Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра, из которой доносились проклятия.

0 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

10 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Запад судорожно ищет деньги на продолжение войны

Если Россия войну на Украине не проиграет, то она ее выиграет. Значит, впоследствии расплачиваться по счетам перед Москвой может уже не Евросоюз с его солидарной ответственностью, а каждая страна в отдельности и по совокупности неверных решений.

10 комментариев
3 марта 2016, 16:50 • Политика

Раскол между ЕС и США по вопросу антироссийских санкций углубился

Раскол между ЕС и США по вопросу антироссийских санкций углубился
@ Bernd von Jutrczenka/DPA/Global Look Press

Tекст: Антон Крылов

Если Вашингтон дежурно пролонгировал введенные против России санкции, то в ЕС решение по данному вопросу простым не будет. Среди стран, настаивающих на отмене ограничений, называют Австрию, Венгрию, Грецию, Испанию, Италию и Кипр. Налицо раскол, преодолевать который предстоит Меркель. Если, конечно, немцы оставят ее у власти.

Подписанный Бараком Обамой указ о продлении антироссийских санкций еще на один год сложно назвать новостью – это бюрократическая рутина. Новостью было бы, если бы он этот указ не подписал, но вероятность подобного развития событий равнялась нулю. «Иного ожидать не приходилось. Переговоры по Сирии для Обамы не означают улучшения отношений с Москвой», – констатировал очевидное глава международного комитета Госдумы Алексей Пушков. Как уже неоднократно отмечалось в публикациях газеты ВЗГЛЯД, американские санкции вводились всерьез и надолго, и отмены можно ждать десятилетиями даже в том случае, если исчезнет причина, вызвавшая их появление. Примеров тому достаточно, и поправка Джексона-Вэника лишь самый известный из них.

В июне президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер планирует посетить Петербургский экономический форум, и это будет первый визит в Россию высокого чина из ЕС с момента воссоединения с Крымом

Правда, в документе обращает на себя внимание формулировка «действия России продолжают представлять необычайную и чрезвычайную угрозу национальной безопасности и зарубежной политике США». Если с зарубежной политикой все понятно, то как связаны Крым и национальная безопасность Штатов? Вспоминается анекдот про «США нагло вмешиваются во внутренние дела СССР по всему миру», которому теперь придали новую актуальность (только СССР нужно заменить на Россию и поменять местами с США). Впрочем, этот пассаж лишь выглядит странно, на деле – еще одна бюрократическая формулировка.

Интрига пока что сохраняется лишь в вопросе европейских санкций, что отмечают и в самой Америке. Так, The Wall Street Journal опубликовала статью о том, что европейцы, скорее всего, сохранят персональные ограничения против людей, которых они считают ответственными за события в Крыму и Донбассе, а вот по поводу экономических санкций согласия в ЕС больше нет. Издание отмечает, что решение вопроса о продлении санкций против 149 граждан РФ и 37 организаций, а также 16 обвиняемых Брюсселем в растрате государственных средств бывших чиновников Украины «шло без особых споров». Однако «в том, что касается ограничительных мер ЕС в отношении России в сфере экономики, ситуация, по всей видимости, будет иной».

Также WSJ напоминает, что в июне президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер планирует посетить Петербургский экономический форум, и это будет первый визит в Россию высокого чина из ЕС с момента воссоединения с Крымом.

Последние заявления европейских политиков разного уровня также говорят о том, что их странам надоели санкции – заявления об этом приходят и из Венгрии, и из Франции, и из Италии. Проще перечислить тех, кто однозначно сохраняет позицию «за» санкции – это канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Джеймс Кэмерон и лидеры прибалтийских стран. Впрочем, мнение последних мало кого интересует. Даже традиционно антироссийская и проамериканская Польша в последнее время не выступает за автоматическое продление ограничений – скоро зацветут яблони, и выращенную за сезон продукцию польским фермерам придется куда-то девать.

Оценки общего ущерба для Европы от собственных санкций и ответного российского эмбарго уже приближаются к 100 миллиардам евро. Почему-то никому еще не приходит в голову то, что эти деньги можно было бы, например, потратить на помощь Украине, интересами которой оправдывалось введение ограничений.

