Оксана Синявская Оксана Синявская Опыт 1990-х мешает разглядеть реальные процессы в экономике

Катастрофичность мышления, раздувающая любой риск до угрозы жизнеспособности, сама становится барьером – в том чтобы замечать возникающие риски, изучать их природу, причины возникновения, и угрозой – потому что мешает искать решения в неповторимых условиях сегодняшнего дня.

2 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Режим Зеленского только на терроре и держится

Все, что сейчас происходит на Украине, является следствием 2014 года и заложенных тогда жестоких и аморальных, проще говоря – террористических традиций.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис Предатели вынуждены старательно вылизывать сапоги новых хозяев

Реакция на трагедию в «Крокусе» показала, что у несистемной оппозиции, уехавшей из страны, за громкими словами о борьбе с тираническим государством и авторитарной властью скрывается ненависть к стране и ее народу.

9 комментариев
6 июня 2016, 16:41 • Политика

Макфол обозначил будущую политику Хиллари Клинтон

Макфол обозначил будущую политику Хиллари Клинтон
@ Sergei Karpukhin/Reuters

Tекст: Антон Крылов

Бывший посол США в России дал большое интервью эстонским журналистам. Ничего особенно нового он не сказал – после своего бесславного пребывания в Москве в качестве посла Макфол на публике говорит приблизительно одно и то же: о величии США и о том, что в России нужно срочно сменить «неправильную», по его мнению, власть.

Не стало исключением и свежее выступление в издании Postimees. Макфол разговаривает исключительно жестким языком ультиматумов и призывает дать «конкретный ответ» на действия Кремля, а также заявляет, что «США должны в соответствии с потребностями обуздать Россию и ответить ей».

Мой опыт с российскими дипломатами таков, что русские хотят абсолютно все зафиксировать на бумаге, на все нужны письменные договоры

В начале интервью экс-посол в очередной раз озвучивает любимый тезис западных «ястребов» о том, что Москве никто не обещал, что расширения НАТО не будет. Мол, «это утверждение – полный вымысел. Мой опыт с российскими дипломатами таков, что русские хотят абсолютно все зафиксировать на бумаге, на все нужны письменные договоры».

При этом, как напоминает представитель МИДа Мария Захарова, буквально неделю назад бывший госсекретарь Генри Киссинджер предположил, что были «неформальные комментарии, которые были так поняты Россией». «Но я бы не стал обвинять российских лидеров в том, что они выдумали эти договоренности», – подчеркивал бывший госсекретарь США. То есть, фактически обвинив во лжи Михаила Горбачева и советских дипломатов, которые своими ушами слышали обещание не расширять НАТО, Макфол заодно, по сути, упрекнул во лжи и самого Киссинджера.

И нет никакого противоречия в том, что при Макфоле российские дипломаты начали требовать от американцев все фиксировать на бумаге. В конце 80-х и начале 90-х действительно многие советские, а затем и российские политики пребывали в эйфории – кто в искренней, а кто в простимулированной из-за рубежа. «Вечный мир без аннексий и контрибуций», «русский с американцем – братья навек» и прочее прекраснодушие. Чем сильнее была эйфория, тем более неприятным оказалось падение с небес на землю во второй половине 90-х, а после начала «гуманитарных бомбежек» Югославии все окончательно стало на свои места. То, что мы считали общей победой над коммунизмом, США считали своей личной победой над русскими. Выражаясь словами Киссинджера, это была «одна из сфер обоюдного взаимонепонимания сторон».

Далее Макфол обвиняет Россию в том, что она «делает все, чтобы украинская экономика рухнула». Тоже интересное обвинение со стороны гражданина страны, которая делает все для того, чтобы рухнула экономика российская. И не очень понятно, почему Россия должна, как она это делала с 1991 по 2013 год, продолжать поддерживать экономику независимой Украины, если киевские власти сделали однозначный выбор в пользу Евросоюза?

Все российские экономические меры против Украины были либо ответными, либо вызванными экономической необходимостью. При этом на Украине продолжают работать российские банки и сотовые операторы, а граждане этой страны, как и раньше, имеют возможность зарабатывать деньги в России и отправлять на свою бедствующую родину. То есть ни о какой «блокаде» речи не идет.

Причем Макфол, говоря о поддержке Западом Украины, ставит жесткие рамки: «найти для Украины необходимые стимулы, но и установить свои условия», – говорит он эстонским журналистам. Показательно, что, когда Россия устанавливает для любого иностранного государства стимулы с условиями, это называется «политическим давлением» или «недопустимым российским влиянием». А когда то же самое делает Запад – ничего личного, просто бизнес.

Собственно, обсудив НАТО и Украину, экс-посол и приходит к мысли о том, что Россию нужно «обуздывать» и «отражать исходящую от нее угрозу».

По большому счету в настоящее время Макфол – просто один из американских интеллектуалов, чье мнение значит не особо больше мнения любого другого профессора Стэнфордского университета. Его «миссия в Москве» признана провальной не только в российских, но и во многих американских влиятельных изданиях.

Но, несмотря на некоторую «опалу», следует помнить, что в случае победы Хиллари Клинтон на президентских выборах профессор может вернуться в Госдеп или стать советником президента. И то, что сейчас высказывается лишь в качестве пожеланий, станет суровой внешнеполитической реальностью.

Демократы любят противопоставлять «интеллектуальную» Клинтон «необразованному» Трампу, но пример Макфола в очередной раз доказывает, что, когда кабинетные ученые приходят в реальную политику, ничего хорошего из этого не получается.

Россия, напомним, прошла через это дважды – в феврале 1917 года, когда интеллигенты тщетно пытались управлять разваливающейся страной и чуть более чем через полгода уступили власть хорошо организованным большевикам, сделавшим ставку не на интеллигенцию (хотя своих интеллектуалов у большевиков тоже хватало), а на пролетариат и понятные любому неграмотному человеку обещания.

Вторая попытка прихода интеллигенции во власть состоялась в начале 90-х годов, и снова Егор Гайдар в итоге оказался сдвинут «необразованным» Виктором Степановичем Черномырдиным через полгода бесславной работы в качестве и. о. главы правительства.

Макфол ведет себя совершенно в том же стиле, что и «сходившие» во власть российские интеллигенты – сперва непонятная и ненужная большинству граждан политика, потом – тотальная обида на «непонимание» и сожаление о том, что «неправильный достался народ».

Возможно, аналитики Госдепа перед назначением посла в 2012 году оценили разрушительный потенциал российской интеллигенции и предположили, что американский интеллигент в роли посла сможет оказать аналогичный эффект, но просчитались. Поэтому Макфол вернулся к преподаванию, а в Спасо-хаус в Москве заехал опытный кадровый дипломат Джон Теффт.

Для России в целом не так уж важно, кто победит на выборах президента США – в любом случае руководству нашей страны придется работать с тем, кого назовут американские выборщики. Но интервью Макфола – еще одно зримое напоминание: в случае победы демократов в лице Хиллари Клинтон предстоит еще как минимум четыре года без малейшей надежды на улучшение отношений.

..............