Тимур Шерзад Тимур Шерзад Как приблизит победу новая группировка войск «Север»

В зоне специальной военной операции у ВС РФ появилась новая группировка войск – «Север». Что это – косметическое переименование, или предвестник очень плохих новостей для противника?

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

16 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

10 комментариев
18 мая 2010, 19:03 • Политика

«Нефть и газ в обмен на поцелуи»

Александр Милинкевич: Мы должны платить за газ реальную цену

«Нефть и газ в обмен на поцелуи»
@ РИА "Новости"

Tекст: Андрей Резчиков

Лидер оппозиционного движения «За свободу» Александр Милинкевич, который ранее заявил о своих президентских амбициях, главной задачей считает избавление Белоруссии от диктатуры Александра Лукашенко. При этом он против получения от России льготной нефти и газа в обмен на братские поцелуи. Политик уверен, что оппозиции удастся сплотиться и выставить на президентские выборы 2011 года единого кандидата. В интервью газете ВЗГЛЯД Милинкевич рассказал, как от пустых слов две страны должны перейти к реальной политике.

− Александр Владимирович, вы заявили о желании участвовать в президентских выборах. Вы уверены, что станете зарегистрированным кандидатом?
− В Белоруссии не все так просто. Надо бороться за то, чтобы быть зарегистрированным, и за то, чтобы выборы прошли по закону, и за то, чтобы они были справедливыми и честными. Это большая борьба. Мы ее делаем. И в этот раз, я надеюсь, что будет сделано все возможное и мы заставим власть нас зарегистрировать.

Я думаю, что это будут как раз те выборы, где Россия не будет однозначно поддерживать Александра Лукашенко

− С какой программой пойдете на выборы?
− Это программа серьезных изменений в нашей стране. Большинство граждан Белоруссии хотят перемен, хотят жить без страха, хотят свободы в экономике и в общественной жизни. Большинство людей в Белоруссии хотят, чтобы страна двигалась к европейским стандартам.

Мы европейская страна по истории и менталитету. Мы не хотим жить в диктатуре. Это большие политические изменения. Это возвращение к прежней конституции, которая была незаконно изменена в 1996 году. Это и экономические реформы, и многое другое.

− Кроме вас о президентских амбициях заявили еще несколько политиков. Почему оппозиция не хочет выдвинуть единого кандидата?
− Конечно, единый кандидат – это всегда очень важно. И я был таким единым кандидатом, хотя и не единственным, от определенной части оппозиции. В этот раз мы постараемся объединиться максимально. Вначале всегда много желающих, но мы сейчас вырабатываем процедуры, и я думаю, нам удастся максимально объединиться.

− Александр Лукашенко успел предупредить, что в стране не будет киргизских сценариев. Революция в Белоруссии исключена?
− Сразу хочу сказать, что я против кровавых революций, которые несут людям смерть и страдания. Но если в стране нет демократии, нет права на выбор, если власть не желает слушать мнение народа, то уличная демократия вступает в силу.

На выборах 2006 года я призывал своих сторонников выйти с протестом против фальсификаций, и они это сделали. В этот раз тоже предвижу такой же сценарий. Не хочет власть демократии на выборах, значит, демократия будет на площади.

− Почему белорусская оппозиция пользуется минимальной поддержкой на выборах? Народ действительно не поддерживает ее?
− Поддерживает, поэтому и результаты выборов фальсифицируются, а наших представителей не включают в избирательные комиссии. В то же время по телевидению 16 лет показывают одного и того же человека, и он якобы решает все вопросы в стране, а других оппонентов люди не видят и не слышат. Но в нашей стране перемен хотят более 70%. Об этом говорит независимая социология.

Когда я стартовал на выборах 2006 года, то был совершенно неизвестным человеком. Через полтора месяца мой рейтинг был больше 20%, и это при полном ограничении в СМИ. Для меня это были поездки, поездки, поездки и встречи с людьми. Поэтому работать можно. Но чаще всего люди говорят: «Кто, если не он?» Потому что согласно пропаганде в стране существует только один политик.

− Российские СМИ недавно сообщали, что Кремль на этих президентских выборах сделает ставку не на Лукашенко, а на лидера кампании «Европейская Беларусь» Андрея Санникова. Вы что-нибудь об этом знаете?
− Я думаю, что это будут как раз те выборы, где Россия не будет так однозначно поддерживать Александра Лукашенко. Эта поддержка была довольно существенной, в первую очередь экономическая – дешевая нефть и газ, которые позволяли решать многие социальные проблемы.

