Родная правда

@ facebook.com/ljalexandr

22 июля 2014, 16:00 Мнение

Родная правда

Со стилистикой Великой Отечественной войны украинским СМИ банально не повезло: Россия не спешит вторгаться. Поэтому медиа используют язык тридцатых, а то и двадцатых годов.

Александр Антошин

политтехнолог

Почитывая образчики творчества современной украинской журналистики, ваш покорный слуга почему-то вспоминает вовсе не The New York Times и даже не нацистский Volkischer Beobachter, а институтские лекции по истории отечественной журналистики и родную «Правду» образца второй половины тридцатых.

Россия говорит с западным зрителем на языке, понятном этому западному зрителю, а Украина демонстрирует такие черты национального сознания, которые и в Советском Союзе после 53-го года старались не афишировать

Что понятно: Volkischer Beobachter вряд ли читали даже те, кто ностальгирует по Бандере и Шухевичу, а вот с «Правдой» все эти бывшие руководители львовского комсомола хорошо знакомы. Стилистика родна и знакома.

Но «Правда», она ж тоже разная, и стилистика 30-х кардинально отличается от стилистики 70-х. Подробнее об всем этом ниже, а пока, чтобы не быть голословным, процитирую прекрасный украинский ресурс Times.mk.ua:

«Исполняющий обязанности исполнительного комитета Кировоградской областной организации политической партии «УДАР» Константин Поляков, который является военным николаевской 79-й аэромобильной отдельной бригады, «сливал» украинским СМИ недостоверную информацию, которая была выгодна только российским военнослужащим и правительству Российской Федерации. Об этом сообщили сослуживцы Полякова, которые сейчас находятся в зоне АТО на Востоке Украины.

Военный передавал информацию украинским интернет-изданиям в Николаеве, которая не соответствует действительности. Со слов сослуживцев Полякова, военнослужащий отправлял фотографии устрашающего содержания для того, чтобы посеять панику среди украинцев.

Сведения, которые передавал солдат, помогли России укрепить свою границу, а «террористам» – быть готовыми к наступлению украинских военных. На данный момент солдат находится в госпитале (в каком, неизвестно). В результате обстрела в зоне антитеррористической операции военный получил ранение в ногу. Шпиона «списали» как раненого в больницу на лечение для того, чтобы Поляков не имел доступа к запрещенным данным для мирного населения. Теперь солдат не имеет возможности обманывать украинский народ». 

Как видите, стилистика полностью повторяет материалы советских газет времен сталинских чисток. Заметьте, что речь идет о руководителе областной ячейки партии УДАР.

Так и хочется добавить уже от себя: «установлено, что подсудимый встал на путь борьбы с революционным движением креативного класса еще в годы царизма. Поляков, будучи завербован в число агентов-провокаторов в гор. Мыколаеве еще в 2004 году, занимался провокационной деятельностью вплоть до февраля 2014 года. После торжества революции изменник и предатель Поляков не оставил своей контрреволюционной деятельности и продолжил работу на своих зарубежных хозяев».

Как известно, в советской России все было наоборот: и люди ходили вверх ногами, и СМИ не были исключением – существовала своя уникальная система со специфическим управлением и специфической системой жанров. Как учил нас Ленин: «Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор», и все было заточено под эту максиму.

Когда выяснилось, что «правды нет, «Советскую Россию» продали, остался только труд за три копейки» – эта система рухнула вместе со страной. В чистом виде теперь ее можно найти только где-нибудь в КНДР, причем систему именно сталинского образца. Желающие могут самостоятельно посмотреть стилистику северокорейских газет.

А на постсоветском пространстве принялись перенимать западный опыт – с региональными особенностями (куда же без них), но, тем не менее, был полностью заменен фундамент.

Анализируя последствия нынешней информационной войны, можно сказать, что в России за 23 года полностью перешли именно на западные стандарты СМИ. Ну не было в Советском Союзе у Life News даже шанса появиться, поскольку в советской системе жанров бульварная пресса отсутствовала в принципе, а в освещении украинского кризиса именно детище Габрелянова, созданное по заветам австралийца Руперта Мердока, берет на себя одну из основных ролей.

Та же история с RT, создававшимся по образцам ведущих западных каналов и без всякой оглядки на опыт советского центрального телевидения. Определенные рудименты старой системы, конечно, в российской журналистике остались, но это именно рудименты – основа уже совсем другая.

Впрочем, на Украине от советской системы СМИ тоже практически ничего не осталось, но ключевая особенность – что отечественной либеральной тусовки, что их украинских собратьев, добавлявших интеллектуального флера Майдану – в том, что эти люди в своем развитии остановились где-то во второй половине восьмидесятых.

Требования, стилистика, идеи – все это уже было. Перестройка, гласность, отстранить от власти номенклатуру, палачей КГБ и кремлевских старцев. И тут же все станет хорошо. Ни одной новой мысли за четверть века.

Рефлексии на тему «почему тогда не получилось и что пошло не так, если мы сделали круг и вернулись в исходную точку», тоже не наблюдается. Вместо обработки – опыты и выработки новых решений, попытка подкупить народ одной и той же темой, что и двадцать пять лет назад.

На Украине кризис начал углубляться. И перестроечная стилистка вкупе с перестроечными идеями перестали быть актуальными. Тут бы революцию защитить и не дать стране окончательно развалиться. Стилистика эпохи «застоя» и «оттепели» для этих задач не подходит.

Со стилистикой Великой Отечественной войны банально не повезло: Россия таки не спешит вторгаться. Поэтому, пролетев через все эти этапы, украинские медиа вышли кто на тридцатые, кто на двадцатые.

Причем чем дальше, тем больше будет превалировать стилистика конца 30-х. Этому способствует политическая конъюнктура. Наливайченко и Яценюк хором говорят о том, что те граждане, которые посмеют митинговать по поводу пенсий, зарплат и социальных льгот, «автоматом» будут записаны в агентуру ФСБ. Вполне себе такая сталинская шпиономания. Или Кимовская в отношении южных соседей.

Из всей этой поучительной истории можно сделать два крайне неприятных для Украины вывода. Во-первых, украинская сторона и те, кто симпатизирует ей в России или на Западе, вот уже который месяц вопят о том, что Украина проигрывает информационную войну и надо что-то с этим делать. Однако – что делать?

Показывать во всей красе шпионскую паранойю, охватившую украинское правительство и те силы в обществе, на которые оно упирается? Россия говорит с западным зрителем на языке, понятном этому западному зрителю, а Украина демонстрирует такие черты национального сознания, которые и в Советском Союзе после 53-го года старались не афишировать. Ну как Украина может проигрывать при таких вводных? Cтранно, правда?

Во-вторых, от обещаний записывать всех несогласных в агенты ФСБ до массовых арестов путь очень короткий. Года не пройдет, как специализированные лагеря придется строить.

А если вы строите страну методами, которыми строилась КНДР, то на выходе у вас может получиться только КНДР. Даже если у вас все обвешено флагами Евросоюза. И вот этот вывод – самый печальный из всех, которые только можно сделать, глядя на страну победившего Майдана.

..............