Идущие в темноту

@ из личного архива

19 сентября 2014, 09:45 Мнение

Идущие в темноту

Уже к 2040 году 80 миллионов людей на планете будут иметь слабоумие под зубоскрипящим названием «Альцгеймер». И если мы быстренько, сейчас же (пока не забыли!) что-нибудь эдакое не придумаем, то статистика побьет рекорды урожаев всех прочих катастроф.

Елена Кондратьева-Сальгеро Елена Кондратьева-Сальгеро

журналист (Франция), главный редактор парижского литературного альманаха «Глаголъ»

По самым скромным подсчетам наших вечных пессимистов, экологов и аналитиков, к 2100 году на нашей маленькой планете нашей маленькой компании будет очень много. Можно смело сказать, чересчур – всего 10 миллиардов человек.

С истерикой и с бессонницей человек должен справляться сам. Иначе – не жилец

К тому тусклому времени, кроме всяких более мелких неприятностей, встанет с ног на голову климат, поменяются местами когда-то дружественные нам полюса, сместится та самая ось, о которую истерли спины медведи нашей юности, дружно растают айсберги и с песнями уйдут под воду континенты; Йеллоу Стоун всем шарахнет по мозгам, Индия переплюнет Японию, а Нигерия, Египет, Ирак и Филиппины войдут в тридцатку сильнейших мировых держав. Вот такие смачные предчувствия и прогнозы.

Но все это уже никого не будет волновать. Hикто и не вспомнит, что надо волноваться.

Потому что гораздо раньше, уже к 2040 году, более 80 миллионов людей на планете будут иметь слабоумие под зубоскрипящим названием «Альцгеймер». И если мы быстренько, сейчас же (пока не забыли!) что-нибудь эдакое не придумаем, к 2100 году этa статистика побьет рекорды урожаев всех прочих катастроф.

По самым свежим подсчетам, более 35 миллионов наших современников во всем мире страдают недугом Альцгеймера и, если верить тем, кто еще в состоянии пересчитать их, 225 тысяч новых случаев регистрируется каждый год.

Вместе со скорбным приростом констатируют и волнующую тенденцию: Альцгеймер «молодеет». Причем в гомерической (именно в гомерической!) прогрессии. Мутирует параллельно с научными работами и уже обнимает своей дрожащею рукою беззащитные плечи еще бодрых сорокалетних граждан.

Молодая женщина тридцати восьми лет спокойно рассказывает свою историю. Как в одно самое обыкновенное утро она села за руль собственной машины, включила зажигание и вдруг обнаружила, что не знает, что нужно делать дальше, зачем вообще все это и она сама, в этом во всем.... Oказалось – начало.

Как живется человеку, уходящему в темноту? Который знает, что чем дальше, тем больше его увядающая память будет изолировать его от близких и родных, отключать от мира сего, сначала урывками, скоро – насовсем?

Новые методики выявления симптомов обнаруживают все большее количество людей в начальной стадии болезни, еще почти незаметной окружающим, обреченных на неравную борьбу – сегодня же это дорога в один конец. Hовые методики противодействия позволяют задерживать недуг и значительно тормозить весь процесс. Новые исследования пополняют список опасных факторов, благоприятствующих развитию кошмара.

Но ни один серьезный научно-исследовательский коллектив на нашей переполненной проблемами планете не возьмет на себя смелость утверждать, что точно знает, откуда что берется, и явно чует, как лечить до победного конца (болезни, не пациента).

Отдельные успехи, безусловно, имеются. Кое-что, как говорится, нарыли. Доказали, например, вред перееданий и слишком неуравновешенного питания. От еды, как всегда, страдают практически все органы, включая мозг.

Доказали вред малоподвижного образа жизни – и здесь, как с едой, страдают все активные члены единого организма. Доказали вред чрезмерных увлечений экранами и мониторами.

Причем уточнили, что телевизор хуже компьютера, поскольку работу мозга не задействует совершенно, а только пассивно облучает и активно облегчает. Компьютер, говорят, хотя бы требует соображать, куда щелкнуть, чтобы что-то получить, в обмен на «мышечное» усилие указательного и среднего пальцев.

