Региональная журналистика должна выйти из холопского состояния

@ vk.com/id7500050

27 апреля 2015, 08:02 Мнение

Региональная журналистика должна выйти из холопского состояния

Региональные власти, стараясь максимально «стабилизировать» (в меру своего понимания) общественно-политическое поле, перегибают палку и низводят прессу до уровня какого-то информационно-пропагандистского листка.

Илья Ухов Илья Ухов

политолог

Нет нужды говорить о том, что региональная журналистика, особенно в экономически слабых и дотационных субъектах, всегда была, скажем так, весьма отзывчива и лояльна к местным и региональным властям.

Причем есть важное уточнение – можно быть объективным и критиковать какие-то недостатки, но при этом не скатываться в огульное очернение ради очернения, не становиться в позицию разного рода столичных либеральных СМИ, получающих немалый гешефт от слива разной степени свежести компромата и промышляющих на ниве скандальных антисистемных интерпретаций.

Тем не менее анализ положения дел в региональных печатных и электронных средствах массовой информации позволяет сказать, что власти, стараясь максимально «стабилизировать» (в меру своего понимания) общественно-политическое поле своей области, края или республики, перегибают палку и низводят прессу до уровня какого-то информационно-пропагандистского листка.

О том, как так произошло и что с этим делать, следует поговорить подробнее.

Во-первых, одна из ключевых проблем в генезисе такого «рептильного» подхода к прессе состоит в том, что многие региональные ведомства – комитеты по информационной политике или департаменты внутренней политики администраций губернаторов – работают в жесткой, я бы сказал, ригидной бюрократической манере. Есть план информсопровождения и некий аналог полицейских «галок».

То бишь важно число, а не качество, от региональных СМИ требуются бодрые анонсы каждого взмаха царственной губернаторской руки, в духе пресловутых «сводок с полей». И никого не волнует на самом деле то, что эти бесчисленные материалы в духе тотального «одобрямса» не интересны даже их создателям. Главное – факт публикации и засчитанная «галка». А там пусть хоть про рептилоидов с планеты Нибиру рассказывают.

Во-вторых, в регионах есть системная проблема с медиапозиционированием как субъекта в целом, так и губернатора в частности. Государственные контракты на освещение деятельности исполнительной и законодательной власти распределяются исключительно в контексте транслирования полного и незамутненного реальностью позитива, причем только в контексте работы администрации. То есть, грубо говоря, с точки зрения местных чиновников, даже если позитив в регионе исходит от каких-то иных сил (например, от бизнеса с инвестиционным потенциалом или представителей системной политической оппозиции) – то это не в зачет.

А зря, тем самым региональные СМИ превращаются в медийных болванчиков, мерно покачивающих головками в такт присылаемым из аппарата главы региона пресс-релизам и анонсам.

Эта ситуация крайне негативно сказывается и на самих СМИ, так как падает их авторитет в глазах людей и приобретается репутация беспринципных мажоров на зарплате. А значит в ситуации, когда будет нужна реальная общественная мобилизация – а средства массовой информации играют тут ключевую роль – региональной прессе никто не будет верить, что бумерангом ударит по той самой социально-политической стабильности, продвигаемой властями.

Ну и, наконец, в-третьих, немалую роль во всей этой рептильной журналистике играют деньги. А точнее государственные контракты, заключаемые со средствами массовой информации региональными правительствами.

По стране есть целый вал историй, связанных со скандалами вокруг распределения государственных субсидий. В основном возражения возникают оттого, что госконтракты достаются в преобладающей степени государственным же СМИ.

Однако есть и совершенно вопиющие случаи – например, в одном из регионов Минпечати через суд заставляет ряд местных СМИ заключить государственные контракты на освещение деятельности губернатора и правительства области. Проблема там в том, что сумма компенсаций редакциям издания смехотворно мала, то есть местные власти, по сути, хотят по нерыночным совершенно ценам получить места для размещения своих материалов. Не самая честная позиция, однако.

Но хочется рассказать и о печальном опыте Волгоградской области, где администрация распределила на текущий год порядка 30 миллионов рублей субсидий печатным и электронным СМИ.

И все бы ничего, не считая, конечно, прямых указаний федерального центра не злоупотреблять тратами на информполитику.Еще раз хочется подчеркнуть тот факт, что ничего зазорного в факте госсубсидий региональным СМИ нет – многие районные многотиражки уже вымерли бы без такой поддержки. Однако следует различать господдержку и формирование ручной, бездумно перепечатывающей любые пресс-релизы и вообще материалы пресс-служб губернатора прессы.

Если же мы хотим, чтобы люди доверяли журналистам, а региональная пресса смогла играть достойную роль в местной общественно-политической жизни – нужно прекратить плодить в СМИ холопство и дать наконец возможность независимо и объективно освещать события в своих регионах.

..............