Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

2 комментария
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
6 апреля 2016, 08:00 • Политика

Нидерландский референдум убьет украинскую мечту об евроинтеграции

Нидерландский референдум убьет украинскую мечту об евроинтеграции
@ Cris Toala Olivares/Reuters

Tекст: Петр Акопов

В среду в Голландии состоится референдум по поводу соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. Несмотря на призывы властей страны, ЕС и Украины поддержать соглашение, большинство из тех, кто придет на референдум, собирается голосовать против. Итоги референдума могут стать сильнейшим ударом по мифу о европейском будущем Украины, на остатках которого держится вся конструкция нынешней «не России».

Голландский референдум имеет несколько измерений – и его результаты скажутся сразу на трех уровнях: национальном, европейском и международном.

Голландское «нет» убьет украинскую мечту о евроинтеграции

На раскладе политических сил в Голландии, где через год пройдут парламентские выборы, на единстве Евросоюза, и так переживающего сложные времена из-за кризиса с беженцами и конфронтации с Россией, и на борьбе за Украину, которую США ведут с Россией во многом руками ЕС. Кроме того, отказ голландцев очень больно ударит по евромечте киевской власти и всего ведомого ею народа Украины. Ведь именно ради евроинтеграции был свергнут Янукович, развязана гражданская война, обрушены все связи с Россией и потеряны Крым и Донбасс.

Голландское «нет» не зачеркнет соглашение об ассоциации. Но оно станет самым ярким подтверждением и так уже понятного, но упорно не признаваемого Киевом факта – Европа никогда не примет Украину в свои ряды. Последствия этого «нет» для внутриукраинской ситуации сложно переоценить. Особенно учитывая, что голландцам всячески разъясняли, что речь идет вовсе не о вступлении Украины в ЕС (премьер Рютте даже заявил, что Украина никогда не станет членом ЕС), а лишь о руке помощи, протягиваемой стремящемуся вырваться из лап русского медведя и любящему Европу народу, а они все равно голосуют против.

Рухнут остатки надежды на европейские перспективы – и откроется новая глава политической и гражданской смуты. При этом даже то, что Украине так явно напоминают вещи, очевидные для любого объективного наблюдателя – что в Европе не ждут, а морковка евроинтеграции нужна была лишь как повод для переворота, совершенного в интересах внешних сил – связано вовсе не с особым вниманием к ней, а с внутриевропейскими политическими процессами.

Нынешней референдум всего второй в истории Голландии. Первый состоялся в 2005 году, когда 62 процента жителей страны высказались против Европейской конституции, что не остановило ее принятие, хотя и потребовало изменения процедуры ее ратификации. То, что нынешний референдум посвящен именно соглашению с Украиной, стало делом случая. В прошлом году в Голландии вступил в силу новый закон, согласно которому граждане могут инициировать референдумы по уже утвержденным парламентом законам и договорам.

Такие референдумы называются «корректирующими», и, хотя они носят консультационный характер, то есть не обязательны к выполнению властями, все же игнорировать их итоги будет политическим самоубийством. Голландцы хотели поскорее испробовать новый инструмент прямой демократии – и особенно это было важно для евроскептиков и защитников национального суверенитета, озабоченных высокими темпами евроинтеграции. Им нужно было пропустить через избирателей какое-нибудь решение брюссельских бюрократов – и тут подвернулось соглашение об ассоциации с Украиной.

Оно стало первым юридическим актом, одобренным парламентом Нидерландов после того, как 1 июля закон о консультативном референдуме вступил в силу. И уже к осени евроскептики с информационного интернет-портала GeenStijl собрали в полтора раза больше требуемых для инициации референдума 300 тысяч подписей. Правительство Марка Рютте назначило референдум на 6 апреля и призвало голландцев поддержать соглашение. То же самое сделала и часть оппозиционных партий.

Естественно, что за одобрение высказались и Брюссель, и Киев. Нужно поддержать цивилизационный выбор Украины, спасти ее от России, да и вообще нехорошо ставить под сомнение коллективные решения ЕС. В союзе все принимается консенсусом, то есть все должны быть за, и если в каждой стране власти начнут советоваться с народом, то Евросоюз впадет в ступор. Незначительность повода – какое-то соглашение об ассоциации, их уже множество действует, да и ни к чему оно ЕС не обязывает – не отменяет беспокойства Брюсселя. Тут важен сам прецедент, крайне нежелательный для евроинтеграторов.

