Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

8 комментариев
10 февраля 2016, 10:10 • Авторские колонки

Василий Колташов: Самая большая интрига этих праймериз

Василий Колташов: Самая большая интрига этих праймериз

Сезон праймериз в США открыт. Отборочные выборы кочуют из штата в штат. По их итогам станет понятно, кого сделают кандидатами на пост президента от Демократической партии и партии республиканцев.

Пока же можно судить о том, какие есть варианты в политике возможных будущих президентов, поскольку на этих праймериз соперничают совсем разные позиции, соревнуются противоположные идеи будущего США.

По формальной логике «настоящей американской демократии» за темнокожим мужчиной на посту президента должна оказаться женщина

Самая большая интрига этих праймериз – соперничество демократов. Не совсем искренний политик Хиллари Клинтон соревнуется с последовательным сенатором-социалистом Берни Сандерсом. Оба кандидата непросты по характеру, что замечают многие американцы, но Сандерс всегда выступал в интересах американского рабочего класса, о чем говорил неоднократно.

А вот Клинтон больше интересовалась внешней политикой, и, похоже, только для вида – проблемами рядовых граждан, которые плохо представляют себе, где находится Россия или Северная Корея, потому что медицина, местные школы и водопроводы для них важнее.

Именно об американских проблемах, проблемах социально-экономических, говорит Сандерс. Его возмущает платное образование, нехватка хороших рабочих мест, избыток долгов у людей, живущих своим трудом, а также низкие налоги для богатых.

Он заставляет Клинтон нервничать, хотя она предпочла бы тихие праймериз. И Клинтон вынужденно говорит, что пересмотрела многие свои позиции.

Пересмотрела она их под нажимом Сандерса, и сам он подчеркивает, что был последователен и не держался идей, невыгодных американцам. Но что произойдет, если он станет президентом США? И что будет, если власть перейдет к Клинтон?

Самая большая интрига этих праймериз – соперничество демократов (фото: Josh Haner/NYT/Zuma/Global Look Press)

Самая большая интрига этих праймериз – соперничество демократов (фото: Josh Haner/NYT/Zuma/Global Look Press)

По формальной логике «настоящей американской демократии» за темнокожим мужчиной на посту президента должна оказаться женщина. Следом, наверное, президентом должен бы по той же формальной логике «свободы» стать мексиканец-гомосексуалист, тоже демократ. По сути же, с белой женщиной, которая, возможно, станет первой женщиной – президентом США, должно случиться все то, что случилось с Бараком Обамой.

Разница лишь в том, что восторгов и наивных заключений о якобы случившейся революции не будет. Вообще ничего в этом случае не будет: в Конгрессе республиканцы сохранят сильные позиции, а демократы будут торговаться с ними и проводить вполне обамовскую политику. Народ не выиграет.

Клинтон как президент – это все, что было и есть, включая и антироссийскую внешнюю политику. В экономике это умеренный консерватизм и поддержка финансистов. Никакой бесплатной медицины для американцев не будет, несмотря на все «пересмотры позиций». Зато ясно, как будут развиваться события.

В 2016 году американская статистика ухудшится, и вторая волна кризиса все более заметно станет задевать США. Возможная хозяйка Белого дома будет реагировать на это отнюдь не в духе президента-демократа Франклина Делано Рузвельта. Он вытащил США из Великой депрессии. От Клинтон подобного ждать не стоит.

Зато если президентом станет Сандерс, что будет крайне непросто, даже если он победит на праймериз, в США реально начнется политическая революция. О ней Сандерс говорит прямо. Но первое, что нужно здесь понять, это отсутствие у Сандерса опоры в политическом классе.

Если он станет президентом, то демократы и республиканцы в Конгрессе, в конгрессах и администрациях штатов, в судебной системе и в аппарате Демократической партии будут с ним бороться. Он не сможет провести ни одной инициативы в жизнь, пока не добьется обновления системы.

Найдет ли Сандерс новых людей, чтобы провести их во власть? Без сомнения, найдет. Но многие демократические избиратели голосуют за Клинтон, поскольку боятся, что если от нее и стоит ждать малости, то Сандерсу не дадут сделать ничего.

Правда, американцы не знают еще, какие проблемы ожидают их экономику под влиянием второй волны кризиса, бушующей в мире и все сильнее раскачивающей корабль китайской экономики. Политика борьбы со «вторым кризисом» в духе Обамы вряд ли будет возможна, а тем более – эффективна.

#{smallinfographicright=772860}Поэтому или президент Клинтон будет искать компромисса с республиканцами, проводя политику урезания социальных расходов, или Сандерс будет подталкивать общество к переменам. Он будет предлагать меры в духе «Нового курса» и социального государства, провоцируя своих правых оппонентов их осуждать и блокировать, а следом терять поддержку.

Однако такая политическая революция будет медленной и чрезвычайно болезненной. Потому аппарат Демократической партии сообща с корпорациями постарается Сандерса не пропустить.

Если в фавориты выйдут Клинтон и Круз, то все сведется к соревнованию идентичностей. Женщина против мексиканца – так уже шутят американские комментаторы. Избирателю придется выбирать между первым кандидатом не мужского пола, дамой из элиты, и человеком из консервативной «белой партии» с латиноамериканскими корнями.

Никакой политики, никаких споров о пути для страны, исключительно вопрос о том, кто более всего страдает: женщины или «грязные латиносы», как без стеснения выражаются некоторые республиканцы. Полемизировать такие кандидаты будут о пустяках. Иное дело, если вдруг до выборов доберется хотя бы один из «бунтовщиков», порожденных эпохой Обамы. 

Сандерс опирается на сторонников движения «Оккупай Уолл-стрит», тех, кто недоволен своим положением и своими перспективами в «посткризисной» Америке. Он последовательный и принципиальный политик. Его заявления чаще всего основаны на убежденности, на понимании некой необходимой политики, а не желании эпатировать публику.

Если официальным кандидатом будет Сандерс, он должен будет переубедить американцев. Этой задаче поможет надвигающееся ухудшение экономической ситуации в стране. Выборы окажутся бурными, даже если Сандерс пойдет в президенты не от демократов, а сам по себе. Он создаст на Клинтон давление слева, что повлияет на ее риторику.

Но в плане политики США окажутся прежними. Изменений не произойдет. Отступившие на второй или третий план вопросы внешней политики (как помочь Украине? как наказать Россию за Крым и Донбасс?) вернутся на первые позиции, а волнующие американских обывателей проблемы будут забыты, словно темы риторических упражнений.

Пока праймериз только разворачиваются. Но результат голосования дает избирателям во всех штатах понимание, что кандидатом от демократов может быть не человек из элиты.

Станет ли он лидером демократических праймериз и кандидатом, покажет время.

..............