Ирина Алкснис Ирина Алкснис Россия утратила комплекс собственной неполноценности

Можно обсуждать, что приключилось с западной цивилизацией – куда делись те качества, которые веками обеспечивали ей преимущество в конкурентной гонке. А вот текущим успехам и прорывам России может удивляться только тот, кто ничегошеньки про нее не понимает.

5 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

18 комментариев
30 октября 2014, 19:30 • Политика

Крым по-сингапурски

Крым может получить особый экономический статус

Крым по-сингапурски
@ Луканин Антон/ТАСС

Tекст: Артур Приймак,
Мария Трубина,
Марина Балтачева

Дмитрий Медведев потребовал ускорить подготовку законопроектов, которые должны стать основой для свободной экономической зоны в Крыму – этот «налоговый рай», по расчетам Кабмина, возникнет с началом 2015 года. Полуостров должен гарантировать не только мягкий инвестиционный климат: Медведев предлагает ввести режим порто-франко и упрощенную приписку для судов со всего мира.

В морских гаванях Крыма могут быть введены режимы удобного флага и свободного порта, что существенно упрощает таможенные процедуры, об этих возможных новшествах в четверг заявил председатель правительства России Дмитрий Медведев. По мнению премьер-министра, эти меры должны «простимулировать деловую активность на полуострове».

При наличии двойной регистрации суда могут свободно ходить по всему миру и предлагать свои услуги

«В свободной экономической зоне для инвесторов предусмотрено освобождение от ряда налогов на период до 10 лет – в зависимости от категории налогов, а также снижены административные барьеры», – сказал премьер. Медведев также потребовал в кратчайшие сроки внести в Госдуму законопроекты по запуску свободной экономической зоны в Крыму.

Поясним: «удобный флаг», о котором шла речь выше, – это льготный режим приписки судов и налогообложения фрахтовых операций в открытом море. Режим удобного флага предоставляет судовладельцам существенные льготы в коммерческом мореплавании.

Режим свободного порта (порто-франко) предполагает существенное упрощение процедур, связанных с оформлением груза.

О том, что правительство поддержало законопроект, вводящий особый порядок контроля в отдельных портах (такой порядок должен вводиться постановлениями Кабмина), заявил и министр Савельев по итогам заседания правительства. По его словам, правительство рассчитывает «применить лучшую практику» таких портов, как Сингапур, южнокорейский Пусан и китайский Далянь (Дальний).

В Крыму работают пять грузовых портов: Евпатория, Феодосия, Керчь, Севастополь и Ялта.

Льгота на полвека

«Надо быстро вносить законопроекты в Государственную думу, их подготовка и так заняла больше времени, чем мы планировали», – заявил премьер Медведев на заседании правительства.

Отметим, что, как сообщил в четверг министр по делам Крымского федерального округа Олег Савельев, закон о свободной экономической зоне в Крыму вступит в силу 1 января 2015 года.

Помимо прочего, подчеркнул министр, правительство России готово предоставить двухлетние налоговые каникулы для субъектов малого и среднего предпринимательства, работающих в СЭЗ Крыма. Иностранцы, приезжающие в Крым в рамках инвестпроектов, смогут получить визу сроком до 30 дней по прибытии в консульство полуострова.

Напомним, что еще в конце марта премьер Медведев отдал распоряжения по созданию особой экономической зоны в Крыму. Российский бизнес на переходный период сможет получить налоговые льготы в обмен на инвестиции в объекты собственности Крыма и Севастополя. Минэкономразвития предложило российскому правительству установить режим особой экономической зоны на всей территории Крыма и Севастополя, при этом льготы на полуострове могут действовать 49 лет.

Глава республики Сергей Аксенов сообщил, что в Крым уже предложили инвестировать свыше 1 млрд долларов, что почти в два раза превышает текущий бюджет полуострова.

Как на острове Мэн

Услуга «удобного флага», которую, возможно, будет предоставлять Крым, – это нечто близкое к регистрации фирмы в офшорной зоне, но применительно к коммерческому судоходству. Речь идет о регистрации судна в стране, отличной от той, которой оно фактически принадлежит или контролируется. Впервые режим удобного флага в 1925 году ввела Панама, в 1948 году – Либерия, а позднее и ряд других стран и территорий, например остров Мэн – владение британской короны с особым статусом.

