БГ надо поехать дать концерт в Луганск

@ из личного архива

3 августа 2015, 16:51 Мнение

БГ надо поехать дать концерт в Луганск

Если есть в душе чувство выполненного долга после дружеского фото с человеком, начавшим русско-грузинскую войну с убийства 11 миротворцев, то стоит попробовать пофотографироваться с Захарченко на фоне руин Горловки.

Роман Носиков Роман Носиков

Юрист, публицист, постоянный автор РИАФАН.

Жизнь подражает искусству или искусство имитирует жизнь?

Если вы задаетесь этим вопросом сегодня, это значит, что вы сыты, здоровы и вас не обстреливают из крупнокалиберных орудий.

Музыкант развлекательного жанра – развлекает. Он не спасает души или тела

Искусство влияет на сознание, а сознание строит реальность. Следовательно, искусство – это один из способов изменения реальности. Поэтому обострение борьбы в политике неизбежно приводит и к яростной борьбе в области идеального и возвышенного. И вот уже у музы расквашен нос, порваны струны у Орфея, скальды сорвали голос, у бардов неврвный срыв.

Памятник святому Владимиру виртуально носят с места на место – то там пришлепают, то там. Посмотрят, покачают головой – нет, не то. И снова носят.

Смысл-то вроде ясен – надо подчеркнуть единство русского и украинского народов, их общую традицию. Необходим общий герой.

Но почему же тогда Владимир? И почему же тогда в Москве, а не в Новгороде?

Виктор Шендерович*: «Покойный был ненасытен в блуде, как свидетельствуют нам летописи. Был довольно неприятный тип, если не сказать, мерзкий. Ну да, ввел христианство – за это ему низкий поклон от нас от всех, но вообще вот так, снаружи от этого, как-то не способствовал семейным ценностям – ну совсем».

Михаил Саакашвили и Борис Гребенщиков* (фото: facebook.com/SaakashviliMikheil)

Михаил Саакашвили и Борис Гребенщиков (фото: facebook.com/SaakashviliMikheil)

Но христианство, выбранное князем Владимиром и величаво одобренное моральным авторитетом в области блуда Шендеровичем, не нравится журналисту Александру Невзорову:

«Была лишь цепь скандальных и анекдотических случайностей, в результате изолировавшая Русь от цивилизации и превратившая ее историю в тысячелетний путь маразма, отсталости и боли».

Впрочем, самого Владимира Александр Глебович тоже не одобряет: «Владимир умел и любил создавать причудливые смеси из деяний, прямо подпадающих под 131, 105, 134 и 132 статьи УК РФ, совмещая изнасилования, «совершенные с особой жестокостью по отношению к потерпевшей и другим лицам», с убийствами, «сопряженными с разбоем, вымогательством и бандитизмом». Весь этот компромат никогда не вымарывался, а исправно и гордо кочевал из одного летописного списка в другой. Вероятно, по той причине, что именно эти свойства Владимира были наиболее симпатичны народу-богоносцу».

И народ приласкал.

Да и вообще всей прогрессивной общественности смешно. Киевский князь, с такой репутацией, над Москвой. Свою мысль он продолжил на «Эхе Москвы»:

Александр Невзоров*: Я поражен успехами украинского лобби… Ты же понимаешь, что тогда никакой Московией еще и не пахло. Что это абсолютно украинский персонаж. И вот так брать его устанавливать над Москвой. Я бы сказал, такой сильноватый ход.

Ольга Бычкова: Это, видимо, какая-то закулиса. Я думаю, что это шестая или седьмая колонна орудуют у нас в столице.

Александр Невзоров: Я думаю, что он портретно сохраняет сходство с Ярошем.

Ольга Бычкова: Я не видела.

Александр Невзоров: Я думаю, что, скорее всего, дело в этом.

Ольга Бычкова: И визитку держит и показывает ее всем с Воробьевых гор, чтобы лучше видно было.

Естественно, что все вышеперечисленное немедленно было разнесено по всем украинским СМИ по причинам душевной созвучности.