На этот раз такой поддержки явно не будет, и будет реальная борьба. Будет ли Россия выставлять своего кандидата – покажет время. Но я думаю, что у России появится такой человек, и это не будет Александр Лукашенко.

− Вам нравится, как Минск выстраивает отношения с Москвой?
− Категорически не нравится. Я считаю Россию стратегическим партнером для нашей страны, очень важным соседом, с которым надо выстраивать открытые и честные отношения. Беларусь должна учитывать интересы России, если они не противоречат нашим интересам. А самое главное – должны быть прозрачность, открытость и предсказуемость.

Я считаю Россию стратегическим партнером для нашей страны, очень важным соседом, с которым надо выстраивать открытые и честные отношения

− Ведете ли вы переговоры с представителями Москвы? Рассчитываете ли на какую-то помощь от России?
− У меня немало знакомых политиков и общественных деятелей в России. Но в последние годы было очень трудно найти контакты с представителями властей. Очень важно, чтобы российские власти контачили с представителями белорусской правящей элиты, а также с оппозицией.

Это нормальная практика, и такие контакты очень важны для нас. Когда в 2006 году я стал единым кандидатом, то первый визит совершил в Москву, и считаю это правильным, хотя меня называют прозападным политиком. Я считаю, что с Россией нам очень важно иметь добрые отношения.

− Лукашенко много раз провозглашал многовекторность своей политики, он хочет дружить не только с Россией, но и с Западом, и Уго Чавесом. Насколько все это реально?
− Многовекторность действительно очень важна для каждой страны. Но с теми методами и подходами, которые есть у нынешней белорусской власти, такая политика не получается. Звучит все больше обвинений: Москва виновата, и Брюссель виноват. Но кто ж тогда не виноват?

Прежде всего, нужно изменить подход к построению международной политики, научиться уважать мнение других, научиться слушать. Международная политика – это сложный комплекс проблем. Надо понимать, что такое геополитика, какие есть интересы в мире. Нам надо вписываться во все это. Кстати, в Европе говорят, что белорусские дипломаты очень хорошего уровня. Но то, что им приказывают делать, чаще всего не в интересах нашей страны.

− Есть мнение, что режим Лукашенко держится во многом благодаря российской экономике.
− Действительно, Россия − главный наш экономический партнер: это снабжение энергоресурсами, это и рынок, который, безусловно, основной для нашей продукции. Экономически мы сильно зависим от России. Такая односторонняя зависимость вредна каждой стране, хотя поддержать развитие этих отношений для нас крайне важно. Мы должны сотрудничать и с Литвой, и с Украиной, и с Польшей, и с Германией и т.д. Я думаю, что и российская политика на этом строится.

− Многие российские эксперты сходятся во мнении, что признай Белоруссия независимость Абхазии и Южной Осетии, между Россией и Белоруссией началась бы «перезагрузка».
− Я не думаю, что борьба пошлин и прошлые экономические войны исключительно связаны с Южной Осетией и Абхазией. Они связаны с разочарованием в политике Минска в том, что столько лет были обещания строительства Союзного государства, а де-факто включения Белоруссии в состав России, и они не были выполнены. Главная причина в этом.

Если Белоруссия − самостоятельная страна, а для меня это очевидно, то она действительно должна иметь правила экономического сотрудничества, как у других государств. Это вопрос выбора. Но поскольку обещания и риторика есть и в обмен на поцелуи получаются нефть и газ, то, безусловно, это раздражает Россию.

− После заключения Москвой и Киевом нового соглашения о базировании Черноморского флота России в Крыму Лукашенко напомнил о двух российских базах в Белоруссии, за которые Минск не берет «ни копейки». Россия должна платить Белоруссии за эти базы?
− Есть такая пословица, что хороший расчет делает хорошую дружбу. Надо за все платить. Мы должны платить за нефть и газ реальную цену. Россия должна платить аренду. Тогда не будет совершенно пустых споров.

Нужно переходить к прагматике, к реальной политике, а не политике, где каждый кому-то что-то обещает, что-то уступает и потом идет вечный спор о том, кто кому сколько должен. Я думаю, это бесперспективная политика.

..............