образом касался происходящих вокруг событий – благо витрина кафе едва ли не звенела от лозунгов, которые скандировали выступавшие на майдановской сцене ораторы.

Наши собеседницы тоже говорили суровыми, рублеными митинговыми фразами.

Темой беседы была агентура Кремля. Коварные посланники увенчанных кровавыми звездами башен, которые невидимо, но вездесуще присутствовали вокруг нас: в органах украинской власти, в бизнесе, в СМИ – словом, практически везде. Они тайно отрабатывали свои газовые деньги, сбивая нашу страну с прямого пути в европейское будущее.  

Я слушал эти конспирологические инвективы, спорить с которыми не было особого смысла – истеризация общества достигла в те дни критического градуса, что не оставляло места для нормальной дискуссии с попытками апеллировать к здравому смыслу.

В тот момент я думал о том, что эти милые девушки давно и совершенно открыто получают финансовое вспомоществование от европейских или американских институций, которые так или иначе поддерживают их общественную деятельность, соответствующим образом ангажируя политическую позицию.

С именем Сергея Лещенко спыхнул новый скандал, в который оказалась вовлечена его бывшая гражданская жена Светлана Залищук (Фото: <a href= http://tabloid.pravda.com.ua/ target=_blank>tabloid.pravda.com.ua</a> )

С именем Сергея Лещенко вспыхнул новый скандал, в который оказалась вовлечена его бывшая гражданская жена Светлана Залищук (фото:

tabloid.pravda.com.ua)

Конечно, здесь не было никакой тайны – больше того, мы не раз общались в рамках различных социально-политических и культурных мероприятий, которые сплошь и рядом оплачивались за счет иностранных фондов или организаций.

Даже аренда офиса, где собирались за год-полтора до начала евромайдана киевские левые, включая нашу собственную группу, частично финансировалась за счет организации, близкой к Демократической партии США.

Известный американский журналист Андре Влчек, который гостил у нас в Киеве, был немало шокирован этим обстоятельством. А мы поясняли ему, что на грантовой помощи взрастили целое поколение молодой украинской интеллигенции – впечатляющее достижение по-настоящему имперской политики, которую многие годы проводили в нашей стране США и Евросоюз.

Безусловно, это самым прямым образом влияло на политическую позицию борцов с коррупцией и чиновничьим произволом, которые проводили эту борьбу сугубо избирательным образом.

Например, было изначально понятно, что если международные институции ситуативно поддерживали акции против злоупотреблений министра образования регионала Дмитрия Табачника, то никто из них не стал бы финансировать кампанию протеста против «майдановских» министров Сергея Квита и Лилии Гриневич, которые содействовали ликвидации стипендий и сокращению сельских школ – согласно рекомендациям западных неолиберальных экспертов.

Увы, слишком многие думающие граждане нашей бедной периферийной страны привыкли считать нормальной эту финансовую, а значит, и политическую зависимость – не обращая внимания на то, что она становится все более унизительной.

Но зато они усиленно призывали украинцев к борьбе с вездесущими агентами влияния Москвы.

В реальности российские власти практически не пытались серьезно конкурировать со своими западными партнерами в борьбе за сознание украинцев, ограничиваясь контактами с небольшим пулом малоизвестных и маргинальных деятелей, общественное влияние которых всегда находилось на нулевой отметке.

Это не входило ни в какое сравнение с по-настоящему масштабной деятельностью американских и европейских доноров, которые в буквальном смысле слова сформировали на Украине новое поколение подконтрольных себе политических элит, чем-то похожее на клиентелу – древнеримское сословие, полностью зависимое от поддержки своих патронов.  

Причем потоки грантовых денег, которые стали основным источником заработка для множества украинских экспертов и журналистов, логичным образом способствовали росту коррупции в этой среде профессиональных антикоррупционеров.

И не удивительно, что в последнее время мы стали свидетелями целой серии неблаговидных скандалов, связанных с именами ее самых известных представителей.

В этом смысле наиболее показательна история депутата Сергея Лещенко – самого известного представителя этого поколения, бывшего журналиста и лидера антикоррупционного движения «Честно», который бичевал пороки чиновников эпохи правления Януковича, а после евромайдана прошел в парламент от президентского блока.

Лещенко и команда его единомышленников в течение многих лет работает с иностранными неправительственными организациями и пользуется открытой поддержкой американских политиков и дипломатов – что даже позволило ему заявить о своих претензиях на пост президента страны.

А вскоре после этого выяснилось, что депутат без особой огласки купил на свое имя элитную киевскую квартиру, стоимость которой никак не соответствовала его реальным доходам.

Депутат-антикоррупционер неуклюже оправдывался, заверяя, что дорогое жилье приобретено с помощью его работающей ди-джеем девушки, при поддержке матери или за счет занятых денег, якобы взятых в долг у бывшей начальницы – редактора Алены Притулы.

Однако практически сразу же вслед за этим вспыхнул новый скандал, в который оказалась вовлечена Светлана Залищук – ближайшая политическая соратница Лещенко и его бывшая гражданская жена, которая вместе с ним подвизалась в области разоблачающей коррупцию журналистики и попала после Майдана в украинский парламент.

Ее также уличили в покупке не учтенной в декларации элитной квартиры стоимостью 18 миллионов гривен – колоссальная сумма для миллионов обнищавших украинцев.

Оправдываться теперь пришлось уже Залищук. По ее словам, недвижимость была подарена ей нынешним гражданским мужем, которым оказался Мортен Энберг – глава офиса Совета Европы на Украине и бывший заместитель посла Швеции в нашей стране.

Причем характерно, что дипломатическая карьера Энберга развивалась при Карле Бильдте – фанатичном стороннике восточноевропейской экспансии НАТО и адепте неолиберальных реформ, который самым активным образом содействовал становлению нашего специфического «гражданского общества», заколосившегося на удобренной щедрыми грантами почве.

Как вскоре выяснили украинские журналисты, официальные доходы шведского дипломата также не соотносятся с реальной стоимостью квартиры его гражданской жены Залищук.

И хотя Энберг пока отказывается комментировать эту почти анекдотическую ситуацию, из нее вполне ясно, насколько зависима и коррумпирована «новая генерация реформаторов», позиционирующая себя альтернативой «совково-олигархическим» политикам, и какие средства расходуются на поддержку ее ведущих фигур.

Говоря о Залищук, Энберге и Лещенко, блогеры отпускают шутки о «дружной шведской семье».

Но в этом случае особенно смешно то, что эти переплетенные между собой кланы иностранных патронов и их туземной клиентелы, которые развалили нашу страну ради своих дорогих квартир, все эти годы пугали нас тайными агентами Кремля, выискивая их под каждым кустом.

И пламенно призывали к борьбе с коррупцией, накапливая «подаренные» иностранными политиками миллионы.

..............