Как поясняют эксперты по морскому праву, удобный флаг призван гарантировать судовладельцам быструю и упрощенную регистрацию иностранных судов на временной и постоянной основе. Зарегистрированные в портах удобного флага нерезидентские судоходные компании освобождаются от всех местных налогов, если они получают свои доходы от фрахта за пределами страны регистрации.

Взамен этого они платят умеренные регистрационный и годовой сборы в зависимости от водоизмещения и назначения судов.

«Двойная прописка»

#{interviewpolit}Профессор Московской государственной юридической академии им. Кутафина, специалист по морскому праву Камиль Бекяшев в комментарии газете ВЗГЛЯД упомянул о такой практике, как двойная регистрация судов.

По словам эксперта, это означает, что судно, которое приписано в Крыму, может ходить под флагом другого государства, если на это есть согласие. «Например, судно с портом приписки в Керчи может поднять флаг Кипра – при условии, если оно одновременно зарегистрировано на Кипре. Это и есть двойная регистрация», – говорит профессор МГЮА. Он также уточнил: порядок двойной регистрации предусмотрен только в Республике Кипр, другие государства этот порядок не признают.

«Правительство пошло на такие меры в Крыму по простой причине: судам и портам нужна работа», – продолжает Бекяшев. По его словам, приписанным в Крыму транспортным судам сейчас нечего вывозить, а рыболовному флоту негде осуществлять промысел. «При наличии двойной регистрации эти суда могут свободно ходить по всему миру и предлагать свои услуги», – полагает эксперт по морскому праву.

Впрочем, проблему создает то, что с точки зрения подавляющего большинства стран мира Крым в лучшем случае – территория с неурегулированным правовым статусом, в худшем, с точки зрения Запада – незаконно аннексированная территория.

«Крым может стать хорошим экономическим узлом»

Несмотря на введение СЭЗ, регистрация организаций в крымской юридической зоне может оказаться усложненной, и придется работать через офшорные структуры, полагает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов.

Но в целом проект представляется эксперту перспективным. «Судя по всему, режим свободной экономической зоны будет располагаться на всей территории Крыма, но основная ставка будет сделана на транзитный портовый узел», – считает эксперт. Абзалов отмечает, что Россия до воссоединения с Крымом располагала на черноморском побережье неглубоководные порты – инфраструктура Крыма в этом плане намного удобнее.

«Там уже есть военные кластеры – Балаклава и Севастополь, и в Крыму же вполне можно создать эффективную портовую инфраструктуру гражданского судоходства», – подчеркивает Абзалов.

«Крымские экономические зоны наряду с рекреационными считаются наиболее «проседающими», и для таких зон главное не столько финансирование, сколько льготные поставки оборудования, – отмечает Абзалов. – Это потребует серьезного преодоления административных барьеров».

Эксперт отмечает – транзит грузов через морские порты, увы, «развивается очень медленно из-за длительного процесса растаможки». «Если административная составляющая упростится, то вкупе с модернизацией портовой инфраструктуры Крым может стать хорошим экономическим узлом», – отметил он. Среди возможных рисков реализации проекта эксперт отмечает финансовую составляющую и слабый аудит. «Есть определенные риски даже не столько с нецелевым, сколько с неэффективным расходом денежных средств. Мы все помним порт, который смыло в преддверии Олимпиады (в декабре 2009 года штормом смыло новый Имеретинский грузовой порт в Сочи, который владелец «Базэла» Олег Дерипаска строил на паях с госбюджетом – прим. ВЗГЛЯД)».

Также важным моментом является четкое прописывание статуса экономической зоны. «С учетом того, что у нас руководителем профильного Министерства по делам Крыма стал человек, в ранге замминистра экономического развития отвечавший за СЭЗ, то, что Крым будет развиваться в этом направлении, это очевидно, – отмечает Абзалов. – Исходя из этого хотелось бы, чтобы четко был прописан статус и моменты формирования, связанные с юрисдикцией», – подчеркнул Абзалов. «В целом идея выглядит достаточно здраво и интересно, если ее правильно реализовать», – резюмирует эксперт.

..............