Когда начнут сжигать на кострах?

@ vk.com/pempu

21 октября 2014, 11:39 Мнение

Когда начнут сжигать на кострах?

В Средние века психологов именовали «колдунами» и «ведьмами», обвиняли в самых разных бедах общества и сжигали на костре. Сегодня, похоже, нужны новые жертвоприношения, дабы свалить на кого-то разнообразные проблемы самого общества.

Марк Сандомирский

психотерапевт

Долго сомневался, стоит ли в заголовке брать выражение «сжигать на кострах» в кавычки. Сомневаюсь и до сих пор. Решите сами – после прочтения нижеследующих размышлений. Это не просто поток слов в жанре «не могу молчать», а призыв к действию, точнее – противодействию информационной агрессии, направленной против помогающих профессий.

Бывало, что разнузданная медиатравля психологов, обвинение их в доведении клиентов до самоубийства, прикрывала чужие «грехи», выгораживая истинных виновников трагедий

Намедни прочитал я в «Московском комсомольце» «разгромную» антипсихологическую статью с вызывающим заголовком «Горе-психолог может не только навредить, но и убить». Привожу наиболее показательные фрагменты (далее выделены курсивом).

1

Мы не устаем ругать всяческих магов и гадалок, а между тем лица, ускоренно получившие психологическое образование и перешедшие к практике, не менее опасны. Психолог-прохвост управляет человеком, навязывая ему определенные поступки и настроения. Подобных «инженеров человеческих душ» больше с каждым днем, и, в отличие от колдунов, их деятельность абсолютно законна.

Кто эти «мы»? Явно не «самодержец российский» и не «широкие массы трудящихся». За провокационно-манипулятивным обобщением и упущением стоят, конечно, «заказчики» подобной публикации. Выражение же «психолог-прохвост» хоть и является языковым медианововведением, но вполне укладывается в традиционный ряд: «врачи-убийцы», «милиционеры-оборотни» и т. п.

Это отождествление (содержащее еще и скрытое обобщение), конечно же, связано с попыткой очернить профессию в целом. Наклеить на нее «ярлык», ибо какова ассоциация – понятно: (все) «психологи – ...».

Таким нехитрым способом овертонизировать общественное мнение, тем самым проложить путь последующим законодательным нововведениям. И сделать шаг по пути дальнейшего «запрета на профессию», если не в духе приснопамятного постановления ЦК ВКП(б) от 1936 г. («О педологических извращениях» – помните?), то уж как минимум – прокрустова ложа, выстраиваемого законодательно.

2

Читаем дальше, переходим к изложенным в статье медиафактам. Обвинение в адрес психологов номер один.

Москвич Илья уверен – его супруга Анастасия Ерохина покончила с собой в результате общения с психологом. А до этого два года исправно платила ему за свою будущую смерть.

Мотивы безутешного вдовца понятны – механизмы психологической защиты заставляют его искать «замещающую» фигуру, на которую можно будет указать в ответ на вопрос «Кто виноват?». Увы, печальные случаи, подобные описанному – компетенция не психолога, а психиатра. Психолог же в такой ситуации не может помочь – но не может и навредить.

А бывало, что разнузданная медиатравля психологов, обвинение их в доведении клиентов до самоубийства (вспомните, к примеру, скандальное «Жертва психологических тренингов – известная супермодель покончила с собой, выбросившись из окна своей нью-йоркской квартиры»), прикрывала чужие «грехи», выгораживая истинных виновников трагедий.

Читаем дальше. Обвинение номер два.

37-летняя Вероника обратилась к даме-психологу... Нашла отдушину – двухчасовые свидания с психологиней три раза в неделю... Но однажды психологиня бросила пациентку на произвол судьбы.

То есть отказалась с оной работать, когда клиентка, уже бывшая, решила обратиться к терапии по поводу новой жизненной проблемы – рекомендовав обратиться к другому специалисту. При этом действуя вполне в рамках профессиональной этики. Подобные случаи – не «компромат» на специалистов, а наглядные примеры инфантильной позиции клиентов, для которых от любви до ненависти к психологу – один шаг. Претензии в подобных случаях клиенту нужно предъявлять не психологам, а собственным родителям.

Дальше. Обвинение номер три.

Есть настоящие грамотные психологи, но их не так много по сравнению с тем легионом, который, не мудрствуя лукаво, калечит нашу психику, а порой и жизнь. Особенно опасны те из них, кто от природы обладает даром внушения.

