Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

9 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
18 августа 2015, 21:02 • Политика

Отказ от Донбасса не спасет киевскую власть

Отказ от Донбасса не спасет киевскую власть
@ Maxim Zmeyev/Reuters

Tекст: Петр Акопов

Фактический срыв заключенных семь месяцев назад минских соглашений поставил Украину на грань возобновления гражданской войны. В этих условиях киевские власти пытаются найти выход в признании фактического отделения Донбасса. Киев, по сути, уже готов отказаться от борьбы за отделившийся регион, надеясь тем самым сохранить контроль над остальной Украиной.

То, что «Минск-2» сорван, признают обе противоборствующие стороны – война может начаться в любой момент. Ее последствия могут быть катастрофическими для Украины в целом и для киевской власти в частности. Понимая это, часть украинского правящего класса все настойчивей призывает отрезать, изолировать Донбасс, чтобы спасти свою власть на остальной Украине. Откровенней всех это озвучил бывший президент Леонид Кравчук в опубликованном во вторник в киевском журнале «Новое время» интервью.

Ключевой вопрос для Запада: можно ли удержать остальную Украину, если отпустить Донбасс?

«Донбасс всегда был проблемным... Я знал, что там есть часть людей, которые смотрят только в одну сторону – в Россию – и будут долго смотреть. И вот настало время для них. ДНР и ЛНР – это продукт той же ситуации. Украина не могла решить все одновременно. Да, мы допустили много ошибок, мы не занимались глубоко этими вопросами. Но я думаю, если волка посадить в клетку, то сколько его ни корми, а он все равно в лес смотрит.

Поэтому моя позиция очень проста сегодня. Есть линия размежевания. Это не граница между Россией и Украиной, но линия размежевания между Украиной и боевиками ЛНР и ДНР. Эту линию мы принимаем как статус-кво, как временную линию размежевания и перестаем говорить пустые слова – «гуманизм», «там наши люди живут», «им надо помогать», «мы должны тут собирать налоги и им помогать, потому что им плохо». Мы должны отрезать эту территорию на время, пока не сможем ее освободить. Граница остается священной, нашей – и будет священной. Но сегодня надо дать боевикам, которыми руководит Кремль, поуправлять «своей» территорией. Мы должны прекратить с ними экономические, политические и другие отношения».

Позиция «отрезать Донбасс как больную часть тела и идти на Запад» звучала в Киеве и раньше, но никогда еще ее не озвучивали руководители страны, даже с приставкой «экс». Теперь об этом открыто говорит бывший президент страны, в то время как его преемник – другой бывший президент Кучма – представляет Киев на переговорах в минском формате. Позиция официального Киева проста: Донбасс захватила Россия, до этого отнявшая у нас Крым, и мы будем бороться за него, опираясь на помощь Запада. Это наша украинская земля – и точка. Кравчук, конечно, тоже говорит о том, что когда-нибудь Донбасс, как и Крым, вернется в состав Украины, но сейчас нужно прекратить с ним все отношения. Не просто блокировать, а, по сути, отказаться от них.

«Поэтому на линии соприкосновения мы ставим, несмотря ни на какие минские соглашения, оружие, которое мы считаем нужным, то войско, которое мы считаем нужным, и если кто-то будет совать нос за эту территорию, мы будем их бить со всей украинской ненавистью и говорить им: «Не лезьте».

Еще не пришло время освобождать. Придет время – и мы освободим».

Понятно, для чего это Киеву: тот же Кравчук заявляет, что Украина должна «проводить реформы, выборы, строить новую жизнь, бороться с коррупцией», потому что «устали уже от нашего безделья не только украинцы, а устал и Запад, так долго продолжаться не может». То есть пытаться сделать так, чтобы пришедшую после Майдана власть не снесли сами украинцы, а Запад не отказался от поддержки Украины как форпоста против России.

Может ли Киев пойти на не юридический, а фактический отказ от Донбасса? По большому счету, этот сценарий давно уже кажется многим в Киеве, да и на Западе единственным способом сохранить прозападную власть на Украине и тем самым удержать ее в атлантическом поле. Грубо говоря, Порошенко и Яценюк давно бы уже отказались от Донбасса, чтобы спасти свою власть, да и в США даже самые воинственные ястребы понимают, что бороться с Москвой нужно за остальную Украину, а не за Донбасс.

Порошенко до сих пор не говорит то, что сейчас сказал Кравчук, по одной простой причине: завтра его объявят предателем родины и выведут на улицы десятки тысяч людей. Начнется новый майдан – с непредсказуемыми последствиями. Поэтому говорить об этом самому Порошенко рано, пока рано.

Ключевой вопрос для Запада: можно ли удержать остальную Украину, если отпустить Донбасс? Если бы там были уверены в этом, то давно уже подталкивали бы Киев к разводу с отделившимися республиками, но такой уверенности нет. Но способность киевской власти устоять после того, как она откажется от Донбасса, вызывает большие сомнения даже на Западе, а значит, лучше не рисковать.

С другой стороны, долго находиться в подвешенном состоянии нынешняя власть тоже не может – постоянная мобилизация населения и армии против России с целью отторжения грозящей Незалежной «российской агрессии» рано или поздно перестанет работать. И тогда и безо всякого отказа от Донбасса недовольство граждан обратится к нынешнему руководству, а желающих смести Порошенко и Яценюка на Украине предостаточно, начиная от Яроша и заканчивая Тимошенко. Что будет с Украиной после нового майдана – не отвалятся ли от нее новые куски, не воспользуется ли Донбасс борьбой за власть в Киеве для нанесения военного удара?

То есть в любом случае новый майдан практически неизбежен – так, может, лучше быстрее спровоцировать его отказом от Донбасса, заменив в ходе смуты одних прозападных политиков другими, поменяв Порошенко на Тимошенко? Если бы США были уверены в своей способности удержать ситуацию под относительным контролем, то, конечно, пошли бы на это, но у них нет и не может быть гарантий того, что все пройдет гладко.

И, естественно, главным препятствием к старту нового майдана является опасение неожиданного удара со стороны Донбасса, после которого приостановленный развал Украины может возобновиться.

Таким образом, воплощение идеи отказа от Донбасса – теоретически единственной, дающей шанс на сохранение власти нынешней прозападной элиты, – сопряжено с огромными рисками и издержками. Но без попытки отрезать Донбасс Украину точно не вырвать из русского мира, это тоже понимают геополитические стратеги. Решатся ли они на нее или нет – мы увидим в ближайшие недели, после того как минские соглашения будут официально признаны провалившимися. Образуется некоторое окно до возобновления полномасштабных боевых действий – и в этот момент идея отказа может быть провозглашена Киевом официально.

Согласится ли на нее Донбасс? Конечно, нет – и даже не потому, что без возвращения всей территории Донецкой и Луганской областей никто в ДНР и ЛНР не будет обсуждать вариант размежевания с Украиной. Главное – Донбасс, как и Россия, не собирается отказываться от борьбы за всю Украину как часть русского мира. Не военной борьбы, хотя и она в какой-то момент будет важна, а борьбы, в основе которой лежит отстаивание правого дела.

Киевской власти не удастся отрезать от Украины «проблемный регион», потому что главной проблемой Украины является ее нынешняя политическая элита, сделавшая выбор, несовместимый с существованием этого государства и противоречащий интересам ее народа, который является неотделимой частью русского народа. И эта проблема будет решена народом Украины – вместе с той его частью, которая уже начала это делать в Донбассе.

..............