Дмитрий Губин Дмитрий Губин Почему Украина потеряла право на существование

Будущее Украины может представлять собой как полную ликвидацию государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).

9 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Сердце художника против культурных «ждунов»

Люди и на фронте, и в тылу должны видеть: те, кому от природы больше дано, на их стороне, а не сами по себе. Но культурная мобилизация не означает, что всех творческих людей нужно заставить ходить строем.

11 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Новая оппозиция Санду сформировалась в Москве

Прошедшее в Москве объединение молдавской оппозиции может означать, что либо уже готов ответ на возможное вторжение Кишинева в Приднестровье, либо есть понимание, что Санду не решится на силовое решение проблемы.

5 комментариев
6 июля 2015, 17:05 • Политика

Грузия зря возмущается отказом России от договора о передаче осужденных

Грузия зря возмущается отказом России от договора о передаче осужденных
@ Игорь Руссак/РИА "Новости"

Tекст: Иван Чернов, Дмитрий Александров

Решение российских властей не участвовать в двустороннем соглашении с Грузией о передаче осужденных вызвало в Тбилиси крайне неодобрительную реакцию. Там даже обещают «ответить адекватно». Будем надеяться, что так и произойдет, потому что на самом деле претензии грузинских властей выглядят по меньшей мере странно, с этим соглашаются даже грузинские эксперты.

Президент России Владимир Путин одобрил решение о неучастии в договоре с Грузией о передаче осужденных из одной страны в другую.

Не могу сказать, что сейчас есть какие-то особенно актуальные лица, на выдаче которых настаивала бы Россия или Грузия

«Принять предложение правительства Российской Федерации о направлении грузинской стороне уведомления о намерении России не стать участником договора между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, подписанного в Москве 19 марта 1996 года», – передает ТАСС распоряжение президента. Путин поручил МИД России направить грузинской стороне соответствующее уведомление.

Ранее предложение не становиться участником договора с Грузией было направлено в правительство России Минюстом и согласовано с МИДом и Верховным судом. В конце июня с этим предложением выступил глава правительства России Дмитрий Медведев.

Грузинская реакция

В Грузии пока пытаются понять решение Москвы о выходе из договора и проанализировать, что последует за этим и почему такое решение вообще было принято. «Мы пока можем только сказать, что это как минимум негуманно», – заявили газете ВЗГЛЯД в МИД Грузии.

«Абсолютно не вижу логики, не понимаю, разве не в интересах самой России передать нам грузинских заключенных?» – сказала газете ВЗГЛЯД экс-руководитель грузинской президентской комиссии по помилованию Елена Тевдорадзе.

В свою очередь депутат от правящей коалиции «Грузинская мечта» Ани Миротадзе заявила, что Тбилиси «ответит адекватно», «пересмотрев со своей стороны все ранее заключенные соглашения с Россией». На пресс-конференции в понедельник она предупредила, что «Тбилиси также поставит международное сообщество в курс решения Москвы выйти из этого договора».

Известный грузинский адвокат Гела Николаишвили в интервью газете ВЗГЛЯД сказал, что «не знает, как это решение объяснить». По его словам, «получается, Россия больше не хочет заботиться о своих гражданах, осужденных в Грузии».

Этот адвокат уже защищал интересы российских граждан в Грузии. В эпоху экс-президента Михаила Саакашвили он отстаивал интересы Павла Блиадзе, прослужившего 20 лет в советской и российской армии. В 2009 году Блиадзе прибыл на историческую родину в отпуск, а его поймали за незаконное хранение и ношение оружия и осудили на пять лет. Тогда говорилось, что на самом деле срок офицер получил за то, что ему в Грузии предложили сотрудничать с местными органами, но тот отказался. После смены властей его освободили.

Сейчас же Гела Николаишвили защищает 21-летнего гражданина России из Архангельска, которому по обвинению в реализации наркотиков в Грузии недавно присудили 7,5 лет тюрьмы.

В министерстве по исполнению наказаний и пробации Грузии сообщили, что в стране сейчас 10 353 человека, которые находятся под стражей. Но отметили, что не знают, сколько среди них российских граждан. «Такой статистики по странам не ведем», – сказали газете ВЗГЛЯД в ведомстве.

Добавим, что в июле в Праге с заместителем министра иностранных дел России Григорием Карасиным в очередной раз встретится спецпредставитель премьер-министра Грузии по России Зураб Абашидзе. Уже сообщалось, что вопрос экстрадиции из России грузин, арестованных за шпионаж, будет поднят на этой встрече.