О, вот они, «страшилки» общества! Вот он, миф про всепроникающиий всесильный гипноз (когда вы читаете эти строки, вы подчиняетесь гипнотическому воздействию!). Вот она, демонстрация незнания основ функционирования человеческой психики. Внушаемость – фундаментальное свойство психики, «запретить» ее нельзя, и психологи вовсе не обладают «цеховой» монополией на утилизацию оной. Ретрансляторы мифов, гипноустрашители не читают Эриксона так почитали бы хоть Поршнева.

Переходим к обвинению номер четыре.

Об «отрезвляющем» эффекте психологического пофигизма рассказывает и 41-летняя Вика... Позвонила приятельнице (прим. – психотерапевту). И она мне вдруг сухо так отвечает: «Мы не можем работать с хорошо знакомыми нам пациентами, терапия неэффективна».

Конечно, психологический пофигизм – еще один ярлык, поведение же терапевта соответствует профессиональному кодексу.

3

Читаем дальше. Комментарий юриста.

Деятельность по оказанию психологической помощи людям по своей сути является медицинской помощью, и не менее сложной, чем другие медицинские специализации, а порой и сложнее. Однако оказание психологической помощи на уровне законодательства в России не регулируется, и любой желающий, даже не имеющий образования в этой сфере, может практиковать и заниматься любым направлением в психологии, в том числе и клинической психологией. Государство должно внести изменения в законодательство. В первую очередь необходимо ввести требования к квалификации и образованию. К психологической помощи людям должны допускаться только лица, имеющие высшее образование в этой сфере и опыт работы, а также лицензию на этот вид деятельности.

Вот оно, главное – ради чего был затеян весь сыр-бор, или, точнее, «наезд». Это неважно, что в устах юриста происходит подмена помощи психологической – помощью медицинской (коей первая по определению не является). То, ради чего был состряпан шитый белыми нитками набор «обвинений», – именно это: «Государство должно внести изменения в законодательство». Вот так сегодня выглядит медиакампания по продвижению «застрявшего» в ГД РФ закона о психологической помощи!

Будьте уверены: вырезки из скандального номера «МК» уже лежат в пресс-папках депутатов, причем не только профильного комитета, но и всех прочих. Или хранятся в виде интернет-ссылок в их «медиаменю». Дабы прочитали и впечатлились, приняв газетный поклеп за «глас народа», и проголосовали «как надо».

Вот только надо не обществу, а отдельным группам, инициирующим принятие законов «под себя». Такова у нас сегодня медиачувствительность законодательной власти.

Итак, провокационной публикацией «психологи-убийцы» положено начало агрессивной медиакампании «очернения» психологов. Очень напоминает кампанию по борьбе с «врачами-убийцами» 60-летней давности (тогда тоже все начиналось с газетных публикаций).

Скоро, видимо, дождемся новых медиаперлов: «Психологи – враги народа», «Во всем виноваты психологи», «Хватит кормить психологов»... С многочисленными негативными последствиями, вплоть до разжигания в обществе агрессивных антипсихологических настроений: мол, раз психологи убивают людей – пора... убивать психологов. Конечно, не в прямом смысле, а в переносном.

***

Вспомним историю: в Средние века убийство психологов широко практиковалось старательными последователями Инсисториуса и Шпренгера. Да-да, психологов – коих тогда именовали «колдунами» и «ведьмами» – было принято обвинять в самых разных бедах общества и в наказание сжигать на костре. Вот и сегодня обществу, похоже, нужны новые жертвы – в смысле, жертвоприношения, дабы свалить на кого-то разнообразные проблемы самого общества. И «дрова» для новых костров (конечно, виртуальных) уже готовятся.

Конечно, те, кто эти костры разжигает, вряд ли думают о том, что подрывают основы психологической помощи в целом, дискредитируя в глазах населения саму профессию и внося в общество раскол, настраивая его против представителей определенной профессиональной группы. Но в нашем обществе, где все происходит по принципу «хотели как лучше», именно это в результате неуклюжего антипиара и может произойти.

Закон в области психологической помощи в РФ, конечно, нужен, но не такой ценой, не путем подрыва основ этой самой помощи. Избежать негативного сценария возможно одним способом: не молчать! Противопоставить информационным «наездам», кверулянтскому очернительству и близорукой дискредитации психологической помощи голос разума.

Коллективный голос самих представителей помогающих профессий – в защиту того благородного дела, которому они посвящают свою жизнь.

Источник: Блог Марка Сандомирского

..............