Откуда в университетской среде недовольство властью?

@ из личного архива

24 октября 2016, 20:35 Мнение

Откуда в университетской среде недовольство властью?

Молодежь является удобной мишенью для манипуляторов и ударной силой протестов. Что же касается самих вузов, то попытка понять, чем же они «дышат», назрела уже очень давно. Логические основания для подобных исследований есть.

Александр Чаусов Александр Чаусов

кандидат исторических наук, публицист

Наша либеральная общественность в очередной раз увидела «тоталитаризм», «призрак Сталина» и прочие массовые репрессии. На этот раз в российских вузах.

Есть разница между недовольством текущим политическим курсом и желанием вступить в ИГИЛ

В ряде СМИ появилось сообщение о том, что в последние два года в учебных заведениях велась проверка на «протестный потенциал». Проводил ее якобы Институт стратегических исследований и прогнозов при РУДН.

Суть этих мероприятий состояла в том, что некие преподаватели и прочие чиновники от образования ездили с лекциями на тему профилактики экстремизма, терроризма и всяких «оранжевых революционных технологий». А на самом деле – собирали данные о «нелояльных студентах» и отправляли их «куда следует».

В реальности речь шла не о некой «тайной оценке протестного потенциала», а о вполне явных, публичных лекциях на добровольной основе. Лекции эти, проводимые в столичных и региональных вузах, были посвящены противодействию «деструктивным течениям», профилактике экстремизма и терроризма и прочим аналогичным проблемам, которые не только для студенческой среды, но и для российского общества характерны уже не первый год.

По словам замруководителя Института стратегических исследований Никиты Данюка, «этот проект в целом научно-просветительский, направленный не на сбор информации для каких-либо структур. Проект направлен на профилактику деструктивных политтехнологий в студенческой среде, для того чтобы студенты не стали объектами манипулятивных политических технологий».

Кстати, в рамках этих лекций в одном из вузов, по словам Данюка, студенты сами обратили внимание лекторов на существование у них вербовочной ячейки ИГИЛ.

В стенах государственных вузов в той или иной форме проповедуется разрушение этого самого государства (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

В стенах государственных вузов в той или иной форме проповедуется разрушение этого самого государства (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

И, естественно, информация была собрана, структурирована и передана как руководству института, так и правоохранителям. Что продиктовано не столько необходимостью «сбора информации», сколько элементарным соблюдением законодательства РФ.

Ячейка ИГИЛ* в вузе – это, к сожалению, не некое исключение из правил.

Наши институты часто дружат с самыми экзотическими «религиозными организациями».

Например, Новгородский государственный университет предоставляет помещение для такой структуры, как «Сахаджа-йога». В справочниках этой организации дана следующая характеристика:

«Деструктивный культ с элементами индуистского тантризма, практикующий различные методы восточных медитаций и поклонение богине зла Кали. Опасен непредсказуемостью воздействия на психику адептов, развитием чувства отчужденности от окружающего мира»

Понятно, что культисты окопались в университете скорее по незнанию руководства вуза, чем по злому умыслу. Но это означает, что ректорат просто не расценивает подобные организации и подобную деятельность как представляющие опасность. В том числе и опасность политическую.

Все эти аргументы, однако, не остановили оппозиционеров от яростной критики цикла лекций о профилактике экстремизма и «цветных революций».

Одним из первых остро отреагировал Дмитрий Гудков. На своей странице в социальной сети он сообщил что «товарищ Сталин – он недалеко, усы уже пробиваются сквозь промерзшую почву и взойдут по весне. Не удивляйтесь потом, что на вас будут стучать сослуживцы.

Еще пара лет  дойдет до друзей, а там и родственники не за горами. Все это мы уже проходили, все знаем. И нынешним сталинистам скоро представится шанс в жизни, а не в интернете оценить прелести правления любимого вождя и учителя».

Помимо того, что эта тирада прозвучала от сына бывшего сотрудника КГБ СССР, что придает ей особую пикантность, фактически мы видим лютый страх, что государство наконец-то озаботилось тем, что именно система образования дает молодежи помимо знаний.

Реакция оппозиционеров понятна, ведь именно молодежь является самой удобной мишенью для манипуляторов и становится главной ударной силой всех массовых протестов.

