Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
11 июля 2016, 19:45 • Политика

Для продления СНВ-3 Москва поставит Вашингтону свои условия

Для продления СНВ-3 Москва поставит Вашингтону свои условия
@ ТАСС

Tекст: Юрий Богданов,
Марина Балтачева

Вашингтон хотел бы продлить важнейший российско-американский договор – СНВ-3. Причинами тому как личные амбиции президента Обамы, так и военно-политические соображения руководства США. Однако Россия может пойти в этом вопросе навстречу Соединенным Штатам только при выполнении трех ключевых условий, прямо связанных с американской системой ПРО.

Влиятельная американская газета Washington Post, ссылаясь сразу на несколько неназванных высокопоставленных работников президентской администрации США, сообщила: по словам американских официальных лиц, Обама хочет, чтобы сокращение ядерных вооружений, которое он активно поддерживал с самого начала пребывания в Белом доме, стало «частью его внешнеполитического наследия».

Американцы прекрасно понимают, что они нарушили связь между ПРО и СНВ, и рассчитывать им на новый договор не приходится

Обама хочет оставить после себя наследство и продемонстрировать, что не все в отношениях с Россией было провалом, объясняет издание мотивы Белого дома. Основным в этом вопросе как раз и является продление СНВ-3. Газета также отмечает, что Белый дом хочет существенно сократить программу модернизации ядерных вооружений, которая стоит ни много ни мало 350 млрд долларов.

О подобных настроениях в американской администрации сообщалось и ранее, более того, сам Барак Обама призывал Россию и США и далее снижать ядерный потенциал. Так что данной газетной утечке в значительной мере можно доверять.

Важнейший договор

Что представляет собой СНВ-3 и почему он так важен?

Двусторонний договор о дальнейшем взаимном сокращении арсеналов развернутых стратегических атомных вооружений (СНВ-3) был подписан Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в 2010 году и вступил в силу в феврале 2011-го. Договор рассчитан на 10 лет – он истекает в феврале 2021 года. Согласно соглашениям сторон, СНВ-3 может быть продлен еще на пять лет – как раз о таком продлении и ведет речь американская администрация.

СНВ-3 предусматривает сокращение развернутых стратегических носителей (межконтинентальных баллистических ракет и тяжелых бомбардировщиков) с каждой стороны до 700 единиц и до 1550 ядерных боезарядов на них. По данным из открытых источников, на 1 сентября 2015 года Россия имела 526 развернутых носителей и 1628 боеголовок на них, США, соответственно, 762 стратегических носителя и 1538 ядерных боеголовок.

Каждая из сторон вправе выйти из соглашения, «если она решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы» – такое право прописано в 14-й статье договора СНВ-3.#{smallinfographicleft=419292}

«Выход не актуален, но такая возможность имеется»

Но важнее этого для России прямая связь данного договора с развертыванием Соединенными Штатами системы ПРО, и российские представители неоднократно заявляли об этом. 

«Если американская система ПРО будет развиваться без участия России, наша страна будет вынуждена выйти из договора СНВ-3 и начать наращивание своей боеспособности, несмотря на достигнутые недавно договоренности», – предупреждал зампредседателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов в интервью газете ВЗГЛЯД, вышедшем еще в январе 2011 года – когда СНВ-3 готовился к ратификации в верхней палате российского парламента.

В мае председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров даже не исключил выход России из договора об СНВ в ответ на размещение элементов ЕвроПРО. Тогда же замминистра иностранных дел России Сергей Рябков заявил: «На сегодня выход из СНВ не актуален, но такая возможность имеется, и американцы об этом прекрасно знают. Здесь нет никаких корректировок в нашей позиции, это та же самая позиция, которая существовала на момент заключения СНВ».

И тем не менее можно сказать, что все-таки российская позиция претерпела некоторые изменения. Российские требования к Соединенным Штатам по поводу продления СНВ-3 существенно расширились.

Подход к сокращению ядерных вооружений должен быть комплексным, учитывающим потенциалы не только России и США, но и других стран – комментируя сообщения об американской инициативе, сказал в понедельник в эфире телеканала «Россия 24» полпред России при НАТО Александр Грушко. Так он прокомментировал вышедшую в The Washington Post публикацию.

«Вкладом в укрепление международной безопасности было бы возвращение всех ядерных зарядов на территории стран, которые ими обладают, что сделала Россия. Необходимо иметь в виду, что по мере сокращения ядерных потенциалов основных ядерных игроков, то есть РФ и США, конечно, возрастает и роль ядерных потенциалов других государств. Поэтому со всех точек зрения подход должен быть другим», – сказал Грушко.

