Оппопитеки, навальдертальцы или американтропы

@ ИТАР-ТАСС

29 января 2015, 16:50 Мнение

Оппопитеки, навальдертальцы или американтропы

Наши навальные – это новый антропологический тип, которой можно обозначить как оппопитеки, навальдертальцы или американтропы. Приглядевшись, мы в логике их поведения увидим воскрешение архаических форм мышления.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Какая тоска, Боже мой... Наступает «Весна». «Проект Навальный», посадивший в тюрьму массу незнакомого, знакомого и даже родственного народа типа братца, придумал нечто неслыханное и неожиданное. То, что теперь уж обязательно и окончательно сокрушит власть. Приготовьтесь к принятию великой истины и яркого креатива. Он решил провести, вы не поверите... шествие против власти.

Они же будут уничтожать все живое, что попытается прорасти на оппозиционном поле, и уже сегодня успешно это делают

Вот так... А вы что думали?

На 100 тысяч человек, как всегда, для одной тысячи участников, которая, опять же, как всегда, распределится так. Обиженные судьбой и Богом навальнята со смузи, беспрерывно инстаграмящиеся и одержимо пишущие в «Твиттер» – 200 человек. Полиция – 500 человек. Кашинообразные из дружественных СМИ – 150 человек. Случайные остолбенелые прохожие – 50 человек.

1

Для чего это делается? Почему заела пластинка? Мы должны понимать, что наши навальные (вернее, их остатки) – это новый антропологический тип, которой можно обозначить как оппопитеки, навальдертальцы или американтропы. Приглядевшись, мы в логике их поведения, речах, поступках отчетливо увидим воскрешение архаических, пралогических, дочеловеческих форм мышления и действия.

Прежде всего, это связано с тем, что почти вся родовая община оппозиции, особенно ее вождь «проект Навальный», вышли из интернета. О восстановлении в интернете многих элементов архаики уже написано достаточно. Прежде всего, это возвращение к коллективному типовому мышлению, отсутствие личностных императивов, функциональная нравственность, когда для каждого значимого момента в жизни выбирается по мере необходимости нужный вариант социального поведения.

Свойства пралогического, прачеловеческого мышления, а вместе с тем и общества воскресают в нарочитом стремлении сетевых обитателей к упрощению реальности, к архаизации и примитивизация общения (смайлики, «трололо», «бугага», «упс» «бла-бла-бла» и т.д.), объединяя огромное количество людей, вернее «философствующих дикарей», которые сидят в них и которых раньше не могло объединить ничто.

Можно, кстати, обратить внимание, что сюжеты первобытных рисунков или пластики (палеолитические Венеры) были сходны для культур, расположенных на огромном расстоянии от Урала до Ламанша. То есть людей всего мира в понимании той эпохи. Человек становится частью виртуального мира, как раньше он был частью природы. Вместе с этим закономерно растет интерес к оккультизму, мистике, фантастике, неоязычеству. Иными словами, магическим формам управления действительностью.

В чем выражается архаичность оппопитеков, их возвращение к эпохе зари человечества? Прежде всего, в сознательной или инстинктивной реконструкции основных составляющих менталитета и бытия первобытного социума. Это политеизм, магизм, магические культовые практики, идолослужение и некоторые другие явления, которых мы коснемся.

2

Прежде всего, обратим внимание на магизм. Магизм, как известно, стремился к овладению силами и объектами природного мира с помощью ритуалов и заклятий с целью получения благоденствия. «Он был более всего заинтересован теми внешними выгодами, которые люди могут извлечь, подчиняя себе видимый и невидимый мир», – писал историк религии, священник А. Мень. Особенно ярко все это видно на примере оппозиционных акций, о чем пойдет речь ниже.

В ходе эволюции, вызванной протестной борьбой, у американтропов начинается процесс выделения особой касты – иерархизированного жречества. К ключевым фигурам этой касты, высшему жречеству относится Навальный, Венедиктов и их приятели из Белого дома. Ниже идут остальные – Немцов, Быков-Зильбертруд, Акунин, Парфенов и пр.

