Ольга Андреева Ольга Андреева Почему на месте большой литературы обнаружилась дыра

Отменив попечение культуры, мы передали ее в руки собственных идеологических и геополитических противников. Неудивительно, что к началу СВО на месте «большой» русской литературы обнаружилась зияющая дыра.

12 комментариев
Дмитрий Губин Дмитрий Губин Что такое геноцид по-украински

Из всех национальных групп, находящихся на территории Украины, самоорганизовываться запрещено только русским. Им также отказано в праве попасть в список «коренных народов». Это и есть тот самый нацизм, ради искоренения которого и была начата российская спецоперация на Украине.

6 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Вопрос о смертной казни должен решаться на холодную голову

На первый взгляд, аргументы противников возвращения смертной казни выглядят бледно по отношению к справедливой ярости в отношении террористов, расстрелявших мирных людей в «Крокусе».

17 комментариев
8 мая 2012, 17:23 • Политика

«Спасибо за доверие»

Медведев возглавил правительство России

«Спасибо за доверие»
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Андрей Резчиков,
Анна Аналбаева

Госдума утвердила Дмитрия Медведева главой правительства России. Он назвал основные направления деятельности кабинета министров, а также пообещал, что государство не будет отделено от народа. Президент России Владимир Путин сразу же подписал указ о назначении Дмитрия Медведева премьер-министром. Эксперты рассказали, чего стоит ждать от будущего правительства.

Госдума на пленарном заседании во вторник утвердила покинувшего пост главы государства Дмитрия Медведева председателем правительства России, передает ИТАР-ТАСС. Сразу же президент России Владимир Путин подписал указ о назначении Медведева премьер-министром.

Мы ничего не меняли, ничего не выставляли для парламента, для общественности такого, что можно было назвать подтасовкой или политической игрой

В соответствии с повесткой Владимир Путин лично представил депутатам кандидатуру на должность председателя правительства. «Моя позиция и позиция Дмитрия Медведева перед обществом были сформулированы заранее, мы ничего не меняли, ничего не выставляли для парламента, для общественности такого, что можно было назвать подтасовкой или политической игрой», – сказал он.

После этого Медведев изложил программу основных направлений деятельности кабинета министров и ответил на вопросы представителей парламентских фракций.

В ходе выступления Медведев пообещал на посту премьера приложить все усилия для сохранения положительной динамики социально-экономического развития страны. Он уверен, что власть должна меняться, для того чтобы консолидировать общество. По его словам, для этого в последние годы им предпринимались большие усилия, идея «Открытого правительства» – «одно из таких изменений».

Медведев предложил также обсудить введение налоговых каникул для стимулирования создания новых производств и модернизации старых. Говоря об экономическом секторе, он затронул и тему сельского хозяйства, предложив продолжить поддержку сельскохозяйственной сферы путем сдерживания роста цен на ГСМ, удобрения и сельхозтехнику. Государство, как он отметил, может напрямую вмешиваться в экономику лишь при реальной необходимости или во время кризиса. 

Медведев затронул также темы социальной политики, здравоохранения, образования и культуры. В частности, он пообещал, что большое внимание будет уделено жилищным проблемам, а расходы на образование в России в ближайшие восемь лет составят до 5 трлн рублей.

Кроме того, будет предусмотрено создание новой системы гособоронзаказа и контроля над расходованием выделяемых на эти нужды «немалых» средств.

В заключение он обратился к депутатам Госдумы с просьбой критически, но конструктивно относиться к законопроектам, которые будет вносить в нижнюю палату парламента правительство.

Фракции «Единой России» и ЛДПР в понедельник уже провели консультации с кандидатом на должность премьер-министра и заявили о единодушной поддержке официально внесенной в нижнюю палату парламента кандидатуры. Однако фракции КПРФ и «Справедливой России» по итогам консультаций во вторник приняли решение не поддерживать кандидатуру Медведева. Основной аргумент оппонентов – они не поддерживают проводимый нынешними властями социально-экономический курс.

Перед голосованием фракции высказались по поводу предложенной президентом кандидатуры и изложили свое видение основных задач кабинета.

Затем состоялось голосование. За назначение Медведева премьером проголосовали 299 депутатов (необходимо было 226 голосов), против высказались 144, воздержавшихся не было.

«Спасибо за доверие», – поблагодарил депутатов Дмитрий Медведев.