Кроме того, год назад Россия освободила и передала на родину грузинского разведчика, осужденного на длительный срок за шпионаж в пользу Грузии. В начале 2014-го Россия выдала Грузии двух грузинских разведчиков, также отбывавших наказание в России.

Всего в связи с событиями 2008 года в России были арестованы и осуждены 19 граждан за сотрудничество с грузинскими спецслужбами. Среди них граждане как России, так и Грузии.

Ранее первый заместитель главы МИД Грузии Давид Дондуа заявил, что решение Москвы в одностороннем порядке выйти из договора о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, неконструктивно.

Российские разъяснения

Между тем в Москве уверяют, что ничего страшного в отношениях двух стран не произошло, более того, с выходом из договора и практика передачи осужденных между Россией и Грузией не претерпит никаких изменений.

Отмечается, что Грузия стала не первой страной, с которой Россия расторгает подобные договоры. В марте аналогичная процедура затронула и Эстонию. В обоих случаях вопрос о передаче осужденных между странами уже регулируется международной конвенцией, а не двусторонним договором.#{ussr}

Исчерпывающий ответ и по сути вопроса, и по реакции грузинской стороны недавно дал МИД России на своем сайте.

По словам официального представителя российского внешнеполитического ведомства Александра Лукашевича, «реакция в Грузии представляется преувеличенной». «Речь идет о рутинной, предусмотренной международным правом процедуре в отношении договора, который после его подписания – 19 марта 1996 года, а это 20 лет назад – так и не вступил в силу», – пояснил Лукашевич.

«За последние 10 лет аналогичные решения приняты Российской Федерацией в отношении почти двух десятков международных договоров. Цель – создание правовой определенности в вопросе содержания договорно-правовой базы отношений с иностранными государствами», – добавил он.

По словам дипломата, «выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления договора в силу, было признано нецелесообразным, поскольку Россия и Грузия являются участницами международных механизмов, регулирующих данную проблематику». Речь идет о конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 года (СНГ) и конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года (Совет Европы).

«Как видите, каких-либо последствий упомянутое решение для нашего будущего сотрудничества с Грузией в данной сфере не влечет. Таким образом, заявление грузинской стороны о том, что Россия предприняла очередной «опасный шаг в отношении Грузии», является необоснованным и с юридической точки зрения некорректным», – пояснили в МИД России.

Также и Минюст России пояснял на своем сайте, что наличие конвенций о передаче осужденных к лишению свободы делает нецелесообразным заключение отдельного договора с Грузией по данному вопросу.

Как рассказал газете ВЗГЛЯД московский адвокат, эксперт по международному праву Константин Трапаидзе, в отношении России и Грузии уже действует конвенция о выдаче преступников, совершивших тяжкие преступления.

«Если дополнительно существует конвенция, регулирующая отношения между двумя странами по еще большему спектру правонарушений, полагаю, что Россия именно поэтому чисто технически вышла из двустороннего договора (дублирующего конвенцию – прим. ВЗГЛЯД). Конвенция имеет первоочередное значение, она значит больше, чем какой-то рамочный документ», – пояснил он.

Трапаидзе склонен согласиться с позицией российского МИДа и так же, как и дипломаты, считает, что с отказом от двустороннего договора ничего в отношениях России и Грузии не изменится. Адвокат однозначно не видит никаких предпосылок для какой-то конфронтации, для «опасного шага» со стороны Москвы, о котором говорят в Тбилиси.

«По большому счету, если исходить из статистики, Россия даже больше заинтересована в договоренностях о выдаче преступников, чем Грузия. В то же время не могу сказать, что сейчас есть какие-то особенно актуальные лица, на выдаче которых настаивала бы Россия или Грузия. Скорее сложности в этом смысле могут быть между Россией и Украиной», – заметил он.

Напомним, Тбилиси разорвал дипломатические отношения с Москвой после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года. Представители нового правительства Грузии, которые пришли к власти по итогам парламентских выборов 1 октября 2012 года, назвали одним из главных приоритетов внешней политики страны нормализацию отношений с Россией, но не в ущерб принципу территориальной целостности страны. Дипотношения между странами по-прежнему не установлены. Но стороны общаются между собой в рамках Женевских дискуссий в Швейцарии при посредничестве ЕС, ООН и ОБСЕ.

..............