Маргинализация принесет церкви пользу

@ facebook.com/igalipiy

18 декабря 2014, 08:12 Мнение

Маргинализация принесет церкви пользу

Нас учат, что мы должны быть народной церковью, церковью, близкой и понятной народу, церковью, исполняющей социальный заказ. А иначе по миру пойдем, храмы наши все отберут, люди перестанут ходить к нам.

Алипий Светличный Алипий Светличный

настоятель храма в Киеве

Постоянно пугают нас, что мы станем маргинальной церковью.

Не хватает тех людей, явивших мне Христа. Они были настоящими маргиналами общества

Нас учат, что мы должны быть народной церковью, церковью, близкой и понятной народу, церковью, исполняющей социальный заказ, что мы должны поддерживать передовые настроения людей, искать им оправдания в Библии, святоотеческой литературе. А иначе по миру пойдем, храмы наши все отберут, люди перестанут ходить к нам.

Вообще-то я не против этой самой «маргинализации». Считаю, что для истинной церкви такое состояние принесет пользу, поскольку оторвет от болота мира. Я прекрасно помню (жил тогда) маргинализацию церкви в советское время.

Я помню, сколько тогда было истинных подвижников веры, встречался со многими старцами и старицами, беседовал с достойнейшими иереями, глубокими монахами. Тогда негде было достать религиозную литературу, и мы тайком ходили в дома верующих, где можно было услышать настоящее Евангелие! Люди от руки переписывали проповеди, акафисты, молитвословы...

Я не тоскую о том времени, но мне не хватает тех людей, явивших мне Христа. Они были настоящими маргиналами общества. Они презирали в равной степени советскую власть и пустотелый национализм. Они относились к христианству серьезно и разрушали в себе образ обывателя. Сегодня всех этих людей я вспоминаю как чудотворцев.

Помню, как одна старая актриса мне рассказывала, что она в лагерях провела 28 лет, и я с ужасом воскликнул: «Я еще даже столько не прожил, сколько Вы были в заключении!» Она с жалостью на меня глянула: «Деточка, за Христа – двадцать восемь лет? Я за Христа всю жизнь готова отдать!»

Был еще один человек, художник. Его акварели до сих пор храню как великую память о нем. Он рассказывал, как они с родителями бежали в Казахстан, потому что на Украине уже невозможно было исповедовать православие, распространяли насильно большевики УАПЦ. И ради церкви Христовой они бросили все: там еще была возможность молиться в православных храмах тогда.

Потом и туда большевики дотянулись и родителей забрали в лагеря. Так вот он, уже слепой, говорил мне: «Если бы сейчас пришлось повторить все горести, которые я испытал с детства, я бы сказал: Христос моя сила! Я готов...»

У меня было много таких встреч, разговоров. Да и самому пришлось в советское время непросто, немного и я «хлебнул», и Филарет меня не защитил, не поддержал, когда, отказавшись подписывать договор с КГБ, я был уволен с работы. Знаете, что он мне тогда сказал (я был у него уже иподиаконствующим)?

«А зачем Вы тогда ходите в церковь, если не собираетесь помогать советской власти?» И прошел мимо меня. Три месяца я был тогда без средств к существованию, прятался от милиции, чтобы за тунеядство не привлекли. Но никуда не принимали на работу. Сжалился только староста Владимирского собора Николай Матвеевич и тайком от митрополита Филарета принял меня на работу просфорником собора...

Вспоминаю. И понимаю: не боюсь маргинализации церкви. Я не хочу быть в народной церкви. Народная – значит языческая.

Источник: Блог Алипия Светличного

..............