«Новаций до этой осени ждать не приходится»

Президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский указывает, что особенности будущего правительства в том, что, в отличие от кабинетов 2008 и 2004 годов, «от него ничего специфически не ждут». «В отношении будущего правительства существует сильный скептический фон, который усиливается ощущением того, что правительство сильно не переменится, и поэтому, если речь идет о новой программе, возникает вопрос, кто ее будет производить», – сказал Павловский газете ВЗГЛЯД.

Политолог отмечает, что сейчас не существует предварительно разработанной программы нового правительства и возможных основ для нее немного. Он напомнил о непринятой в полном виде Стратегии-2020, разработках «Открытого правительства» и концепции приоритетов Агентства стратегических инициатив.

«Здесь нет ясности. И поэтому возникает вопрос: как будет действовать правительство? Видимо, при существующем раскладе правительство будет представлять собой двухэтажную структуру с нежесткой связью между этажами», – полагает Павловский.

Он пояснил, что структура при Медведеве типа «Открытого правительства» может разрабатывать концепцию нового правительства, а другая структура, восходящая к первому вице-премьеру, будет работающим кабинетом, причем в значительной степени инерционным и действующим в рамках принятой концепции будущего бюджета, который предстоит доработать до конца лета. «То есть новаций до этой осени ждать не приходится», – полагает эксперт.

По словам Павловского, развилка для Медведева заключается в том, сможет ли он в течение ближайшего времени донести свое представление об «Открытом правительстве» и многочисленные разработки, которые принимались в довольно серьезных дискуссиях, до статуса реальной программы будущего правительства.

«Две эти вещи нужны одновременно, ведь под Стратегию-2020 в ее нынешнем виде нужна совсем другая концепция правительства, чем существует сейчас. Под концепцию «Открытого правительства» тоже нужно что-то другое, а не то, что есть сейчас. Соответственно, сможет ли предложить Медведев эту альтернативу в обозримый срок, или мяч перейдет на поле «вице-премьерского правительства», которое будет действовать как технический кабинет в рамках достаточно жесткой бюджетной рутины без особых замахов. Естественно, Медведев вряд ли сможет с этим согласиться. С другой стороны, не очень понятно, достаточно ли сил будет у него предложить альтернативу», – сказал Павловский.

Кроме этого, важен вопрос, кто займется преобразованиями. Политолог отметил, что пока неизвестно, перейдет ли в правительство «достаточно сильная фигура» Михаил Абызов (советник президента), «но его одного мало». «Как будет выглядеть команда Медведева в правительстве – совершенно открытый вопрос, поскольку решение о премьерстве принималось в отрыве от представления о том, каким будет его правительство. Поэтому, собственно говоря, и возникла эта раздвоенность, которую мы сейчас наблюдаем», – указал эксперт.

По мнению главы ФЭП, перед правительством Медведева стоят два проблемных кейса: программа развития Дальнего Востока, которая подвергается «атакам со всех сторон», и так называемая «медведевская приватизация», которая «выглядит не вполне понятной» по нескольким причинам. Среди них «чрезвычайная торопливость» с ее введением при полной «неясности процедур» и «очевидное отсутствие поддержки у населения, которое до сих пор еще не смирилось со старой приватизацией».

«К сожалению, во время президентства Медведеву не удалось вывести из тени крупную собственность, а количество этих теневых собственников, наоборот, в сравнении с предыдущим президентством Путина чудовищно разрослось. Сегодня это уже большая группа, но она находится в значительной степени в тени. Ее капиталы недостаточно легитимизированы, и новая приватизация, скорей всего, тоже уйдет в эту тень, что только затруднит давно назревшую задачу – легализацию частной собственности. Так что эти проблемы выглядят трудно решаемыми для нового правительства. Я думаю, что они тоже будут к осени постепенно отбуксовываться. Поэтому я не жду каких-то прорывов в ближайшее время», – заключил Павловский.

«Правительство обязано не капитулировать перед миллиардерами»

Директор Института политических исследований Сергей Марков самой главной задачей будущего правительства считает обеспечение высокого темпа экономического роста и, как следствие, рост уровня жизни. «Нынешние темпы экономического роста по сравнению со странами БРИК не являются достаточными. Нужно обеспечить более здоровое качество экономического роста, прежде всего за счет роста производительности труда, а не за счет экстенсивных факторов, связанных с ростом цен на энергоносители и т. д.», – сказал Марков газете ВЗГЛЯД.