Буквально позавчера обнародовали последнее леденящее открытие: употребление снотворных и успокоительных значительно увеличивает риск развития Альцгеймера в вашем запорошенном таблетками мозгу.

Содрогнулись, кстати, не только от самого известия, но и от последовавшей за ним статистики: во Франции одиннадцать с половиной миллионов человек принимают снотворные и успокоительные препараты. Вообще, к медикаментозному воздействию начинают все-таки относиться более cдержанно и осторожно: кто его знает, где и как откликнется.

Так что мой дед Леня был прав, увещевая близких и знакомых: «Не ешьте таблетки, берегите свое достоинство!». И я давно уже считаю, что с истерикой и с бессонницей человек должен справляться сам. Иначе – не жилец.

Свежие факты в тему: среди людей, регулярно практикующих насыщенную интеллектуальную деятельность (часто даже в ущерб физической), заболевание Альцгеймера встречается значительно реже и проявляется в значительно более зрелом возрасте, чем среди всех прочих категорий. Это уж как хотите, так и понимайте. Но факт. B темя...

Легче всего человечество привыкает к тревожным прогнозам. Потому что на эту неприятность существует мощный иммунитет сомнения: может, рассосется. Мало ли чего они там насчитали и накаркали.

Много ли они знают! Филологи-ракетчики метеорита от вертолета не отличат, а туда же – в предскaзатели. Самoe крепкое противоядие мрачным пророчествам, как всегда, народное: бабушка надвое сказала. Пока вот вся надежда на нее – на ту бабушку, что не объедалась таблетками.

Про одну такую я непременно должна вам рассказать. Потому что чудеса все-таки случаются, и каждое чудо – то самое исключение, которое напрочь опровергает безысходность правила.

Бабушка эта была монахиней. Вела исключительно насыщенную духовную и интеллектуальную жизнь, кроме своих прямых обязанностей: много читала, много писала – и писем и дневников, и близким и малознакомым, но интересующим ее ученым и писателям. Интересовалась очень разными вещами и явлениями. Одним словом, ни минуты праздной не сидела, вяло сложив руки на сухоньких коленях.

Дожила до почтенного возраста, душу, как и следовало, вернула Господу, а вот тело свое совсем неожиданно завещала науке. Какому-то там центру каких-то исследований. Который взялся посмотреть, что такого интересного было у нее внутри, полез сразу в мозг и немедленно впал в прострацию.

Весь центр впал в прострацию и других потянул за собой. Потому что выяснилось, что эта женщина страдала Альцгеймером в последней степени. Точнее будет сказать, «имела Альцгеймера в последней степени».

А вот страдала ли от него, вовсе непонятно. Потому что никто никогда ничего при жизни ее не заметил. Что, как вы понимаете, в принципе невозможно. И по всем параметрам – чудо.

Всю жизнь прожила, окруженной людьми, и никто – ни сном, ни духом. И что это значит? Bообще не заметила, что с ней происходит, или заметила и боролась? Как?! Может быть, потому и завещала науке залезть и разобраться, чтоб оставить надежду остальным?

Наука слазить слазила, но толком пока не разобралась. Уверена только, что ошибка исключена. Альцгеймер был. Но жили они с его владелицей телом вместе, душою врозь. Непонятно как, но уживались, без эксцессов...

Вы видели когда-нибудь, как выглядит мозг, пораженный Альцгеймером? В черно-белом варианте похоже на рисунок на крыльях бабочки или морозный узор на стекле. Мнимая эстетика, разъедающая память.

Между прочим 21 сентября пока еще вменяемый мир отмечает Международный День Альцгеймера, кто не забыл. Уж не знаю, будут ли какие крупномасштабные акции и манифестации с лозунгами «Долой! Держи! Хватай! Даешь!».

Знаю, что в Москве пройдет марш, но ни к слабоумию, ни к памяти отношения не имеющий. Хотя как знать, как знать...Может, к 2040 году вспомним все это и станет яснее, кто, с кем, как и за что, собственно, боролся. Если вспомним, конечно.

Как бы то ни было, неправда, что бороться бесполезно.

Выход непременно где-то есть. Просто его еще не откопали из-под обломков когда-то утерянной (или забытой?) мудрости.

..............