Что нам должна школа?

@ с личной страницы facebook.com

30 августа 2016, 18:50 Мнение

Что нам должна школа?

Все разговоры о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят.

Андрей Зайцев Андрей Зайцев

публицист

– Лучше бы школа учила детей варить пельмени! 

Школа – не камера хранения ребенка на десять лет

– Горожан надо учить выживанию в деревне, а селян – в городе.

– Хотят увеличить часы труда в школе, а не понимают, что скоро даже шоферов не будет – их роботы заменят.

– Школа учит только лояльности и идеологии, и это плохо.

– Историк не может быть министром образования, он ничего не понимает в точных науках.

Это лишь часть реплик и разговоров, которые я слышал за последнюю неделю. Родители, бабушки, дедушки, обыватели – все чего-то хотят от школы, считают, что она им что-то «должна».

По другую сторону «линии фронта» находятся учителя, полагающие, что им «должны» родители. Все списки литературы на каникулы, задания от музыкальной школы, добрые напутствия за лето не забыть математику или русский язык – это долги, которые со всех сторон обрушиваются на ребенка, на папу и на маму.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)

А еще конкурсы детских рисунков, поделок и сочинений, над которыми трудятся родители. Доходит до анекдота. У моих друзей не приняли настоящую детскую работу на конкурс детского рисунка и сказали маме:

– Почему же вы ему не помогли. Вы не видите, что это сделано неаккуратно?

В любом разговоре про школу не хватает той самой аккуратности.

Признания простого факта, что учитель – это не волшебник, который может превратить любого ребенка в Василия Ключевского или Сергея Аверинцева.

Понимания, что ребенок и его родители – это не пустые мешки, которые можно бесконечно наполнять всякими знаниями и заданиями, что для школьника, его папы и мамы школа – это далеко не всегда праздник, но часто тяжкая повинность. Для некоторых школа – это место, где надо «отсидеть 10 лет», чтобы потом забыть ее как страшный сон.

Я совсем не против школы. Я поработал учителем русского языка, литературы и даже истории в нескольких школах и могу сказать, что это – прекрасное место для социализации ребенка и взрослого, для чудесных психологических наблюдений, место, где можно заинтересовать школьников своим предметом (не всех и не всегда).

Вот, наверное, и все, что может дать школа. Детские и взрослые конфликты, обилие бумаг и отчетности, усталость учителей и агрессия учеников (можно и наоборот) – это черты не школы, а общества, так что эти проблемы невозможно решить распоряжением министра образования.

Хорошая школа в идеале создает комфортную среду для обучения ребенка, но не может учиться за него, плохая делает так, что конфликты и психологические проблемы значительно усложняют процесс обучения. И там, и там при желании можно приобрести необходимые знания, умения и навыки.

Но для этого нужно отказаться от модели «Нам все должны».

Все разговоры о любви, о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в педагогических институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией и соблюдают минимальные правила безопасности и приличия, которые позволяют им вместе находиться под одной крышей.

Педагогу запрещено бить и оскорблять школьника. Подросток не должен хамить учителю (родители, кстати, тоже). На переменах можно аккуратно побегать, на уроках лучше соблюдать тишину. В кабинете истории должны быть карты, в кабинете химии – пробирки и реактивы, в школьной столовой должны сносно кормить, в классе должны быть удобные  парты и стулья. Директор школы в идеале должен заботиться о своих учителях, педагоги – хорошо знать свой предмет и уметь интересно о нем рассказывать.

Вот и все, что нужно для создания нормальной школы.

Все остальное – процесс сдачи ЕГЭ или сочинения, выбор профильных предметов, количество часов истории или математики, наличие или отсутствие классов с углубленным изучением, список обязательных произведений по литературе – уже больше относится не только к конкретной школе, но и к государственной политике в области образования.

Не нужно представлять себе школу как земной рай или рассадник ужасов. Школа не должна учить вашего сына или дочь варить пельмени или делать из него великого ученого. Это задача родителей.

Но при этом родители тоже имеют право не участвовать в празднике урожая, празднике резьбы по моржовому клыку или в олимпиаде по истории, если их сыну или дочери это не нравится. 

Папам и мамам хорошо бы помнить, что школа – не камера хранения ребенка на десять лет, что воспитывает не учитель, а они сами, и что ребенок в конечном итоге может вырасти похожим на своих родителей, а не на (не)любимого учителя физкультуры или физики.

..............