Бьет – значит любит?

@ из личного архива

7 июля 2016, 10:50 Мнение

Бьет – значит любит?

За бытовые побои теперь могут посадить в тюрьму, только если они нанесены родственникам. А вот если побил человека чужого, то можно отделаться штрафом. Эти поправки вызвали бурную реакцию среди православной общественности.

Роман Плюта Роман Плюта

председатель организации «Православный Союз»

Президент Владимир Путин на днях подписал пакет законов, которые частично декриминализируют две статьи Уголовного кодекса – побои и невыплату алиментов. Отныне уголовная ответственность за неуплату алиментов будет применяться лишь по отношению к тем, кто уклонялся от уплаты неоднократно, а за преступления небольшой и средней тяжести можно будет отделаться денежным штрафом.

Новый закон вовсе не запрещает наказывать детей – он запрещает именно побои

Одновременно внесенные поправки ужесточают ответственность за побои – в том случае, если они нанесены из хулиганских побуждений, мотивов национальной, расовой, религиозной (и так далее) ненависти и вражды, или же – близким родственникам. Попросту говоря, за бытовые побои теперь посадить в тюрьму могут только в том случае, если они нанесены своим родственникам – жене, брату, отцу, детям или внукам и так далее. А вот если побил человека чужого, то можно отделаться штрафом.

Данные поправки вызвали бурную реакцию среди части православной общественности. Появились разного рода петиции, обращения и сборы подписей в интернете. А позже – и соответствующее заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, которое зачитал и прокомментировал лично ее председатель протоиерей Димитрий Смирнов.

В заявлении выражается «глубокая обеспокоенность» тем, что «если новая редакция статьи 116 Уголовного кодекса вступит в силу, это может привести к уголовному преследованию добросовестных родителей (с наложением наказания до двух лет лишения свободы) за любое, даже умеренное и разумное, использование физических наказаний в воспитании детей».

В Патриаршей комиссии считают, что физические наказания детей – одна из «традиционных ценностей» российского общества. А вносимая норма «не имеет нравственных оправданий и юридических оснований, по своему содержанию направлена против семьи и принятого в российской культуре понимания прав родителей, дискриминационна, противоречит основным принципам здравой государственной семейной политики и не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества».

Я с огромным уважением отношусь к отцу Димитрию Смирнову, его миссионерскому таланту. Но не согласен, что попытка законодательного запрета бить жену и детей «не имеет нравственных оправданий» и «не учитывает традиционные семейные и нравственные ценности российского общества». И не думаю, что «нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний».

#{smallinfographicright=782379}Где лежит это «разумное» и «умеренное» применение физических воздействий? Где те границы любви, за которыми бить можно, а вне которых – нельзя?.. Где те пределы, в которых можно в целях воспитания держать ребенка в подвале или ли сажать на цепь? Или бить жену «из любви»?

Я много лет очень близко дружил с одной семьей. Муж, жена, двое детей – мальчик и девочка. Обычная, с виду вполне нормальная семья. Я и близко не подозревал, какая боль кипела там внутри все эти годы – отец бил жену. Воспитанная в христианских ценностях, на развод она не решалась. Даже когда дети уже совсем выросли и завели свои семьи. Избиения при этом не только не прекратились, но лишь усилились – раньше дети хоть как-то сдерживали агрессию. На развод женщина подала, лишь когда муж в очередном запойном угаре приставил к груди охотничье ружье и только за малым не выстрелил. До сих пор женщине по ночам снятся кошмары избиений – спустя годы после развода!

Вы спросите, почему не писали заявления в рамках других действующих статей? А вот не писали, и даже скрывали все происходившее даже от самых близких – стыдно было. К радости домашнего тирана. Семья – это дело такое, непростое. В России не принято жаловаться на внутрисемейные проблемы в официальные органы. Не учитывает наш УК вот такие «традиционные семейные и нравственные ценности нашего российского общества», как совершенно верно подметили в Патриаршей комиссии.

Вы спросите, а что же заставит подобных жертв обращаться в органы с новой трактовкой статьи о побоях? Вот новая трактовка, новые акценты, надеюсь, если не заставят, то хотя бы подвигнут. Сменят саму постановку вопроса о семейном насилии в нашем обществе.

Государство российское сегодня в этом отношении сверхлиберально. По действующему законодательству оно не имеет никакого права вмешиваться в семейную и частную жизнь. Нет больше «товарищеских судов», нет зоркого ока месткомов, парткомов и прочей общественности. Да, Уголовный кодекс предусматривает широкий спектр ответственности за преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности.

Но – лишь по факту совершения насилия. Все нормы направлены не на предупреждение преступления, а на последствия уже произошедшего. Общество и государство сегодня приходят в семью только после достаточно серьезного факта насилия и лишь при наличии официального обращения пострадавшего.