Политолог подчеркнул, что новому правительству придется обеспечить структурные изменения в экономике, чтобы она становилась более высокотехнологичной, для чего потребуется осуществить переток капитала из сырьевого сектора. «Кроме того, придется обеспечить переток высоких заработных плат из сырьевого сектора в высокотехнологичный. Пока секретарша нефтегазовой компании получает больше, чем профессор университета, обеспечить структурные преобразования невозможно», – уверен Марков, добавив, что одновременно должен происходить переток налоговых послаблений, так как высокотехнологичный сектор сейчас де-факто платит больше налогов, чем другие сектора экономики.

Также правительству, по словам Маркова, предстоит сблизить огромный разрыв в доходах между бедными и богатыми. Это нужно не только для большей справедливости, но и для укрепления социальной стабильности, «чтобы общество больше работало».

#{interviewpolit}«Заработная плата должна выполнять функцию стимулирования труда. А когда, условно говоря, паразитический класс получает огромные сверхдоходы, а остальные честно работают и получают низкие доходы, то тем самым общество стимулируется не к честному производительному труду, а к паразитированию. Недаром в России распространена поговорка о том, что честным трудом заработаешь только горб, хорошо жить мы можем тогда, когда деньги воруют. Вот эта формула должна быть изменена. Для этого необходимо сближение доходов между бедными и богатыми. Правительство обязано не капитулировать перед миллиардерами, а проявить политическую волю и заставить богатые классы, живущие прежде всего за счет финансовой ренты, по-настоящему платить налоги», – уверен эксперт.

В противном случае, указывает Марков, правительство «останется в достаточно слабом состоянии, в котором оно и пребывает».

Еще одной задачей правительства Медведева политолог считает оздоровление областей, которые серьезным образом деградировали за последнее двадцатилетие: инфраструктура (дороги, аэропорты и т. п.), здравоохранение и образование. «Нынешние здравоохранение и образование находятся в позорном состоянии. Главная причина этого позора – хроническое недофинансирование. Врачи и учителя работают за гроши», – отметил эксперт.

Новому правительству также придется проводить активную промышленную политику. «Необходима активная роль государства в развитии экономики, в стимулировании наиболее перспективных отраслей промышленности, среди которых на первом месте авиакосмическая промышленность, атомное машиностроение, автомобилестроение, энергомашиностроение, биотехнологии и материаловеденье, которое некоторые предпочитают называть хитрым словом «нанотехнологии», – перечислил Марков.

Также эксперт считает актуальным процесс изменения межбюджетных соглашений, поскольку «у нас несколько перетянуто финансирование в пользу бедных регионов и муниципалитетов». «Как мне кажется, недостаточно финансируются богатые регионы. С этой точки зрения логично больше денег оставлять самим регионам, чтобы они могли ими самостоятельно распоряжаться», – считает политолог.

Кроме этого, уверен Марков, правительству предстоит решать острые социальные проблемы. Самая серьезная из них – «запредельный уровень водочного алкоголизма среди средних групп населения». Кроме этого, растет потребление наркотиков, так как, «по сути дела, государство перевело российскую наркомафию на полулегальное положение, потому что большинство ночных клубов являются практически полуофициальными наркопритонами».

«На третьем месте среди социальных проблем я бы назвал искусственную эпидемию пивного алкоголизма среди молодежи. Она организована прежде всего за счет сверхдоступности пива», – считает Сергей Марков, добавляя, что встречной проблемой стал кризис здорового образа жизни.

Отсюда, уверен Марков, в обществе продолжается морально-духовный кризис, ярким проявлением чего стало телевиденье, активно пропагандирующее «девиантное поведение и асоциальные модели поведения».

«Власть вообще может ничего не делать»

В свою очередь политолог Леонид Радзиховский уверен, что задача любого правительства – оставаться у власти. Для этого, по его словам, есть два способа: улучшать дела в подведомственной стране или ослаблять своих потенциальных политических конкурентов.

