Общественное мнение: Самый значительный из русских писателей ушел на войну

@ ИТАР-ТАСС

13 февраля 2017, 18:50 Мнение

Общественное мнение: Самый значительный из русских писателей ушел на войну

Общественность постоянно твердила Прилепину, что он должен поехать в Донецк воевать, а то он тут в тылу отсиживается за чужими спинами. И когда он наконец исполнил их же собственное требование – они опять чем-то недовольны.

Общественное мнение Общественное мнение

самые актуальные темы дня в блогосфере

Писатель Захар Прилепин стал замкомандира батальона спецназа Донецкой народной республики. Коллеги и пользователи соцсетей выразили свое отношение к его решению.

Леонид ЮЗЕФОВИЧ, писатель, историк: Захар Прилепин, едва ли не самый значительный из живущих ныне русских писателей, ушел на войну – стал политруком созданного им самим или при его участии батальона спецназа армии ДНР. Мне не нравится многое из того, о чем он в связи с этим говорит, но я прекрасно понимаю, что поступить иначе он не мог. Любое ерничество по этому поводу мне отвратительно. 

Или у нас будет национальная литература, или борисианна акуниновна донцова – это и будет наш потолок

В Захаре, как мало в ком из наших с ним коллег, всегда было сильно чувство долга. Я могу утверждать это со всей ответственностью, поскольку достаточно близко знаком с ним почти пятнадцать лет.

Очень хочу, чтобы он остался жив. Источник

Юрий БОГОМОЛОВ, телекритик: Прилепин, воодушевленный войной на Украине, вспомнил Пушкина и Чаадаева. Да, действительно, в ХIХ веке русские писатели вполне были лояльны к войне.

Можно вспомнить и Достоевского: «А как же? Кто унывает во время войны? Напротив, все тотчас же ободряются, у всех поднят дух, и не слышно об обыкновенной апатии или скуке, как в мирное время. А потом, когда война кончится, как любят вспоминать о ней, даже в случае поражения! И не верьте, когда в войну все, встречаясь, говорят друг другу, качая головами: «Вот несчастье, вот дожили!» Это лишь одно приличие. Напротив, у всякого праздник в душе. Знаете, ужасно трудно признаваться в иных идеях: скажут,  зверь, ретроград, осудят; этого боятся. Хвалить войну никто не решится».

И Достоевский решился, и господин Прилепин захлебывается от восторга. Достоевскому и Пушкину это простительно. В ХIХ веке человечество не знало тех масштабов и ужасов смертоубийства, что узнал ХХ и чем грозит ХХI век. Достоевский еще уверял, что «война освежает народы». Может она когда-то и «освежала» кого-то. В наше время она способна освежевать толпы народов. Находятся же политики, которых эта перспектива вдохновляет. Но когда в ней черпают вдохновение и писатели, то это уже не просто «инженеры человеческих душ», а мясники человеческих душ. С этим званием я и поздравляю Захара Прилепина. Источник

Михаил БУДАРАГИН, публицист: Леонид Юзефович написал о том, что Захар Прилепин молодец, что, руководствуясь убеждениями и чувством долга, отправился защищать людей, которых убивают ради «целостности» не существующего государства «Украина».

В комментариях Юзефовичу тут же высказали свое гневное «фи» всякие политические украинцы, но дело не в них, конечно. Дело в том, что русская литература сегодня – в основном – это трусливая тусовка, которая хочет немного (очень в меру) пострадать, но так, чтобы не больно (но заметно), а затем довольно уныло описать это все в очередном никому не нужном романе, тошнотворно политкорректном.

Я не великий поклонник Прилепина и уж тем более не поклонник Юзефовича, но повторяю все время одно и то же: или у нас будет национальная литература, или борисианна акуниновна донцова – это и будет наш потолок. Выбор невелик. А что еще делать русскому писателю, как не помогать людям, которых уничтожает государственная машина, подтащившая к Авдеевке и Горловке тяжелую артиллерию? Источник

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист: В чем Захару однозначно нельзя отказать, это в здоровом карьеризме. Соответственно, раз появился майор ДНР Прилепин, значит, дело ДНР более чем небезнадежно, и это не может не радовать. Ну а оружие он держать в руках умеет. Так что при всех идейных разногласиях – удачи! Источник

Антон ОРЕХЪ, обозреватель: В последнее время мы узнали массу «героев» Донбасса, у которых вместо имен клички, как у гопников и уголовников. А у Прилепина есть имя, и каким бы ни был его позывной на этой войне, за этим позывным его паспортные данные не спрячутся. 

Главное, чтобы это было всерьез. Чтобы раз уж ты командуешь кем-то на войне, то сам не прятался в тылу, не отдавал приказов из московской квартиры и не ограничивался выступлениями перед микрофонами и камерами пропагандистов. Война – это не книжки и не кино. Это вот прямо так и происходит: взял автомат и – в бой!