По статистике МВД, именно в семьях совершается в России до 40% всех тяжких преступлений, а две трети всех умышленных убийств обусловлены как раз семейно-бытовыми мотивами. Ежегодно около 14 тысяч женщин погибает от рук мужей или других близких. По данным НИИ МВД, насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье, при этом 81,6% преступлений в семьях совершается мужьями.

На специальном заседании президентского совета по правам человека в 2014 году прозвучали цифры и по насилию в отношении детей. По данным Следственного комитета, только в 2013 году от преступных действий со стороны членов семьи пострадали около 1500 детей, а 500 детей погибли от рук родителей или опекунов. Отдельно была отмечена тенденция увеличения числа детей, ставших жертвами насилия со стороны членов семьи – почти в полтора раза ежегодно.

При этом все эксперты в один голос отмечают, что цифры статистики – это лишь верхушка айсберга. А ведь в таких семейных «айсбергах» сегодня и воспитываются наши дети.

Ребенок – самый безобидный и уязвимый член семьи. Именно он чаще всего подвергается агрессии при наличии в семье социальных болезней. Подзатыльник, грубое слово – дети все принимают близко к сердцу. При постоянном подобном насилии они накапливают душевную травму, которая лишает их чувства безопасности, уверенности в себе, разрушает любовь к родителям и остальному миру. И попробуйте потом таким рассказать о десяти заповедях – тотальный нигилизм опрокинет все светлые потуги человечества.

Метаанализ 88 научных исследований, которые проводились в течение 62 лет, показал, что телесные наказания приводят ко множеству нарушений – ухудшению психического состояния, увеличению детской агрессии, увеличению антисоциального и преступного поведения детей. У детей, которых били, впоследствии чаще возникают психологические расстройства, зависимость от алкоголя или наркотиков. Итог битья исследователи связали лишь с одним «положительным» моментом в поведении: увеличение примеров незамедлительного послушания. Но какой ценой?

Важно, что новый закон вовсе не запрещает наказывать детей – он запрещает именно побои. Что такое побои? Как гласит «Словарь-справочник уголовного права», побои – это нанесение многократных ударов по телу потерпевшего (три раза и более), его избиение. Побои могут оставлять или не оставлять после себя повреждений (ссадин, кровоподтеков). Однако если побои повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату трудоспособности, то это уже причинение легкого вреда здоровью, и тут вступает в силу другая, более тяжкая, 115-я статья Уголовного кодекса.

Что значит фраза «совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль»? Уже упомянутый «Словарь-справочник уголовного права» под действиями, причинившими потерпевшему физическую боль, понимает «щипание, сечение, выкручивание рук и тому подобное». Именно тут кроется беспокойство православной общественности – не получится ли так, что за легкий шлепок, щипок или подзатыльник можно будет получить в биографию уголовную статью, а вместе с ней, тем паче, уголовный срок?

Оказывается, нет. «Если после побоев и иных насильственных действий на теле потерпевшего остаются повреждения, их оценивают как причинение вреда здоровью (легкого, средней тяжести, тяжкого) и квалифицируют как более тяжкое преступление». То есть по более тяжелой 115-й статье УК РФ. Более того, как побои «следует квалифицировать действия, повлекшие расстройство здоровья потерпевшего, длившееся непродолжительное время (не более шести дней)». Ни о каких «шлепках» и «лозинах» речи в новой трактовке статьи не идет.

Да, наказание ребенка – это один из действенных методов воспитания, без него никуда. Но именно наказание, а не избиение. И любое наказание должно быть применено разумно, с любовью, адекватно проступку, и оттого ясно и точно воспринято ребенком, без травм и обид. А затем даже такое, вполне разумное и необходимое наказание должно быть залечено лаской, вниманием, помощью и заботой. И не христианам ли следует говорить именно об этом?

Разве не христианская система воспитания должна учить самообладанию, воздержанности, отсутствию злости? Оказалось, 85% родителей выражают злость в средней или высокой степени, когда бьют своих детей. Разве не христиане должны прежде всего владеть словом, а не ремнем – разговаривая и научая ребенка, слушая и слыша его? Те же 85% родителей говорят, что они предпочли бы не бить детей, если бы у них была альтернатива, которая бы срабатывала. Так что, как не слово и христианские милость и терпение, является той самой альтернативой?

И стоит ли православным христианам защищать право взять в руки ремень или поднять руку и применить силу в отношении слабого и беззащитного – собственного ребенка, своей жены? При этом облекаясь цитатами из Ветхого Завета, данного, как сказал Христос, «по жестокосердию вашему». Пойдите, научитесь, что значит – милости хочу, а не жертвы, еще говорил Иисус.

Но вот уж как две тысячи лет дело остается за малым: привить обществу христианские ценности и тем самым изменить его к лучшему. Пусть и с помощью еще одной статьи Уголовного кодекса…

..............