Мало того, что сама Голландия может стать тормозом политической интеграции ЕС – а именно на ней настаивает локомотив Европы, Германия – так и ее пример может стать заразительным. Именно поэтому глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил, что отрицательный ответ голландцев «может вылиться в континентальный кризис огромных масштабов».

И хотя уже первые опросы показывали преобладание противников соглашения над его сторонниками, долгое время референдум не воспринимали слишком серьезно. По закону для того, чтобы он считался состоявшимся, необходима явка больше 30 процентов. Данные социологов показывали небольшой интерес голландцев к 6 апреля, да и особо массовой агитации не велось. Еще в конце зимы половина голландцев даже не знала о предстоящем голосовании, и ожидаемая явка колебалась в районе 30 процентов. Но в последние недели произошло – причем благодаря как противникам соглашения, так и украинским властям, устроившим агитацию за соглашение – то, что было совершенно не выгодно ни правительству Рютте, ни Брюсселю, ни Киеву: резкий рост числа тех, кто знает о том, что будет 6 апреля. Таких уже почти 9 из 10. И явка теперь ожидается уже точно больше 40 процентов. И более 60 процентов из тех, кто намеревается идти голосовать, собираются сказать «нет». Согласно опросу, каждый третий житель Нидерландов против ассоциации – и только 19 процентов за.

То есть референдум будет признан состоявшимся, и большинство голландцев выскажутся против даже такой формальной вещи, как соглашение об ассоциации – и что с этим делать всем проигравшим?

Проигравшими станут все главные голландские партии – правящие праволибералы Марка Рютте и их партнеры по коалиции из Партии труда, оппозиционные христианские демократы, «зеленые» и «Демократы-66». На прошлых парламентских выборах в 2012 году две правящие партии набрали в сумме половину голосов избирателей, а три указанных оппозиционных партии получили все вместе еще около 20 процентов. То есть вместе они вроде бы представляют 70 процентов избирателей, и при этом все равно проигрывают референдум.

А победителями референдума станут те три партии, что призывали сказать «нет» Украине – Партия свободы Герта Вилдерса, Соцпартия и Партия защиты животных. Партия Вилдерса – правые националисты, консервативные евроскептики, выступающие за ужесточение миграционного законодательства. На последних выборах они, как и социалисты, набрали по 10 процентов голосов – и референдум по Украине станет для них не только хорошей репетицией будущих выборов, но и фактическим началом предвыборной кампании.

При этом нынешнее голландское правительство уже не сможет возобновить приостановленную им после назначения референдума процедуру ратификации соглашения об ассоциации с Украиной. Такое открытое пренебрежение мнением граждан может очень дорого обойтись правящим партиям на выборах следующей весной. Впрочем, отсутствие ратификации со стороны Голландии не означает отмены самого соглашения – у ЕС есть способы сделать так, чтобы большая и основная часть его продолжали действовать.

Соглашение с Украиной относится к разряду смешанных, в которых есть компетенция и ЕС в целом, и государств-членов. Но ключевая часть соглашения касается компетенции ЕС – и нератификация Голландией не сможет отменить эти положения. Другое дело, если Голландия попытается наложить вето при одобрении всего соглашения в Совете ЕС (а сейчас оно действует на временной основе), но сам референдум все-таки касается именно факта ратификации соглашения в голландском парламенте. То есть одобрение на уровне страны будет отменено – а вот заставить правительство Рютте блокировать все соглашение на европейском уровне данный референдум не в силах.

Но это не смягчает последствия голландского «нет» для Киева. Однозначно высказанное мнение единственной европейской страны, решившей спросить своих граждан про сближение с Украиной, окажет большое влияние на позицию властей всех европейских стран. Накануне референдума голландская газета De Volkskrant написала о блоке из пяти стран Евросоюза, которые принципиально против членства Украины в ЕС – Германия, Франция, Австрия, Бельгия и Нидерланды. И это говорится о позиции нынешних, в целом проатлантических, властей этих стран. Что уж говорить об отношении населения, если даже безобидное для Европы соглашение об ассоциации не выдерживает проверки референдумом.

6 апреля убьет украинскую мечту о евроинтеграции. Киев, конечно, может еще какое-то время рассказывать народу Украины о том, что ничего не изменилось, что Европа ждет – но и сами власти, и народ будут понимать, что все закончилось. Двери закрываются – от России отвернулись, чтобы спустя два года увидеть, как от них отворачивается Европа.

..............