Без признания

@ spbu.ru

30 октября 2014, 08:36 Мнение

Без признания

Выборы 2 ноября 2014 года в ДНР и ЛНР, разумеется, будут проведены относительно организованно. Но они не будут признаны международным сообществом в силу как технических причин, так и по политическим причинам.

Станислав Ткаченко

политолог, экономист

Главная цель выборов в Донецкой и Луганской народных республиках – легитимация новой реальности, возникшей на Востоке Украины в ходе кризиса, поразившего эту страну в начале 2014 года и развивающегося по спирали до сегодняшнего дня.

Предвидеть то, сможет ли новая власть в Донбассе добиться своих целей, сейчас невозможно

Другие цели – создание необходимых элементов структуры управления современного государства – органов исполнительной, законодательной, а позднее и судебной власти. Без них управление даже теоретически невозможно.

Региону предстоят тяжелейшие испытания в течение ближайших зимних месяцев, поэтому люди крайне нуждаются в создании механизма обратной связи власти и общества.

Предвидеть то, сможет ли новая власть в Донбассе добиться своих целей, сейчас невозможно. Но очевидно, что она обладает определенной поддержкой в регионе, а залог ее выживания – эффективная деятельность по решению насущных задач выживания в условиях войны и блокады, а также – помощь со стороны международного сообщества, прежде всего России.

Стандарты выборов и референдумов международное сообщество разрабатывает уже более столетия. Наиболее быстро этот процесс пошел после распада СССР. Важно помнить, что мировым лидером в разработке законодательной базы выборов и мониторинга за ними является СНГ, государства-члены которого в 2002 году подписали в Кишиневе «Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ».

После вооруженного свержения действующего президента Украины в феврале 2014 года почти все процессы в этой стране вышли далеко за привычные правовые рамки. Некоторые события (выборы президента в мае 2014 года) в достаточно высокой степени соответствуют критериям демократичности. Другие (насилие в отношении членов Верховной рады, лишение статуса неприкосновенности депутатов, военная операция против собственного народа) являются прямым нарушением национального законодательства и международных правовых норм. Поэтому действия ДНР и ЛНР в этом отношении могут рассматриваться как оправданные чрезвычайной ситуацией и поддержанные значительной частью населения региона.

Выборы 2 ноября 2014 года в ДНР и ЛНР, разумеется, будут проведены относительно организованно. Но они не будут признаны международным сообществом в силу как технических причин, так и по политическим резонам. Суверенитет Украины признали все государства – члены ОБСЕ, главной региональной организации в сфере безопасности, поэтому признанию выборов в двух республиках должен предшествовать конфликт с Украиной или даже разрыв дипломатических отношений.

Поэтому выборы останутся без официального международного признания. В том числе со стороны России. Но если процесс суверенизации Востока Украины зайдет достаточно далеко, позиция российского руководства может в среднесрочной перспективе измениться.

Думаю, что два наиболее близких для ДНР и ЛНР примера на среднесрочную перспективу (на этот опыт стоит ориентироваться) – Приднестровье и Турецкая Республика Северного Кипра. Эти два непризнанных государства объединяет с республиками Донбасса высокий уровень развития экономики, тесные связи с крупной мировой державой (Россией и Турцией соответственно).

Также характерно, что Приднестровье и ТРСК не стали рассадниками преступности, организованная преступность чувствует себя там неуютно, порядок обеспечивается преимущественно внутренними силами и ресурсами.

Строительство полноценной политической системы в ДНР и ЛНР займет немало времени. Речь должна идти о формировании многопартийной системы, органов исполнительной власти на региональном и местном уровне, структур гражданского общества, органов избирательной системы и так далее.

Даже в идеальных внутренних и внешних условиях это долгосрочный процесс для любого государства, причем успех процесса – построение эффективной политической системы – вовсе не гарантирован.

Поэтому все, что сейчас происходит в политической системе двух республик, а также то, на что они обречены в ближайшие месяцы, трудно представить протекающим в стандартных рамках «государственного строительства». Поэтому делать ставки на продолжительность деятельности избранных органов законодательной власти, а тем более сформированного по итогам выборов правительства, я бы не стал.

Можно предположить, что избранные на посты глав республик лица будут самым стабильным «якорем» региональных систем органов власти и именно на их легитимности будет в первые месяцы после выборов основываться признание республиканских властей населением.

..............