17 января, вторник  |  Последнее обновление — 22:05  |  vz.ru

Главная тема


Путин: Заказавшие доклад о компромате на Трампа хуже проституток

Конфликт в Вашингтоне


Глава ЦРУ: Трамп перешел грань дозволенного

гражданская война


Аваков призвал пограничников приготовиться к захвату Донбасса в 2017 году

Подозрительная находка


Под Анапой выловили неизвестный беспилотник

Острая дискуссия


Киев отреагировал на заявления Ле Пен о Крыме

встреча в Давосе


Порошенко попросил Китай помочь вернуть Крым Украине

права человека


ЕСПЧ наступает на «больные мозоли» российского общества

Невидимая война


Украинская «Википедия» превратилась в собрание бандеровцев

комикс от мэра


Кащей Бессмертный научит мигрантов любить Москву

кризис литературы


Лев Пирогов: Кто сегодня самый известный в мире русский – после Путина, разумеется?

Фильм «Викинг»


Егор Холмогоров: Что за странные лысые грязные люди в кожанках?

Исаакиевский собор


Сергей Худиев: Демонстрация против передачи Церкви – это такой «микромайдан»

на ваш взгляд


Как бы вы предложили наказать не уступившего дорогу водителя «Скорой помощи»?


Иван Демидов: Соврискнем?!

Иван Демидов, председатель президиума Фонда развития современного искусства
   12 января 2017, 12:40

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

Давайте поговорим о картинках. У современного искусства много ипостасей – но сегодня поговорим о самом зрительски понятном направлении.

«Государство не должно любить совриск. Массы не должны любить совриск. Пусть стоят в очереди на Серова и Айвазовского»

Итак, о картинках. Это когда берется холст, картон, доска, бумага, стена, экран и тушью, карандашом, темперой, маслом, кровью...

Рубрика «Мнение» не подразумевает иллюстраций, поэтому поговорим.

В Москве на Тверской, 21 в Музее современной истории России с успехом проходит выставка современного искусства «Актуальная Россия. Среда обитания».

Представлены работы Павла Пепперштейна, Гора Чахала, Дмитрия Каварги, Виталия Пушницкого, Андрея Гросицкого, Валерия Чтака, Павла Отдельнова, Рината Волигамси, Игоря Пестова, Олега Хвостова, Дианы Воубы, Алексея Беляева-Гинтовта и многих-многих других.

«О других эпохах мы судим по искусству, о нашей – по заголовкам газет; попробуем сменить оптику!» – звучит в анонсе проекта.

Я думаю, «совриск» (современное искусство) – это передовая культурного фронта в битве за образ будущего. Сегодня сама философия, которая в сражении за умы одержала в Новое время победу над богословием, пасует перед сверхмодным и сверхактуальным совриском.

Современное искусство мгновенно отображает любой дискурс – этический и эстетический, идеологический и политический.

Давайте говорить честно. Политический – главным образом.

Сегодняшние идеологи современного искусства легко вступают в дискуссию о свободах, но при этом термином «независимый и актуальный» называют лишь то, что соответствует определенной идеологии.

На ваш взгляд

 
Какие виды вмешательства общественных активистов в культурную жизнь вы могли бы одобрить, если разделяете их позицию?









Можете выбрать несколько вариантов ответа
Обсуждение: 77 комментариев
Вернемся к выставке. К картинкам.

Совриск освоил новую площадку. Это хорошо?

Шестьдесят художников, как хорошо известных, так и начинающих и перспективных, со всей России выставили последние и актуальные работы – тоже хорошо?

Впервые за полвека министр культуры не только пришел на выставку актуального искусства, не только публично рекомендовал ее к обязательному посещению, но и поручил рассмотреть вопрос закупки этих работ. Больше того, попросил продлить выставку еще на месяц! Казалось бы, куда уж лучше?

Хорошо. Для многих. Но, как говорится, есть и особое мнение.

Процитирую фрагмент поста одного из художников, участника выставки: «Актуальная Россия» висит уж две недели, а рецензиям, комментам, всхлипам и выкрикам несть числа. Даже не припомню такого. Похоже, куратору удалось развернуть острие провокативности в саму толщу арт-сообщества... Вой стоит как в ночном лесу». Конец цитаты.

Категорически не устроил «ряд представителей просвещенной общественности» статус организаторов.

Совриск привык к скандалам. Зритель приучен к слову «провокация».

Однако в этот раз нет на выставке ни попранных государственных флагов, ни чучел животных на Рафаэле, ни членовредительства молотком, ни поджогов. И откуда скандал, и с чего вдруг ажиотаж – со стороны непонятно. Зато в общем потоке всей этой даже не критики – пламенного шельмования – отчетливо слышен общий мотив.

«Государство не должно любить совриск. Массы не должны любить совриск. Пусть стоят в очереди на Серова и Айвазовского. Современное искусство – для элиты. Для избранных. Но уж если и учить простой народ совриску, то только под нашим контролем и с нашим пониманием того, «что есть истина»!

