Управляемый хаос у границ Москве не нужен

@ из личного архива

20 января 2016, 16:55 Мнение

Управляемый хаос у границ Москве не нужен

В случае, если Киев продолжит саботировать и превратно толковать Минские соглашения, выборы в Донбассе могут пройти и без оглядки на украинское законодательство. Правда, в таком случае конфликт будет заморожен.

Вадим Самодуров Вадим Самодуров

гендиректор Агентства стратегических коммуникаций

Жители Донецкой и Луганской народных республик любят иронизировать на тему того, что ведущие мировые лидеры регулярно встречаются, чтобы обсудить, как компромиссно провести выборы мэра Еленовки, главы горсовета Алчевска и местной власти Амвросиевского района.

Местные выборы в Донбассе, наряду с конституционной реформой на Украине, действительно стали одним из ключевых пунктов Минских соглашений, о который стороны сломали немало копий. В конце прошлого года, прислушавшись к рекомендациям европейских лидеров – Ангелы Меркель и Франсуа Олланда, народные республики приняли решение о переносе даты выборов на февраль – март 2016 года.

Сделано это было по причине нежелания Киева согласовывать новое законодательство о выборах с представителями республик, постоянного саботажа украинской стороной выполнения своей части условий Минских соглашений. Новый полномочный представитель России в трехсторонней контактной группе по урегулированию украинского конфликта Борис Грызлов, в свою очередь, недавно обозначил, что новый закон о выборах должен быть обязательно согласован с представителями Донбасса. И для России, и для ДНР/ЛНР этот вопрос по-прежнему остается принципиальным.

В случае, если Киев по старой традиции продолжит саботировать и превратно толковать Минские соглашения, выборы в Донбассе могут пройти и без оглядки на украинское законодательство. В конце концов, местные власти могут быть назначены и напрямую из Донецка и Луганска.

Правда, в таком случае конфликт будет заморожен, переговорный процесс в Минске затянется на неопределенный срок, а республики станут чем-то вроде уже существующих непризнанных государственных образований, наподобие Приднестровья, Абхазии или, например, Северного Кипра.

Ситуация не катастрофическая, но неприятная, поскольку управляемый хаос у своих границ Москве явно не нужен. Однако события последних месяцев ясно говорят о том, что сейчас подобная ситуация не устроит не только нашу страну, но и европейских, и даже американских лидеров.

Именно сейчас, когда европейские лидеры «отчитывают» Порошенко за несговорчивость, а США настроены на диалог с Россией по украинскому вопросу, появилась возможность легитимизировать в глазах мирового сообщества политическое волеизъявление дончан. 

Поскольку Украину, как самое слабое звено, в последнее время принято вообще по минимуму допускать к подобным обсуждениям. C большой вероятностью на очередном раунде минских переговоров Киев будет просто ознакомлен – как с уже состоявшимся фактом – с новыми условиями проведения местных выборов в Донецкой и Луганской народных республиках. В любом случае сторонам предстоит решить ряд напрямую касающихся выборов вопросов.

Во-первых, часть жителей находящихся под контролем народных республик территорий Донецкой и Луганской областей вынуждены были бежать от войны и сейчас находятся в Российской Федерации и на Украине. По приблизительным данным, это порядка одного миллиона человек на Украине и до полутора миллионов человек в России. Соответственно, необходимо предоставить им возможность проголосовать по месту фактического пребывания.

Для этого нужно будет организовать избирательные участки для голосования как на российской, так и на украинской территориях. При этом в России для этого понадобится открыть несколько временных консульств, на территории которых только и возможна будет организация голосования.

Во-вторых, не лишним было бы провести полноценную конкурентную борьбу между кандидатами, подразумевающую и публичные дискуссии в ходе предвыборной кампании. Военное положение в республиках вполне обоснованно привело к централизации власти, однако сейчас самое время подумать об организации общественно-политической жизни в народных республиках, работы институтов гражданского общества, движений и, в перспективе, политических партий. Помимо прочего, развитие демократических институтов поможет республиканским властям оперативно реагировать на изменения настроений среди различных частей донецкой и луганской элиты, рядовых избирателей.

По сложившейся международной практике выборы в зонах конфликта нужно проводить исключительно по мажоритарной системе. Сам донецкий лидер Александр Захарченко уже заявлял о том, что участие даже нейтрального Оппозиционного блока возможно только после публичного покаяния его лидеров перед жителями Донбасса за все то зло, что с их попустительства совершили украинские силовики. Участие политических партий в выборах вряд ли возможно, и избиратель будет определяться со своими предпочтениями исходя из личных качеств кандидатов и предлагаемых ими программ.

В-третьих, наиболее актуальным остается вопрос обеспечения безопасности при голосовании. В том случае, если этим будет заниматься ополчение, не даст ли это Киеву новый козырь для заявлений о том, что «выборы прошли под дулами автоматов»? С точки зрения международного права наиболее похожим прецедентом являются прошедшие в 2004 году выборы в парламент Республики Косово.

По аналогии необходимо создать особую «электоральную полицию» из числа местных жителей, но при этом работающую под контролем ОБСЕ и при наблюдении Киева. Это бы наглядно продемонстрировало заинтересованность всех сторон в мире в Донбассе и не оставило бы возможности для спекуляций и последующей отмены результатов голосования.

..............