Для Меркель «момент истины» наступит уже довольно скоро – местные выборы в Германии состоятся в воскресенье, 13 марта. От волеизъявления жителей трех федеральных земель – Баден-Вюртемберга, Рейнланд-Пфальца и Саксонии-Анхальт – зависит, будет ли нынешняя политика как по отношению к беженцам, так и по отношению к России продолжена или серьезно скорректирована – вплоть до отставки канцлера.

На уровне федеральных земель Германии вопрос отмены санкций поднимают регулярно, а главным критиком Берлина в этом вопросе считается премьер-министр самой богатой германской земли – Баварии Хорст Зеерхофер. Если немецкие избиратели окажутся солидарны с ним, а не с Меркель, закат ее эпохи произойдет куда быстрее, чем планировалось. «В этом году будет решаться не только то, останется ли Ангела Меркель на посту канцлера, но и будут подводиться итоги всего периода ее нахождения у власти», – отмечает обозреватель «Немецкой волны» Кристоф Штрак.

«В последние годы верхушка ХДС неоднократно пела дифирамбы в адрес главы партии Ангелы Меркель. Великая европейка, которая добивается того, что ЕС не сворачивает со своего курса, которая способствовала снятию напряженности в ходе кризиса на Украине, которая была избрана в 2014 году лондонской The Times, а в 2015-м нью-йоркским Time «Человеком года», – напоминает он. – При этом многие закрывали глаза на то, что ситуация во внутренней политике становится сложнее, все очевиднее проявляются недостатки и упущения. Начиная от стоимости проекта по спасению греческой экономики и заканчивая бесконечно отодвигаемым принятием нового иммиграционного законодательства».

Со своей стороны Меркель активно вступила в предвыборную кампанию и заявила на встрече с партийным активом, что Германия готова взять на себя большую ответственность за происходящее «за пределами границ Европы» и что Берлин не может довольствоваться ролью «экспортера товаров и строителя фабрик» – его претензии на международной арене куда амбициознее.

Но о каких международных амбициях может идти речь, если германский канцлер в своей политике по отношению к России является всего лишь проводником американских интересов? В любом случае, эту дилемму нужно решать немецким избирателям, и их ответ мы узнаем весьма скоро.

Впрочем, даже если немцы проголосуют против Меркель, решение по вопросу санкций все равно останется непредсказуемым вплоть до дня его окончательного принятия. Но не вызывает сомнений – США сделают все для того, чтобы заставить Евросоюз продемонстрировать «единство» по отношению к России. Поэтому будут и десанты сенаторов (как накануне принятия Болгарией решения по «Южному потоку»), и вояжи Джона Керри, и заявления Обамы, и «утечки» из Госдепа – вроде недавнего негласного запрета американским банкам участвовать в размещении российских облигаций.

Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, вопрос санкций – это, по сути, экзамен Евросоюза на самостоятельность. До сих пор раз за разом экзамен этот Европа проваливала, принимая невыгодные для себя экономические решения в угоду атлантическому союзничеству, но рано или поздно ситуация должна измениться.

В пользу этого говорит неуклонно ухудшающееся экономическое положение ряда стран ЕС, а также отсутствие формальных поводов для продления санкций – в Донбассе соблюдается хоть и худой, но мир, а выполнять Минские соглашения не спешит в первую очередь Киев.

Однако у США слишком много рычагов влияния на европейских лидеров, а также козырей в рукаве для того, чтобы говорить о скором снятии европейских санкций как о весьма вероятном событии. Россия строит свою политику исходя из того, что санкции будут действовать до конца года, и что-либо менять в этой концепции не имеет смысла.

«Мы неоднократно говорили на различных уровнях, что мы не обсуждаем с нашими коллегами по Евросоюзу возможности или перспективы пути снятия санкций. Мы их не вводили. Когда их вводили, нас не спрашивали. Это не наша проблема, это проблема Европейского союза, это проблема каждого участника этой структуры, отдельных стран и коллективная проблема всего объединения», – эти слова представителя МИД Марии Захаровой наиболее полно характеризуют официальную позицию нашей страны по поводу санкций.

Это их проблема – пусть сами с ней и разбираются.

..............