Это очень напоминает историю публичного интернета. Пока сетевое пространство было уделом избранных либералов – свобода без ограничений. Только вспыхнет в комментариях и соцсетях «восстание масс» – призыв к запретам и блокировкам. Не для плебса делали. Не для Трампов и RT.

Существует большой соблазн ответить на критику и углубиться в частности. Ловить на неточностях и передергиваниях, уточнять критерии и формулировки, попенять на недопустимо высокомерный, хамский тон... Ну, да Бог с ним. Делать это бессмысленно и бесполезно, поскольку ясен мотив недовольных.

«Вторжение» государства на территорию совриска вызывает понятный страх лишиться уютной монополии.

Страх порождает поток неаргументированной и эмоциональной критики. Вплоть до угроз лишить художника права считаться не только «современным», но даже «хорошим». Но это, мягко говоря, смешно, коллеги.

У государства во многих направлениях его работы есть такая устойчивая директива – «обеспечить широкий доступ».

И обеспечивает – десятками институций, сотнями проектов, событий, мероприятий, выставок и фестивалей современного искусства. Так что с прежними идеологическими и вкусовыми монополиями можно распрощаться.

Мы, создатели выставки, не можем прибегнуть в ответ на критику к расхожему аргументу «не нравится – не смотри».

Во-первых, это входит в смысловое противоречие с понятием «выставка», а во-вторых, «осуществление просветительской деятельности» записано первой целью в уставе любого государственного музейного учреждения России.

Любой призыв сегментировать аудиторию, делить зрителей на «правильных» и «неправильных» – это если не саботаж, то цензура – пострашнее «казаков на выставке». Не наш метод.

Мы рады всем зрителям: любящим и скептически настроенным, понимающим и готовым категорически все отвергнуть.

И вы, дорогие критики, приходите еще. Вы же поджигать ничего не будете? Мочой плескаться на работы коллег? Приходите! Выставка продолжается!

Совриск теперь общий.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Лев Пирогов: Измениться или исчезнуть?

Сначала вопрос: кто сегодня самый известный в мире русский – после Путина, разумеется? Не Гагарин, те времена прошли. А кто? Подумайте. Ваши версии? Хотя бы кто он: политик, спортсмен, ученый? Общественный деятель? Воин? Религиозный подвижник? Подробности...

Игорь Димитриев: На кону судьбы детей

Новое поколение украинцев будет не просто путаться в противоречиях, а ненавидеть Россию как их источник. Именно потому нам нельзя тянуть. Ведь можно было бы подождать еще? Мне лично – в радость! Но нельзя. Подробности...
Обсуждение: 4 комментария

Дмитрий Ольшанский: Вдруг опять будет пошлый финал?

«Какой пошлый финал. Опять нас развели, как лохов. Это я про Павленского и его жену». Как я люблю эти прекрасные моменты, когда стройная картина мира дает преступную трещину. Подробности...
Обсуждение: 27 комментариев

Сергей Худиев: Микромайдан

Если в СССР Церковь была помехой на пути осуществления великого проекта Светлого Будущего, то у нынешних противников Церкви никакого общего проекта нет. Вернее, они могут быть приверженцами самых разных проектов. Подробности...
Обсуждение: 114 комментариев

Егор Холмогоров: Что не так с «Викингом»

Ни о каком историзме «Викинга» говорить не приходится. Его совпадение с летописью ограничивается лишь самой общей информацией. Даже школьный учебник дает больший объем информации. Фильм в этом смысле рассчитан на двоечников. Подробности...
Обсуждение: 223 комментария

Владислав Бриг: Самому богатому чиновнику Украины впору задуматься

Не вижу смысла в приезде Байдена, который через несколько дней покинет свой пост – кроме как в обсуждении с киевским режимом методички по усилению провокаций. А напоследок Байден убил своего украинского холопа Порошенко одним требованием. Подробности...
Обсуждение: 13 комментариев

Захар Прилепин: Классическая русская литература сама по себе – исключение

Максим Виторган рассказывает: «Я прочитал Прилепина «Семь жизней», который остается… удивительным для меня образом, но остается прекрасным писателем совершенно, хотя… Ну, я не буду начинать этот разговор». Да ладно, я знаю, о чем разговор. Подробности...
Обсуждение: 76 комментариев

Вероника Крашенинникова: Россия в этой битве будет камнем преткновения

Предполагаемое «досье» на Трампа охватывает широкое поле от секс-похождений Трампа в России до киберопераций, приписываемых российским властям. Читается бумага как шпионский роман из привокзального киоска. Подробности...
Обсуждение: 16 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Давос, Трамп и «Большой ноль»

Ежегодно в швейцарских Альпах собираются сильные мира сего. Два спикера этого экономического форума, несомненно, будут купаться в лучах славы, хотя слава эта для глобалистской элиты сродни славе троянской Кассандры. Подробности...
Обсуждение: 32 комментария

Антон Крылов: Крики с прокрустова ложа

Самые громкие темы минувшей недели – прошедший первое чтение в Госдуме законопроект об отмене уголовного наказания за побои в семье и вероятная передача Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге церкви. Все как мы любим. Подробности...
Обсуждение: 54 комментария
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............