«Второй способ решается у нас не просто эффективно, а практически гениально. Потому что выстроена такая система эшелонированной обороны, по сравнению с которой укрепрайоны вокруг Москвы в 41-м году – это просто детский лепет. Есть игрушечная системная оппозиция (в лице Зюганова и Жириновского), которая подпирает двумя руками и ногами существующую власть. И есть несистемная оппозиция – еще более комическая. И эти клоуны до такой степени великолепно работают, что власть вообще может ничего не делать и быть всегда обреченной на победу за отсутствием любого соперника», – сказал Радзиховский газете ВЗГЛЯД.

По его словам, если у власти нет противников, то нужен пиар, и эти технологии «блестяще отработаны». С одной стороны, это образ врага, со второй – напоминание о «проклятых девяностых», а с третьей – «комические маски клоунов и их взаимоистребление, потому что все эти горе-оппозиционеры занимаются исключительно развлечением публики и самоистреблением».

Тем не менее, указывает Радзиховский, правительство должно решать реальные задачи. Среди них борьба с воровством, неэффективностью и т. д. «Что здесь можно сделать, совершенно непонятно, потому что как пчелы должны отказаться от меда? Непонятно. Как правящий класс – бюрократия – может ограничить свои потоки, свои возможности, исходя из самых благих побуждений? Я охотно верю, что руководители правящей бюрократии понимают, что все мыслимые резервы роста исчерпаны. А эффект низкого старта давно позабыт. Не похоже, что цены на нефть и газ будут расти бешеными темпами, разве что американцы и евреи для развлечения российского государства устроят войну в Иране – войну для пополнения российского бюджета. Но я не уверен, что США и Израиль думают только о российском бюджете и стремятся его пополнить. Других мотивов, чтобы немедленно начать войну в Иране и взвинтить нефтяные цены до запредельных цифр, на данный момент нет», – считает Радзиховский.

Тем не менее объективной задачей правительства политолог считает отказ от сырьевой ренты, улучшение инвестиционного климата и создание условий для развития бизнеса.

«Удержать власть – проблемы нет, удержать страну, чтобы она не ползла вниз, – проблема очень серьезная. Да, весь мир находится в тяжелом положении. Развитие в Европе практически остановилось. Но их развитие остановилось на одном уровне, а наше грозит остановиться на значительно более низком уровне... Я думаю, что даже если у нас будет самое лучшее в мире правительство, таких темпов роста, как в Китае или Индии, у России не будет, просто потому что у нас нет низкого старта и людей, готовых работать за спасибо. Но сможем ли мы поддерживать хотя бы те темпы роста, которые были перед кризисом и которые были просто потому, что ветер дул нам в спину, этого не знает никто», – констатирует Радзиховский.

Комментарии экспертов

Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Леонид Поляков, доктор философских наук, замдекана факультета политологии ГУ-ВШЭ
Очевидно, что Медведев будет придерживаться президентской программы, которую Владимир Путин представил в семи статьях. Самыми важными направлениями работы нового правительства будут экономика и социальная политика. В экономике речь пойдет о «перезагрузке» модернизации. Глобальный кризис затруднил реализацию стратегии модернизации, но работа над тем, чтобы наша экономика из сырьевой стала высокотехнологичной и инновационной, будет продолжена. Первая задача в этом направлении – создать благоприятный инвестиционный климат. Из сегодняшнего выступления Медведева следует, что вариант усиленного участия государства в модернизации (именно это предлагают коммунисты) не проходит. Премьер настроен на рыночную экономику с акцентом на предпринимательские усилия. А для этого необходимо трансформировать само государство, сделать так, чтобы оно служило людям в широком смысле этого слова. Кадры в этом контексте приобретают особенную важность, поэтому пока не сказаны окончательные слова о составе правительства, пока продумывается структура. В ближайшие недели состав правительства определится // ВЗГЛЯД

Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Правительству Медведева придется действовать совсем в иной логике. Это будет правительство новых условий. Страна и мир слишком сильно изменились. Сырьевая модель уже очевидно не работает, монетаристская политика тоже не работает, нужна более активная промышленная политика – это насущные стратегические задачи. Есть масса тактических задач: борьба с наркоманией и алкоголизмом (в том числе и с водочным), например, явно требует более активного вмешательства государства. Кроме того, требуется политический подход к новым проблемам – и социальным, и мировоззренческим. Правительству придется определиться с тем, как именно выстраивать диалог с обществом, причем и с меньшинством, и с большинством // ВЗГЛЯД
..............