Меньшее из двух зол

@ из личного архива

7 июня 2016, 17:50 Мнение

Меньшее из двух зол

Настоящие президентские выборы в США оказались весьма своеобразными и занимательными. Чтобы два беспартийных соискателя зашли так далеко, мы еще не видели. Вопрос только в том, какой кандидат нужен России.

Стефен Эберт

эксперт Агентства стратегических коммуникаций

Нынешние президентские выборы в США выдались весьма своеобразными и занимательными. Чтобы два беспартийных соискателя зашли настолько далеко – такого мы еще не видели.

Ни Трамп, ни Клинтон не проявляют намерения изменить курс

Трамп, чье участие в политике до этого ограничивалось пожертвованиями крупных средств (причем одновременно обеим партиям – на всякий случай), вопреки всем ожиданиям уже победил на первичных выборах среди республиканцев. Сандерс, со своей стороны, посвятивший всю жизнь политике, до выборов слыл беспартийным и независимым.

На международном уровне есть особый интерес к тому, как итоги выборов в ноябре повлияют на российско-американские отношения и связанную с ними напряженность в мире. Многие в России верят, что победа Трампа сулит много хорошего для России, а американские СМИ должным образом и, как водится, неправильно сообщают, что Путин предпочитает Трампа.

Впрочем, в отличие от США, Россия не оказывает ни финансовую, ни другую поддержку «пятой колонне» и не стремится к свержению «неприемлемого» руководителя или поражению соискателя какой бы там ни было высокой должности.

Трамп выиграл именно благодаря его очень искусному использованию образа неполитика – внесистемного человека – при растущей волне неудовлетворенности простого народа традиционными политиками. В то время как Обама выиграл, проповедуя «дерзость надежды», Трамп, взывая к самым низменным чувствам избирателей, очень рассчитывает на целесообразность разжигания розни и гордится этим подходом.

Сандерс продвигается совсем другим, более сложным, путем. Пожизненно внепартийный, он «вступил» в Демократическую партию лишь ради возможности участвовать в президентской гонке.

#{smallinfographicright=742919}Разумеется, не сделавший никаких взносов (в буквальном и переносном смыслах) в казну партии Сандерс лишен не только любой ее поддержки, но и до известной степени доверия рядовых избирателей. Клинтон, наоборот, благодаря своей пожизненной преданной службе партии по праву рассчитывает если не на любовь простого народа, то точно на полную поддержку партии.

Демократическая партия очень переживает по поводу успехов Сандерса. На самом-то деле по количеству «честно заработанных» делегатов он отстает от Клинтон всего лишь на сотни голосов.

Хотя все СМИ сообщают, что Клинтон уже набрала 2383 необходимых делегата, 547 из них являются так называемыми суперделегатами – не выбранными на основе голосования, а назначенными из очень надежных, преданных членов партии.

Партия даст им знать, за кого проголосовать. Такая уж «особенность» системы отбора кандидатов от Демократической партии. Придумали ее в 1970-е годы, чтобы предотвратить «ошибочное» избрание неподходящего, недостойного соискателя, полагаясь лишь на «глас народа».

Поэтому Клинтон не может быть уверена, что в конце концов голоса этих суперделегатов начислят именно ей. Если к съезду Демократической партии в конце июля руководители партии увидят по итогам опросов, что у Клинтон значительно меньше шансов победить Трампа, нежели у Сандерса, тогда они спокойно перенаправят эти голоса другому кандидату.

Данные опросов – это заколдованный круг для Клинтон. Пока она не одержит окончательную победу над Сандерсом, она не может перейти на борьбу против Трампа, и, соответственно, Трамп может выйти вперед в сердцах (если не умах!) избирателей. В случае победы Сандерса 7 июня в Калифорнии, что вполне возможно, положение для госпожи Клинтон станет еще хуже.

Если ее все-таки выдвинут, то мы увидим еще одну, далеко не позитивную, особенность гонки.

Мы, американцы, уже давно привыкли голосовать, лишь зажав нос (то есть скорее против, чем за соискателя). На этот раз не только предлагают выбрать меньшее из двух зол. Впервые у нас выбор предлагают между претендентами, у которых отрицательные оценки превышают положительные на 25–30%.

Оценку Клинтон можно понять – как очень активная участница политической жизни страны, она давно на виду у всех, и как очень напористая, властная женщина, она вызывает хотя бы у мужчин очень нехорошие чувства. Ее либо любят (или хотя бы уважают), либо ненавидят.

#{smallinfographicright=772860}В последнее время над ее головой висит дамоклов меч в виде двух скандалов. Первый связан с атакой на посольство в Ливии, закончившейся гибелью посла, второй – с использованием своего частного сервера для электронной почты.

То есть у нее на счету длинный «послужной список» ошибок и грехов, вкупе с явными признаками если не отсутствия порядочности, то предрасположенности к принятию неблагоразумных, сомнительных решений. 

