Что сделано в Севастополе за два года в России

@ из личного архива

2 марта 2016, 17:20 Мнение

Что сделано в Севастополе за два года в России

Помимо успешной борьбы с украинскими диверсиями, властями Севастополя за два года сделано немало. Все, что происходит сейчас в городе, конфликты и проблемы местных жителей, укладывается в одну четкую парадигму.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Все, что происходит сейчас в Севастополе, конфликты и проблемы, с которыми сталкиваются местные жители, укладывается в одну четкую парадигму: назад на Украину дороги нет, и, что бы ни произошло, хуже, чем в тот период, когда город военно-морской славы России, база Черноморского флота, находился на территории Украины, уже не будет.

Руководство Крыма публично пожаловалось на одно из федеральных министерств. Приемлема ли публичность в выяснении отношений между государственными инстанциями?



Результаты
83 комментария

Собственно, любой материал о положении дел в Севастополе следует начинать с этого тезиса, чтобы в дальнейшем не было возможности толковать какую-либо критику в проукраинском ключе. Главным доказательством этому стала спокойная, вполне деловая реакция горожан на украинский предновогодний блэкаут.

Аварийные службы города, насколько это возможно, восстановили энергоснабжение, а со стороны севастопольцев никакой паники не последовало.

Помимо успешной борьбы с украинскими диверсиями, городскими властями за два года уже было сделано немало. Главное, были национализированы принадлежавшие украинским олигархам предприятия города, в частности Севморзавод Петра Порошенко.

Почти полностью ликвидирована зависимость от Украины в сфере транспорта, энергетики и экономики. По итогам украинской продовольственной блокады город почти полностью перешел на российские товары. Доля российской продукции по Крыму и Севастополю уже летом 2015 года превышала 80 процентов от общего объема.

Стабильно растет средняя зарплата в городе, устанавливается близкий к российскому уровень прожиточного минимума. Предприятия города активно включаются в общероссийскую программу импортозамещения. Для ее участников правительство закладывает в бюджет 2016 года 12,5 млн рублей для компенсации двух третей процентной ставки по кредитам. К концу прошлого года в правительство были поданы заявки от семи севастопольских предприятий. 

Заканчивая отношения с украинским бизнесом, власти параллельно привлекают в город российских инвесторов. В свободной экономической зоне (СЭЗ), объявленной еще в ноябре 2014 года, зарегистрированы, по официальным данным, 111 резидентов, которые задекларировали более трех млрд рублей капитальных вложений и 3300 рабочих мест при уровне средней зарплаты 28 тысяч рублей.

Также регулярно появляются новые инвесторы для городских предприятий. К примеру, недавно нашелся резидент СЭЗ Севастополя, готовый модернизировать мощности знаменитого завода шампанских вин «Золотая балка». Объем инвестиций должен составить не менее 100 миллионов рублей.

На повестке дня уже стоит частичное снятие международных санкций и признание города российской территорией рядом международных организаций. В частности, речь идет о ЮНЕСКО. На территории Севастополя находится важный объект культурного наследия – музей-заповедник Херсонес-Таврический.

Из-за того, что ЮНЕСКО не признает город российским, у иностранных ученых, археологов, желающих проводить исследования на его территории, возникают проблемы с аккредитацией.

Соответственно, изоляция столь интересного объекта исследований для зарубежных археологов может склонить ЮНЕСКО к признанию Крыма и Севастополя российской территорией. Кроме того, не лишним было бы выделить дополнительные гранты отечественным исследователям, а в дальнейшем привлечь внимание людей к археологическим ценностям древнего Херсонеса. Если уж и развивать туризм в городе, то, в первую очередь, туризм культурный, с упором на многочисленные исторические памятники и реликвии Севастополя.

Тем не менее Севастополь все еще остается дотационным. И это несмотря на то, что в городе находится около 300 предприятий, задействованных в сфере судостроения, судоремонта, радиоэлектроники и приборостроения.

Причиной этому являются не только международные санкции и украинские диверсии, но и тот факт, что город сейчас находится в подвешенном состоянии, когда дальнейшей интеграции в российскую политическую, правовую и экономическую системы, без которой невозможно развитие Севастополя, раскрытие его экономического и культурного потенциала, мешает привычка части севастопольских управленцев и предпринимателей действовать в рамках старых, украинских норм и правил.

Местные предприниматели, так же, как и заезжие российские, ожидают от СЭЗ условий, аналогичных украинским – когда достаточно договориться с нужными людьми, чтобы спокойно вести свой бизнес, а законы и налоги являются скорее ширмой и не обязательны к исполнению.

Аналогично и развивается в основном бизнес, связанный с туризмом и сферой обслуживания и не требующий серьезных финансовых инвестиций и долгой, кропотливой работы.

Администрация Севастополя периодически делает шаги по наведению порядка. В частности, регулярно начинаются кампании по борьбе с незаконной застройкой, сносятся торговые точки, однако пока процесс интеграции городских предпринимателей в российское правовое поле пока еще далек от завершения.

Многие нормативные акты, предусматривающие реквизицию отданных в частные руки при украинской власти объектов, имеющих особое культурное, историческое, экологическое значение, подолгу ждут своего принятия в Законодательном собрании города.

В том же заповеднике «Херсонес-Таврический» только в этом феврале с трудом удалось арестовать более 300 участков по делу о незаконной передаче в частную собственность. При том, что украинское законодательство не действует на территории города уже два года.

И, к сожалению, если говорить о медийной составляющей севастопольской жизни, то все, чем запомнился россиянам за эти два года город русской военно-морской славы, – непрекращающийся конфликт между главой Законодательного собрания города, бывшим народным мэром Севастополя Алексеем Чалым и губернатором Сергеем Меняйло.

Не только для разрешения имеющегося конфликта, но и для перехода от первоначальной ассимиляции к форсированному развитию региона необходимо немедленно зафиксировать некий статус-кво, примирив Законодательное собрание с губернатором.

Власть, вынужденная отвлекаться на внутренние раздоры, существенно теряет дееспособность. Может быть, стоит подумать о возвращении Севастополю статуса по факту «закрытого» города, которым он и был в советское время и зафиксировать прямое управление Севастополем со стороны Кремля законодательно. 

В целом же в развитии города за два года нахождения в составе России уже выделился четкий вектор. Сначала окончательно были разорваны политические, экономические, коммуникационные связи с Украиной. Делалось это отчасти по украинской инициативе и было вынужденной реакцией на попытки устроить блокаду полуострова.

Сейчас же для севастопольцев главное – уйти от украинских принципов в отношениях власти, бизнеса и простых горожан, прекратить по поводу и без повода устраивать Майдан и майданчики и перейти от митингов и протестов к реальным делам по развитию города.

..............