Как и положено, в архаической структуре жречества почти нет женщин (например, среди бурятских и тувинских шаманов женщин ничтожно мало), что напрямую отражает маскулинный характер архаических пантеонов. Например, в славянском языческом пантеоне была только одна богиня Мокошь, и мы не знаем о женском жречестве древних славян. Поэтому сегодня в структуре оппозиционного жречества в ходе эволюции закономерно остались только Альбац и Латынина.

Для архаического социума характерен промискуитет, то есть беспорядочные половые связи. Отголоски этого можно видеть в современном политическом промискуитете оппозиции, выражающемся в поразительной неразборчивости в политических связях и многочисленных блоках всех со всеми – псевдозападных либералов с квазирелигиозными националистами, доморощенных фашистов с красносотенными коммунистами и т.д. Однако у некоторых представителей оппозиции промискуитет сохраняется и в реальной жизни – примеры Шендеровича, Поткина, Лимонова убедительно подтверждают это положение.

Промискуитет неразрывно связан с политеизмом, политическим многобожием. В оппозиции почитают Сталина, Ленина, Гитлера, Кришну, Гайдара, Пуришкевича, Макфола, Обаму, Ельцина и других, а также кланяются мелким божкам, которых делают друг из друга. На рудиментарном уровне еще существуют остатки древнейшего культа праматери, роль которой выполняет Алексеева.

3

Отличительной чертой первобытного мышления является вера в звероподобных духов, которые управляют всем. В пещерах – местах обитания первобытных людей – обнаружено много рисунков чудовищ с ногами людей и мордами коз, с оленьими рогами и человеческим туловищем. В основе этих рисунков, как полагают исследователи, лежит миф о человекозверях. Сегодня мы можем наблюдать воскрешение этого явления в отношении оппопитеков к Путину.

Образ Путина во многих рассказах, статьях, репликах соединяется с чертами животных (например, его часто изображают с человеческим лицом, но телом краба или только клешнями краба, также встречаются утверждения, что Путин «змей», «скорпион», «хитрый жук», «вертится как уж»), а затем в ходе эволюции образа он приобретает могущественные демонические черты.

Например, Латынина считала, что Путин направил метеорит на Челябинск. Есть также мнения, что Путин устроил мировой кризис, воюет на Украине, подрывает экономику планеты тем, что старается украсть вообще все деньги, которые есть на свете и т.д.

Как вы относитесь к тому, что представители несистемной оппозиции ходят в гости к американскому послу?





Результаты
251 комментарий

Именно из этих верований в первобытном социуме возникает такое своеобразное явление, как тотемизм. Например, и сегодня тотемизм характерен почти для всех австралийских племен. В его основе лежит вера в то, что то или иное племя кровно связано с определенным видом животного. Тотемными покровителями у австралийцев являются обычно кенгуру, опоссум, ящерица, летучая мышь и пр.

Члены тотемической общины, как правило, не имеют права употреблять мясо «своих» зверей в пищу, хотя охота на них допускается как ритуал. Некоторые ученые выдвигали гипотезу, что тотемы – это не что иное, как объекты охоты племени или животные, внушающие особый страх.

Накладывая эти тезисы на слова и действия оппозиции, мы видим почти буквальное совпадение деталей. Для оппозиции Путин сегодня окончательно стал тотемом, «внушающим особый страх», особенно если учесть, что под Путиным нередко подразумевается не только конкретная личность, но высшая власть, принадлежащая ей.

4

Племя оппозиции «кровно связано» с данным тотемом, поскольку часть племени либо возникла при непосредственном участии тотема (бывшие депутаты, министры, чиновники и пр.), либо, возникнув на стороне, стремится стать тотемом, объединиться с ним, взять у него часть той силы, которой он обладает (Навальный, пишущий «декларации», параллельное «правительство», свои кандидаты в Госдуму и пр.).

Мало того, ритуалы магической охоты на тотем сегодня не предусматривают его реального низвержения или уничтожения, а ограничиваются лишь попытками насторожить и запугать, что хорошо видно по риторике выступлений оппопитеков.