Отмечает это и Никита Данюк: «Дело в том, что исследование протестного потенциала происходит не нами, а как раз западными коллегами, политтехнологами, которые, к сожалению, пытаются накалить социально-политическую обстановку в России. Сейчас это актуальнее всего в регионах России  для того, чтобы спровоцировать неконституционные действия».

И в данном случае пресловутая профилактика, лекции с рассказом о том, к чему приводят оранжевые революции, а также что из таких революций что в 2005-м, что в 2014-м выросло на Украине – это куда действеннее, чем какой-то сбор какой-то информации.

Что же касается самих вузов, то попытка понять, чем же они «дышат», назрела уже очень давно. Логические основания для подобных исследований есть.

Вузы у нас по большей части государственные. И это очень странно, когда в стенах государственных вузов в той или иной форме проповедуется разрушение этого самого государства на государственные же деньги.

На память приходит такой одиозный вуз, как ВШЭ – кузница кадров для структур госуправления и рассадник ультралиберализма и жажды государственного переворота. Но «Вышка» – это далеко не единственный вуз в стране, где в головы студентам вкладывают «мечты о неизбежной революции».

Есть, например, журфак МГУ, который относительно недавно оскандалился со вступительными сочинениями абитуриентов «по политическим мотивам». И здесь, кстати, стоит поговорить уже не о проверке студентов «на лояльность», а о работе с преподавательским составом и ректоратом.

При этом важно понимать, что сами преподаватели, случись что, ни на какие протестные митинги не пойдут. Публично, для внешних наблюдателей и для пресловутой отчетности – преподавательский состав в наших вузах лоялен власти, патриотичен и вообще голосует за «Единую Россию».

В основе этой показной лояльности – страх потерять работу. Хотя каждый случай даже попытки увольнения либерального оппозиционного преподавателя – это всегда медийный скандал.

Впрочем, многим вузовским сотрудникам этот ореол диссидентства и «тайной просветительско-подрывной деятельности» откровенно нравится. Это же интрига и подпольная борьба за все хорошее против всего плохого.

Этакая вечная интеллигентская фига в кармане: публично мы лояльнее и патриотичнее некуда, но на самом-то деле…

Людей из вузовской среды, которые открыто выражают свои протестные настроения, не так много. И персонажи это, как правило, совсем уж одиозные, такие как профессор Зубов, например.

Откуда в университетской среде столь массовое недовольство властью? Оно вырисовывается из, в общем-то, бытовых вещей.

В девяностые преподавателям – что в вузах, что в школах – жилось весьма несладко. Кстати, одним из первых и главных меценатов в вузовской системе тех лет был Михаил Ходорковский, которого до сих пор тихим голосом и по-доброму вспоминают некоторые преподаватели.

Параллельно же шли бесконечные реформы образования, которые продолжаются и по нынешний день.

Что такое реформы на бытовом, практическом уровне? Это бесконечная бюрократия, постоянное изменение стандартов и преподавания, и документооборота, и заполнения всех этих бесконечных бумажек.

При этом заработную плату вузовским сотрудникам не то чтобы повышали или как-то часто индексировали. И когда эти мелочи продолжаются в безостановочном режиме уже много лет, даже самые тихие кандидаты и доктора наук начинают звереть.

С другой же стороны, сотрудники наших вузов до последних лет имели прибыль исключительно с западных грантов. Их элементарно было проще получить в плане оформления всех бумаг. А сейчас и эти программы уступают место государственной грантовой программе.

Но здесь снова грозной тенью нависает подчас безумная бюрократия, которая для преподавателя-теоретика олицетворяет собой все то же «кошмарное» государство в целом.   

Студенчество же в данном случае – это просто объект манипуляции и пропаганды, которому в голову можно вложить много всего «интересного».

Сами по себе оппозиционные воззрения – это нормально. В демократическом государстве они должны быть.

Но есть большая разница между разговорами об альтернативных путях политического развития страны – и о том, что пора устраивать Болотную-2, идти на штурм Кремля и вообще начинать «цветную революцию». С белой или какой-нибудь иной лентой.

Тем более есть разница между недовольством текущим политическим курсом и желанием вступить в ИГИЛ, чтобы оный курс «корректировать» методом самоподрыва в метро или другом людном месте.

Что же касается наших несистемных оппозиционеров, для которых ИГИЛ по сути предпочтительнее некоего «прорастающего усами сквозь мерзлую землю Сталина», то тут впору говорить не столько о политических предпочтениях, сколько о диагнозе.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............