Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

11 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

15 комментариев
14 января 2013, 18:51 • Политика

200 тысяч за три буквы

За мат в СМИ предложено штрафовать на 200 тыс. рублей

200 тысяч за три буквы
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

Профильный комитет Госдумы одобрил законопроект о штрафах в 200 тыс. рублей за использование мата в прессе. В медиасообществе уверены, что в порядке исключения использовать можно – там, где это необходимо. Однако соавторы поправок заявили газете ВЗГЛЯД, что ныне стало «хорошим тоном освободить себя от каких-либо морально-нравственных границ».

В понедельник комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству рекомендовал в пятницу принять законопроект, предусматривающий беспрецедентно высокие штрафы – до 200 тыс. рублей – за нецензурные высказывания в СМИ. Об этом сообщил один из авторов поправок – замсекретаря генсовета «Единой России», вице-спикер палаты Сергей Железняк.

Почему-то это в отношении прессы не работает. Сейчас считается хорошим тоном освободить себя от каких-либо морально-нравственных границ и рамок

Как писала газета ВЗГЛЯД, такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) были внесены в октябре группой депутатов-единороссов. По словам Железняка, в органы исполнительной власти и в Госдуму постоянно поступают многочисленные обращения граждан с требованием пресечь использование ненормативной лексики в электронной и бумажной прессе.

Депутат напомнил, что в действующем законодательстве уже установлена административная ответственность за использование нецензурной брани в общественных местах и материалах СМИ, предназначенных для детей и подростковой аудитории. Ранее он называл парадоксальным, что в КоАП есть штрафы за использование ненормативной лексики в общественных местах, но при этом в отношении использования такой лексики в СМИ меры не предусмотрены.

«Однако мы считаем, что мат и нецензурная брань недопустимы в любых СМИ, поэтому предложили ввести запрет на использование ненормативной лексики и ответственность за ее использование во всех СМИ. Средства массовой информации по определению не должны быть распространителями табуированной в обществе лексики», – приводит РИА «Новости» слова парламентария.

Отметим, что действующий закон о СМИ и сегодня запрещает нецензурную брань, за его нарушение провинившееся СМИ получает предписание от властей. Редакция принимает это предписание к сведению. Других форм наказания нет.

Штраф за использование нецензурной брани в СМИ для граждан теперь предлагается назначить в размере от 2 до 3 тыс. рублей, для должностных лиц – от 5 до 20 тыс., для юрлиц – от 20 до 200 тыс. рублей. «Под законопроектом есть подписи представителей разных фракций Госдумы, что говорит об общем понимании необходимости решения этой проблемы. Мы надеемся на поддержку законопроекта со стороны депутатов и рассмотрение его парламентом в ближайшее время», – заключил Железняк.

В августе с инициативой ввести такие штрафы в КоАП выступил Роскомнадзор. «В связи с участившимися обращениями граждан и организаций по поводу использования ненормативной лексики в средствах массовой информации Роскомнадзор инициировал внесение изменений в КоАП РФ с целью введения административных штрафов за нецензурную брань в СМИ», – заявило ведомство.

Там уточнили, что анализ обращений граждан показал, что наиболее часто претензии по поводу использования ненормативной лексики высказываются в отношении телепрограмм «Дом-2», «Каникулы в Мексике», «+100500», «Комеди Клаб» и других программ, выходящих в эфире каналов ТНТ, «Перец», «Муз-ТВ», MTV.

В октябре, когда поправки были внесены,  это вызвало в медиасообществе большие сомнения. Например, президент Общероссийской организации работников СМИ «Медиасоюз», член ОП Валерий Фадеев уверен, что это вопрос «скорее морально-нравственный» и «регулировать его должны журналисты и редакторы». «Мата слишком много на улице, а не в СМИ. Язык стал гораздо грубее, чем он был 20 или 30 лет назад, отсюда такая же тенденция в СМИ», – считает эксперт.

А председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов указывал, что общество само избрало формы наказания для СМИ, использующих нецензурную брань. «Это отсутствие доверия, исключение такого СМИ из внимания и так далее. Кроме того, есть этический кодекс, он принят много лет назад, и есть комиссия, коллегия по жалобам на прессу общественная, где разбираются все подобные ситуации», – отмечал Богданов.

Однако Богданов считает абсурдным полный запрет на ненормативную лексику в СМИ, призывая коллег самостоятельно соблюдать баланс текстов, используя крепкие выражения только там, где они необходимы в литературных целях.

Первый известный скандал вокруг матерщины возник вокруг креативного редактора «Собеседника» Дмитрия Быкова. В 1995 году он привлекался к ответственности по второй части статьи 206 УК – злостное хулиганство. Причиной стало неоднозначное первоапрельское приложение к газете «Собеседник» под названием «Мать», где содержались нецензурные выражения. Быков и его соавтор Александр Никонов были взяты под стражу. Процесс Быкова – Никонова продолжался два года, в итоге оба были оправданы.

В январе 2007 года в газете «Коммерсантъ» вышла заметка, где в одном из комментариев журналисты оставили матерное слово, сказанное в интервью газете тогдашним президентом компании «Проф-медия» Рафаэлем Акоповым. В декабре прошлого года журнал «Власть», рассказывая о голосовании россиян в Великобритании, опубликовал фото избирательного бюллетеня, на котором было написано матерное ругательство в адрес Владимира Путина. После скандала в отставку ушли гендиректор ЗАО «Коммерсантъ-Холдинг» Андрей Галиев, главный редактор «Власти» Максим Ковальский  и гендиректор издательского дома Демьян Кудрявцев. Позже Путин сказал, что видел публикацию и она его «позабавила».

Осенью 2011 года от работы в эфире на несколько месяцев был отстранен телекомментатор Дмитрий Губерниев. В перерыве матча по футболу между столичными «Спартаком» и ЦСКА, который транслировался по каналу «Россия 2», Губерниев позволил себе матерщину, не предполагая, что его слова могут попасть в эфир. Как оказалось, когда канал ушел на рекламу, трансляцию из комментаторской продолжил портал sportbox.ru. Обсуждая с коллегой травму вратаря Игоря Акинфеева, Губерниев нецензурно выразился в адрес голкипера питерского «Зенита» Вячеслава Малафеева, который должен был заменять Акинфеева в сборной России. В итоге Малафеев подал на Губерниева в суд, который удовлетворил иск, обязав комментатора выплатить футболисту 75 тыс. рублей по иску о защите чести и достоинства.

Как заявил в понедельник соавтор законопроекта, первый зампред комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин, он согласен с Железняком в том, что поток жалоб россиян на нецензурную брань растет, правда, не привел статистики. По его мнению, если посмотреть, насколько часто в прессе и на ТВ звучит обсценная лексика, «то никакой статистики (по росту жалоб от граждан) не понадобится». «Жалуются не только в официальной форме. Просто в обычном общении. Мне говорят: «Вы что-нибудь собираетесь делать с тем, что происходит на телевидении?» – рассказал Вяткин газете ВЗГЛЯД.

Депутат не согласен с представителями медиасобщества в том, что использование мата – это скорее морально-нравственный вопрос. «Почему-то это в отношении прессы не работает. Сейчас считается хорошим тоном освободить себя от каких-либо морально-нравственных границ и рамок. Значит, приходится устанавливать их законодательно. Увы, но надо», – уверен депутат. Он уверен, что проблем с определением того, какая именно лексика используется, не будет, потому что «лингвисты давным-давно свои критерии и подходы выработали».

..............