«Россия вряд ли пойдет на «сухое» продление»

Россия может не согласиться на продление договора СНВ-3, заметил в понедельник и сенатор Озеров. Чтобы этого не произошло, в тексте должна быть учтена озабоченность Москвы по поводу развертывания противоракетной обороны в 3-м и 4-м позиционных районах, заявил сенатор в комментарии РИА «Новости».

Поясним: в 2006 году администрация Джорджа Буша-младшего заявила о планах развертывания 3-го позиционного района ПРО в Восточной Европе. Этот термин активно употреблялся в ходе обсуждения проекта строительства радиолокационной станции (РЛС) в Чехии. В 2009 году недавно избранный президент Барак Обама заявил о корректировке политики в сфере ПРО. Вашингтон отказался от размещения ракет в Польше и РЛС в Чехии, решив разместить морские противоракеты SM-3 в Средиземном и «северных» морях, мобильные наземные противоракеты SM-3 в Центральной Европе и «тактические» РЛС в Юго-Восточной Европе.

12 мая этого года на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии заработал первый объект системы противоракетной обороны НАТО в Восточной Европе, который фактически является элементом европейской ПРО США, прикрывающей инфраструктуру НАТО. Днем позже начали строительство еще одного подобного комплекса в Польше.

Таким образом, проект «3-го позиционного района» американской ПРО, по сути, продолжает реализовываться. 4-й позиционный район ПРО США, предположительно, может быть развернут на севере Европы. 5-й – как предполагается, в Японии.#{weapon}

Сенатор заявил, что Россия в целом поддерживает идею усиления контроля за стратегическими наступательными вооружениями и намерена очень внимательно рассмотреть соответствующие предложения. «Но если речь будет идти просто о «сухом» продлении договора без учета нашей обеспокоенности в связи с развертыванием ПРО в Европе, Россия вряд ли пойдет на это», – сказал парламентарий.

В Совфеде убеждены, что размещение позиционных районов американской ПРО в Восточной Европе является нарушением баланса военных сил и средств. Озеров напомнил, что при ратификации СНВ российский парламент сделал оговорку о том, что именно размещение ПРО может стать причиной выхода России из договора. По словам главы комитета, когда принималось решение о размещении ПРО в 3-м и 4-м позиционных районах, США объясняли его необходимостью предотвращения ударов со стороны Ирана. «Непонятно, как теперь, когда по поводу иранской ядерной программы сняты вопросы, можно объяснять нацеленность этих элементов ПРО», – резюмировал Озеров.

«Никакая ПРО США не спасет»

Даже если предложение продлить СНВ-3 действительно поступит от США, откликаться на него не стоит», – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД первый зампред думского комитета по международным делам Леонид Калашников.

«Американцы прекрасно понимают, что они нарушили связь между ПРО и СНВ, и рассчитывать им на новый договор не приходится», – отметил депутат. Он пояснил, что такие договоры готовятся заранее, и когда подходит срок их окончания, рабочие группы, эксперты, как правило, уже давным-давно работают над следующим СНВ. Для этого надо в том числе и по стране ездить, смотреть объекты и многое другое. «Так вот, они, понимая, что новый договор в сегодняшних условиях невозможен, что сами загубили создание его, решили пробить возможность: «а вдруг пролонгируем», – отметил Калашников.

Калашников напомнил, что предлагал в свое время выйти из договора. «Я это и сейчас предлагаю», – подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что основным заградительным барьером от ПРО является создание именно тяжелых ракет с разделяющими головными частями – РГЧ. «Американцы это тоже понимают – иди поймай эту ракету, которая разделится в космосе на множество боеголовок. Никакая ПРО Америку не спасет. Поэтому они предлагают СНВ, дальше сокращать стратегические вооружения – чтобы потом прикрыть себя этим противоракетным зонтиком, потому что против небольшого количества ракет он будет эффективен», – пояснил депутат.

Три условия России

«Переговоры о дальнейшем сокращении ядерных арсеналов Москва будет вести при выполнении трех важнейших пунктов, – предположил член Общественного совета при Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. – Первый пункт: полный вывод американского тактического ядерного оружия из Европы на территорию США. Второе – при переговорах необходим суммарный зачет ядерных потенциалов США, Великобритании и Франции с одной стороны и РФ – с другой. Третий пункт – американцы должны подписать юридически обязывающее соглашение об ограничении развертывания своих систем ПРО».

Коротченко полагает, что при отказе от выполнения этих трех пунктов ни о каких переговорах о сокращении российского ядерного потенциала не может быть и речи.

0 голосов
0 голосов

..............