На акциях американтропов мы наблюдаем воскрешение магических ритуалов «охоты на тотем» или т.н. «промысловой магии». Жрец (Навальный) выходит на украшенную петроглифами (баннерами) сцену (капище), и начинается выступление (камлание), воспроизводящее сцены охоты. Оно обязательно проводится с максимальной степенью аффектации, с напряжением всех внешних и внутренних возможностей (не случайно, как отмечают исследователи, после камлания бурятский шаман, как и Навальный, обычно лежит в полном изнеможении).

Выступление (камлание) включает в себя выкрикивание обрядового магического текста, построенного по традиционной схеме («снесем», «добьемся», «доколе», «хватит», «требуем» и т.д.), а также обязательные заклинания, повторяемые несколько раз и призванные устрашить тотем, магически подчинить его, заставить выполнить просимое. («Мы здесь власть!», «Да или нет!», «Да или нет?!», «Я перегрызу глотки этим скотам!»).

Можно обратить внимание, что заклинания навальдертальцев взяты из лексикона самых различных социальных и политических групп, начиная от большевиков («широкие народные массы») и заканчивая консерваторами и антилибералами («заказуха», «продажные СМИ»). И не страшно, что эти вещи несовместимы. Не страшно, что они бессмысленны. Не страшно, что стары как мир (сегодня словосочетание «жулики и воры» вызывает смех, а не возмущение, и превратилось в пошлый штамп).

Не страшно, когда проект «Навальный» пишет «Раздор и ненависть к социальной группе «жулики и воры» мы обязуемся осуществлять и дальше», не замечая, что раздор можно сеять, а ненависть возбуждать, но никак не осуществлять. Главное – форма заклинаний и формат их преподнесения. И все.

Иногда во время камланий производится уничтожение или оскорбление портретов Путина и чиновников, ибо, по верованиям американтропов, портреты наделены магической силой, несут в себе черты первообраза, и порча или уничтожение их может нанести вред тем, кто на них изображен. Подобные изображения сохраняются сегодня в магических практиках некоторых африканских народов и носят название «куклы Вуду», у других архаических народов сохраняются обычаи «избиения идола», если он обманул ожидания.

Итогом камлания нередко становятся жертвоприношения как важнейший элемент ритуала, призванный задобрить или устрашить объект промысловой магии. В древности это были зерно, молоко, скот, а во многих архаических культурах также и люди – пленные, дети, близкие.

Оппозиционные камлания также нередко завершаются или сопровождаются жертвоприношениями. Сдаются (жертвуются) деньги, совершаются человеческие жертвоприношения (т.н. «узники Болотной», брат Навального, Удальцов, попавшие в КПЗ, автозаки) и пр.

5

Магическое мировоззрение убеждено, что высшую силу можно заставить подчиниться. Нужно лишь найти ключ, слово, действо – и все будет в руках совершителя ритуала. Поэтому большинство участников оппозиционных митингов и их лидеры искренне считали, что после этих митингов власть должна перейти к ним, а Путин должен уйти, поскольку магический ритуал «свержения власти» был совершен правильно и в необходимых подробностях.

Когда этого не произошло, пришло осознание того, что в ритуалах была допущена какая-то ошибка (ибо, если все правильно, действие, согласно магическому воззрению, совершается автоматически), и их начали регулярно повторять в надежде добиться идеально точного соблюдения всех обрядов и произнесения всех заклинаний, чтобы магическое действие в итоге принесло результат.

Если же учесть приведенное выше утверждение А. Меня, что «магизм был более всего заинтересован теми внешними выгодами, которые люди могут извлечь, подчиняя себе видимый и невидимый мир», и вспомнить пиар, деньги, гранты, заманчивые предложения, поступающие лидерам оппозиции (жречеству) после акций, то сходство становится буквальным.

Поэтому очередное шествие идеально укладывается в описанную выше схему.

В целом атмосфера оппозиционных шествий-камланий вполне соответствует описанию коллективных ритуалов первобытных людей. Современный исследователь пишет: «В восторженном опьянении, которое вызывали коллективные ритуалы, люди кружились в такт ударам первобытных барабанов; все обыденное переставало существовать, казалось, что душа летит далеко и освобождается от гнетущих пут. По существу, это была попытка механическим путем обрести духовную свободу и могущество...». Комментарии здесь излишни.