Я не могу пожелать Прилепину успеха в ратных делах, потому что он встал на сторону гопников и бандитов, но я могу ему пожелать вернуться с этой войны живым и с мозгами, вставшими на место, где они когда-то и были. Источник

Кирилл ЗУБКОВ, сотрудник пресс-службы фракции «Единая Россия»«В последнее время мы узнали массу «героев» Донбасса, у которых вместо имен клички, как у гопников и уголовников», – пишет человек, у которого вместо имени кличка Антон Орехъ. Источник

Константин КРЫЛОВ, философ: Тут общественность ужасно недовольничает, что Прилепин собрался в Донецк воевать. Дескать, вот он, обнажил кровожадную натуру.

Я не большой поклонник Прилепина. Но я не понимаю вот чего: в течение многих лет общественность постоянно твердила Прилепину, что он должен поехать в Донецк воевать, а то он тут в тылу отсиживается за чужими спинами. И когда он наконец исполнил их же собственное требование – они опять чем-то недовольны.

Думаю, что они просто украинцы. Ну вот просто самые обычные украинцы. Которых ничто не устроит, кроме безоговорочной капитуляции. Источник

Дмитрий ГУДКОВ*, общественный деятель: Захар Прилепин собрал собственный батальон и отправился воевать в Донбасс. Говорит, что так на его месте сделал бы и Пушкин, за ним стоят Лев Толстой (почему же не Петр?), Евгений Долматовский, а не всякие там содомиты Серебряного века. 

Ну что ж, тоже взгляд на литературу. Были писатели прогрессивные и реакционные, теперь писатели с винтовкой и без. 

Ничто не ново, да. Мы по-разному понимаем выражение «литературный генерал».

В мировой истории совсем недавно уже были примеры, когда писатели воспевали войну. Не защиту Родины, а войну. Как здорово лететь и бомбить вражеский город, как при этом хочется петь от счастья. Италия, начало XX века. СССР, 30-е годы. В обоих случаях дело закончилось очень скверно: в одном – фашизмом и Второй мировой, во втором – тоталитаризмом и Второй мировой. Источник

Юрий ЯКОРЬ, политический аналитик: Когда-то давно в программе Прилепина про русский рок был Илья Черт. И ведущий очень мучил музыканта своими вопросами про политику. В какой-то момент был упомянут и Кинчев. И тогда Черт, усмехнувшись, сказал, что люди они разные по характеру. Есть, например, воины – и есть знахари. Себя Черт относил к знахарям, то есть, очевидно, тем, кто несет мудрость и знание. Кинчева – к воинам.

Так вот Прилепин – воин, для него естественно воевать за то, во что он верит. Божена – воин (как бы к ней ни относились). И даже Бабченко воин.

А Собчак и Акунин – не воин, и Тургенев воином не был, что не отменяет его литературный талант. Они, максимум, готовы быть знахарями. И это нормально.

Просто не надо от кошки требовать виляния хвостом, а от собаки – мурлыканья. И никогда не верьте знахарю, который призывает вас воевать. Источник

Дмитрий ЛЕКУХ, писатель: Поступок коллеги, безусловно, вызывает понимание и уважение. Хотя писателю, конечно, все равно лучше книжки писать, тоже не самая простая работа, в общем-то.

Но желание послать все и оказаться в истории, где все ясно и правильно: бежать – туда, стрелять – вон туда, тоже уже порой совершенно нестерпимо, тут не отнимешь, увы... Источник

Иван ОХЛОБЫСТИН, актер: Вряд ли я стал бы медиком, потому что я не медик. Вряд ли замполитом, потому что не имею соответствующее образование. Что-нибудь рядовое, как все обычные люди. Я человек простой. Я же священнослужитель, хоть и под запретом, мне нельзя оружие носить. Если бы это не препятствовало...

По большому счету, если произойдет какой-то призыв, возникнет необходимость, то можно не сомневаться. Это же правое дело, как борьба с фашизмом. Но мне кажется, что эффективнее я здесь. Захар порядочный человек. Его слова никогда не расходятся с делом.

Это достойно всяческого уважения. Сейчас многие люди поддерживают Донбасс, проявляют намерение записаться в ополченцы. Так что тут вполне естественные вещи, он давно хотел это сделать. Источник

Дмитрий МИХАЙЛИН, медиаменеджер: Я сегодня, как только узнал, думал об этом. Поскольку тоже немного знаком с Захаром и тоже считаю его выдающимся русским писателем, не считая того, что он добрый и порядочный человек. 

Долг – ключевое тут слово. Чувство долга у всех разное. У Прилепина – вот такое. И это нельзя не уважать. Источник

Ярослав БЕЛОУСОВ, журналист, политолог: Прилепин, конечно, парень искренний и храбрый. Но политик и политолог из него не ахти какой: «А украинскую культуру и украинцев унижать не надо. Надо их обнять и сказать, что единственные люди, которые сохранят истинное украинство, все ваши-наши вышиванки, все ваши-наши борщи и всю вашу-нашу поэзию и литературу, это русские люди. Мы – хранители вашего украинства».

Нет, не украинства, а малороссийства. Есть малоросы среди русских? Конечно, есть. Как и саксонцы с баварцами среди немцев. Но что-то Бавария не воюет против остальной Германии, и не в отсутствии национал-социализма там дело.

Просто украинство и есть тот самый политический проект, кровь и душа которого – русофобия. Богдан Хмельницкий – малорос, Иван Мазепа – украинец. Чего же не ясно? Источник

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............