Трампу не так легко отмахнуться от отрицательных взглядов. Ведь он, как настоящий, законченный «шоумен», точно умеет управлять своим образом. А тут в области политики дела-то обстоят иначе – «на войне как на войне». Не он задает вопросы. В этом отношении ахиллесова пята у Трампа есть – тонкокожесть. На любое нелестное замечание он отвечает руганью и обзыванием – в лучшем случае вроде «сам козел».

Показательно, как он реагирует на неугодные ему вопросы и замечания прессы. Он представляет себя как великого мученика, страдающего от нападок порочных журналистов.

Но для американцев настрой «хозяин – барин» или, напротив, нытье со стороны избалованного, богатого белого мужчины не очень красит соискателя президентского кресла – кресла главнокомандующего. Вспомним, как Росс Перо, еще один богач и «неполитик», в 1996-м сошел с дистанции во избежание нападок на его семью.

В прямую противоположность этому Билл Клинтон, один из главных системных соперников, выдержал шквал таких же личных атак – причем с достоинством, без какой-либо злобы или желания свести счеты. Сколько ни сбивали с ног, он каждый раз вставал на ноги – своего рода «ванька-встанька».

Кое-где считают, что исход наших выборов предрешен каким-то заговором – то есть банкирами. По мне, победителя можно прямо и просто вычислить при помощи учета «групп поддержки» того или иного кандидата.

Разбирая нынешние выборы, можно сказать со всей уверенностью, что за Трампа проголосует подавляющее большинство белых мужчин. Да, их много, но... есть и другие, причем немалочисленные группы – и Трамп их отталкивает своим поведением, резкими, порой грубыми и обидными высказываниями.

С другой стороны, Клинтон может рассчитывать на голоса не только «естественных» союзников – женщин и, до некоторой степени, чернокожих, но и всех представителей национальных меньшинств, обиженных словами Трампа – прежде всего латиносов.

Этот путь уже проторен Обамой. Как часто бывает – решающим фактором станет явка. Судя по истории, больше всех приходят на избирательные участки женщины, меньше всех – белые мужчины.

В свою очередь национальные меньшинства все больше принимают участие в голосованиях, особенно когда они опасаются дальнейшего ущемления своих прав. То «качество», которое так ценят поклонники, – мол, говорит прямо, а не «политкорректно», тут оказывает Трампу медвежью услугу. Такая привычка чаще всего подводит человека.

Между тем какой исход выборов в США лучше для России? Тут дело не столько в том, какой исход представляет «меньшее из двух зол», сколько в том, какой «черт» России нужен? Черт, которого Россия знает (то бишь Клинтон!), или черт, которого Россия не знает (то бишь Трамп!).

В первом случае – да, Клинтон уже показала, что она думает, на что она способна и как будет действовать относительно России – ничего хорошего не предвидится... Зато со своей стороны Россия может спокойно следовать известной и разумной установке «предупрежден – значит вооружен». 

С Трампом все намного сложнее – он человек не только непредсказуемый, но и вспыльчивый. Например, многие в России неправильно трактуют его высказывания. Насчет НАТО – вроде считают, что он намерен «разобрать» организацию. На самом деле он имеет в виду, что разберется с ней. То есть многие члены давно не платят свою полную долю (2% ВВП), а Трамп точно потребует (или потребовал бы), чтобы они исправно вносили в казну сполна.

Насчет его мнения о России очень примечательно то, как он предлагает покончить с опасными «перехватами» разведсамолетов США русскими истребителями. Как подобает любому уважающему себя исключительному американцу, он так выразился: «Сначала посидим, поговорим, объясним им, что дальше так вести себя нельзя. Если они нас не послушаются, то придется их сбить». Вот что значит «друг России».

Трамп склонен отказаться от дальнейшего вмешательства в дела суверенных государств, что привело бы к сокращению военных расходов.

Даже если принять это на веру – неужели Трамп не понимает, что такое «новое мышление» чревато самыми пагубными последствиями как для его богатых друзей, владельцев предприятий ВПК, так и для страны в целом. Отрасль ВПК – одна из наиболее прибыльных, и там же огромное количество высокооплачиваемых рабочих мест, особенно если учесть тех, кто занят в смежных отраслях.

Пора расстаться с изжившим себя расхожим и опасным представлением, что нынешняя очень воинственная внешняя политика США – это дело рук очень замкнутого круга неоконов и Ротшильдов. Разумеется, они стояли у истоков развития этой доктрины.

На сегодняшний день это уже не столько направление, сколько уже устаканившийся порядок, который создан в целях укрепления и сохранения мирового господства США. 

Для этого потребуется совсем новое поколение руководителей, готовность изменить миропорядок не ради США, причем нашего пресловутого 1%, а всего человечества.

..............