А действительно – зачем их смешить? Зачем им про культуру и христианство с крещением? Зачем Владимир?

Мне кажется, что сейчас более актуален другой эпизод из «Повести временных лет». С другим князем.

«Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и … пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря.

Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира…»

И ставить этот памятник, конечно, лучше всего в Киеве. Поскольку и события там происходили, и вообще – именно там об этом и нужно помнить.

Но можно и в Москве, поскольку русская политика по отношению к самозванцам, укравшим власть не по праву, с тех веков не менялась и отличалась последовательностью и постоянством.

Памятник должен запечатлеть Аскольда и Дира, уже понимающих, что их незаконному правлению и жизням пришел конец. Они стоят на коленях перед держащим на руках маленького Игоря Олегом.

И будет сразу не смешно. Особенно если в Киеве.

Второе культурное событие, которое хотелось бы обсудить, – это так называемый белый список российских деятелей искусства, которые считаются на Украине persona grata, сформированный минкультом Украины.

Дело тут не в том, что государственные чиновники занимаются ахинеей – к этому давно все привыкли. Это беда для наших государств общая.

Дело тут в реакции самих фигурантов списка, показывающей богатый внутренний мир и глубины их души.

Нужно просто вспомнить пожелания новому одесситу Михаилу Саакашвили и сравнить их с пожеланием «разровнять место, на котором была Россия, и построить что-то новое» соответствовать собственному творчеству. Неужели же презренные деньги могут встать на пути у принципов и творческой честности?

Любопытно отреагировал Юрий Шевчук – когда-то мой самый любимый рок-поэт: «Артист – то есть поэт, художник, музыкант – это тот человек, который как раз может достучаться до сердца человеческого. Потому что главная цель творчества у художника – это человек. И не важно, где он живет: в Киеве, в Москве, Донецке, в Кемерово, во Владивостоке или в Париже.

Человек! Человек мучается, страдает, ищет смысл бытия. И мы (артисты – авт.) обращаемся к человеку, поэтому мы мирные люди, мы не хотим никакой войны и раздора. И я молюсь, чтобы вот этот раздор между Россией и Украиной – он наконец закончился. Чтобы никто там не погибал, ни в Донецке, ни в Луганске – нигде. Это моя принципиальная позиция художественная», – отметил певец в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда».

И вот тут хотелось бы поставить некоторые точки.

Как изменилось ваше отношение к Борису Гребенщикову после его встречи с Михаилом Саакашвили?






Результаты

Некоторые наши деятели культуры впали в заблуждение, что у них есть некая особая кастовая или профессиональная мораль, которая позволяет им находится над ситуацией. Как у священников или у врачей. Именно на эту химеру они все время ссылаются, когда дело касается их права гастролировать там, где им хочется.

Однако есть очень важные отличия.

Богослужебное дело и медицина – не бизнес, а служение. В отличие от концертного бизнеса. Медицина лечит человеческие тела и спасает жизни, и врач, давший клятву Гиппократа, спасает и друзей, и врагов, не делая отличий между пациентами. Священник отпускает грехи, принимает исповеди, спасает души – и у друзей, и у врагов. Не делая различия в пастве.

Музыкант развлекательного жанра – развлекает. Он не спасает души или тела. Он просто развлекает. Объявить свой бизнес служением человечеству и на этом основании развлекать и друзей, и врагов – довольно самонадеянно.

Ну и в-последних: пусть все же я неправ – и это все же служение.

Но тогда служить надо на деле всем. На деле, а не на словах. То есть после концерта в Киеве надо поехать дать концерт в Луганск или Донецк. И если есть в душе чувство выполненного нравственного долга после дружеского фото с человеком, начавшим русско-грузинскую войну с убийства 11 наших миротворцев, то стоит напрячь себя и попробовать пофотографироваться с Захарченко на фоне руин Горловки.

Тогда поступки будут соответствовать претензии и пафосу. А если со словами «музыка не признает границ» кататься на концерты исключительно в Киев – то это не особая профессионально-кастовая мораль, а обычное лицемерие, за которым скрыты обычные жадность, трусость и равнодушие.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............