Гипс накладывают, клиент приезжает

@ из личного архива

24 марта 2017, 11:35 Мнение

Гипс накладывают, клиент приезжает

Я долдоню это, как дятел, уж которую колонку подряд. Если вас зовут повозмущаться какой-нибудь мерзостью («вот молодежь тупая, вот страна в пропасть летит»), задумайтесь, прежде чем принять приглашение.

Лев Пирогов Лев Пирогов

публицист, литературный критик, главный редактор детского развивающего журнала «Лучик 6+»

На прошлой неделе была опубликована статья владыки Тихона (Шевкунова), предваряемая весьма длинным, но несмотря на это быстро разошедшимся по интернету роликом.

Почему «культурный человек» должен помнить, в каком веке родился Пушкин, а уметь решить квадратное уравнение не должен?

В ролике молодых людей – студентов и специалистов с высшим образованием – спрашивают, в каком веке родился Пушкин, могут ли они назвать трех великих русских композиторов, продолжить цитату из известного стихотворения – и так далее. Ответы варьируются от неправильных – до вопиющих.

Вопиющих о чем?

О том, что система образования в России нуждается в реанимации, гальванизации и плясках с бубнами?... Кто бы спорил.

Больше того скажу: пока у нас в России главенствующим принципом внутренней политики и общественной жизни остается нажива, никакие пляски не помогут. Образованию противопоказано, чтоб на нем зарабатывали. Ну, это отдельная тема.

Я, как и все, люблю впадать в настроение «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает, порвалась связь времен». Но смотрю на этот зовущий к топору ролик и чувствую, что меня, как управдома Буншу, «терзают смутные сомнения»… Что-то с ним не то.

Ну вот смотрите. Этот опрос не первый и не второй на нашей памяти. Много раз мы такое смотрели, читали, возмущались, репостили. И всегда одни и те же вопросы. История, филология, история искусств, изредка – география.

Ну и с чего бы системе образования напрягаться, раз нам одни дураки нужны? (кадр из видео)

Ну и с чего бы системе образования напрягаться, раз нам одни дураки нужны? (кадр из видео)

Почему-то никто не спрашивает людей на улице, помнят ли они Правило буравчика или число Пи до двух цифр после запятой. А еще есть теорема Пифагора, площадь окружности и таблица умножения на восемь – куча способов выставить обывателей в смешном свете…

Или это не будет смешно?

Почему?

Может быть, потому, что люди, проводящие такие опросы, не видят ничего особо вопиющего в том, чтобы не знать Правила буравчика? А технари к безграмотности современников давно привыкли?  

Почему «культурный человек» должен помнить, в каком веке родился Пушкин, а уметь решить квадратное уравнение не должен?

(Или еще вот: Пушкин (1799) родился в XVIII веке, это понятно. А Боратынский (1800) в каком веке родился? Жду комментариев.)

Есть в физике такой Закон сохранения. Он гласит, что измеряемые величины (энергия, импульс, масса), характеризующие замкнутую систему, с течением времени не изменяются.

И хотя примерять законы физики к социологии считается дурным тоном, иногда это прекрасно работает. Человечество с его средой обитания представляет собою замкнутую (пока еще) систему, а это значит, что количество ума и глупости, добра и зла от эпохи к эпохе в нем неизменно.

В самом деле: не думаете же вы, что сто лет назад, в 1917 году, россияне «в среднем по больнице» были образованнее, чем сегодня? А почему тогда сейчас должны быть умнее? Если ума прибавилось, чего-то должно убавиться… Чего именно? А вдруг оно нужнее, чем ум?

Разумеется, защитники преимуществ советской эпохи скажут: сто лет назад не были образованнее, а пятьдесят – были!

На это возражение есть два ответа – и оба правильные. («Сидели на ветке три птички, одну охотник убил, сколько осталось?» Две и ни одной.)

Во-первых, пятьдесят лет назад не показывали изобличающих невежество народа опросов. Было принято популяризировать успехи и достижения. Сегодня принято популяризировать недостатки. Вот нам и кажется, что тогда все было хорошо, а сегодня – плохо.

Во-вторых, нынешние промышленность, науку и образование с тогдашними и впрямь не сравнить. Куда все делось? Известно куда – «утечка мозгов». Ученые, инженеры и преподаватели перепрофилировались в торговцев, а кто этого не сделал, тот уехал.

Вот оно что... Оказывается, нация и государство – не замкнутая система. Может и поумнеть, и поглупеть. И это действительно ужасно, когда преподавательница английского языка не знает, кого в семнадцатом году свергли большевики. Или говорит, что они свергли царя, чуть лучше, но не намного. (Хотя как раз 50 лет назад такой ответ сошел бы за верный.)

Итак, тревога понятная, возмущение правильное, система образования ужасная… И все равно что-то не так.

Бах!

Оказывается: опрос был сфальсифицирован. Ну, не совсем сфальсифицирован, но «проведен по определенной технологии». Об этом на своей странице в Фейсбуке сообщила девушка, увидевшая себя в этом опросе. Она обиделась и рассказала, как он проводился. Кратко перескажу.

Берется человек, ставится под камеру «на естественном фоне» (будто на минутку остановили) и его начинают долбить вопросами. Один, другой, десять… Рано или поздно он сломается и начнет мычать, или глупо улыбаться, или ответит глупость. Вот эти кадры хватай – и монтируй!

Что ж, умно. Рационально. Заказывали дураков – получите дураков. Заказывали умных – полу…

Стоп, стоп. А их когда-нибудь заказывали, умных-то? Я что-то не помню. Нет общественного заказа на них. Спроса нет.

Ну и с чего бы системе образования напрягаться, раз нам одни дураки нужны? Она же в точности как эта компания по проведению опросов работает.

Братцы, ребята. Я долдоню это, как дятел, уж которую колонку подряд. Если вас зовут повозмущаться какой-нибудь мерзостью («вот молодежь тупая, вот страна в пропасть летит»), задумайтесь, прежде чем принять приглашение. Может, пусть она летит, а мы с вами что-нибудь полезное пока сделаем? В сэкономленное от просмотра разоблачительных фейков время? 

..............