В связи со всем вышесказанным можно уже не удивляться идиотизму, переполняющему «программу» очередного «шествия» – логика оппопитеков не всегда соотносится с обычной человеческой. Например, они будут требовать допуска оппозиционных кандидатов и партий к выборам, которым не то что никто не запрещал участвовать в выборах, а даже приглашали.

Они будут требовать от России прекращения войны и любых агрессивных действий в отношении Украины, хотя войну и агрессию ведет и проявляет Киев. Будут требовать «отмену цензуры», хотя такой цензуры, как у вражеских «Новой газеты», «Нового времени» и «Эха Москвы», то есть у друзей американтропов, не было нигде и никогда. За освобождением политзаключенных им надо обращаться к своему коллеге, фюреру фашистской партии Лимонову, так как он посадил в тюрьмы около ста человек (больше, чем власть), а потом ловко продался власти, и теперь с него взятки гладки. И т.д.

6

Какие еще архаические черты, наблюдаемые в оппозиции, можно отметить? Д.С. Лихачев отмечал, что «это враждебное и настороженное отношение к окружающему миру, воспринимаемому как угроза, примитивно-охотничьи приемы деятельности, бродячая жизнь... общее потребление и т.п.».

Все это мы также неоднократно наблюдали – агрессию по отношению к «не своим», бродячую жизнь на бульварах, общее потребление финансов и алкоголя и пр.

Примечателен отмеченный еще Спенсером («The Principles of Sociology») консерватизм первобытных людей, которые живут традицией, догмой обычая, требуя от всех не индивидуализации, а ассимиляции. «Склонность принимать чужую установку, несамостоятельность и неспособность субъекта к спонтанному психическому акту, инфантильные формы поведения – таковы те психические факты, которые подготовляют почву к образованию сложной сети коллективных представлений».

Те, кто видел митинги оппопитеков и видел их в интернете, думаю, не потребуют специальной расшифровки приведенного выше положения.

Таким образом, можно видеть, что оппозиция – довольно интересный материал не только для политологов, но для палеоантропологов и этнографов. Можно написать целую работу. Интересно было бы посмотреть у лидеров оппозиции надбровный валик, померить челюстно-лицевой угол и прочее, чтобы понять – началась уже реэволюция или еще нет и как скоро они начнут зажигать огонь палками, изготавливать рубила, сверлить и шлифовать каменные топоры и заниматься охотой и собирательством?

А если серьезно...

Знали бы эти дикари, как все их творчество однообразно и скучно. Это вообще общая проблема современных «модернистов». Однообразно современное «искусство» и «литература», тосклива «современная журналистика», скучна до безумия «оппозиционная политика».

Сколько ни смотрю на них, а вслед за Чеховым «ни разу не сподобился встретиться не только с героем или с талантом, но даже просто с интересным человеком. Все серо, бездарно, надуто претензиями». Отсюда все пиротехнические эффекты проекта «Навальный» и других подобных проектов – крики, клекот, гоготанье, чириканье, широкие жесты, громкие фразы. То есть попытки побрызгать немного яркой краской на унылый серый забор вместо того, чтобы поменять его. И сделать с этим уже ничего нельзя.

***

Как справедливо отмечал Р. Вакки, система, которая себя изжила, не подлежит восстановлению. Конечно, какое-то время еще они будут существовать. Мало того, не исключено, что от гибели их будет в той или иной форме спасать тот же Кремль, с которым они настолько срослись в своей борьбе, что стали одним из необходимых условий стабильности системы.

Они же будут уничтожать все живое, что попытается прорасти на оппозиционном поле, и уже сегодня успешно это делают. Но им в любом случае не жить. И убьет их не пропаганда, не Кремль, не некие «враги» – их истребит и разложит скука, которую они сами же и производят. А внутренняя, исподволь развивающаяся угроза страшнее любой внешней. Что опаснее и что виднее – рак или сквозняк?

Ответ очевиден.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............