Успеть до посевной

@ из личного архива

3 марта 2015, 08:02 Мнение

Успеть до посевной

Мы должны с величайшим восторгом принимать любой повод ввести очередные санкции против ЕС. А курс на сворачивание сотрудничества с этим политическим формированием должен стать определяющим и долгосрочным.

Виктор Кузовков

публицист

Сравнительно недавно Антон Силуанов озвучил следующее: Россия потеряла около двухсот миллиардов долларов из-за снижения цен на нефть. Буквально сразу вслед за ним свою оценку привел и Центробанк. Там фигурировала цифра 160 миллиардов долларов валютной выручки.

Для нас страшен, просто чертовски страшен европейский «четвертый рейх», который является вечной альтернативой нашему собственному цивилизационному проекту

То есть порядок цифр одинаковый, расхождение на 20%. Фигуры уполномоченные, а значит, мы можем таким оценкам доверять.

А если мы им доверяем, то самое время кое-что вспомнить...

1

Давным-давно, примерно прошлым летом и осенью, глядя на события, разворачивающиеся на территории Новороссии, многие комментаторы открыто призывали российские власти перекрыть украинскую нитку газопровода, снабжающего южную Европу. Тем более что и сами европейцы своими санкциями сделали много для того, чтобы наша позиция по этому вопросу была совершенно непреклонна.

Однако же возобладало привычное заклинание, активно проповедуемое сектой «Свидетелей Газпрома» – «Мы – надежные партнеры!». И это самое «надежнопартнерство» так для нас важно, что мы и подумать не можем о таких вещах, как страдающие от легких европейских морозцев дорогие европейские потребители.

Разумеется, никто тогда не говорил, что в данном случае интересы корпорации выше, чем интересы всего государства, а интересы народа и национальная безопасность отданы на откуп сбывающимся мечтам топ-менеджмента нашего «национального достояния», как Газпром сам себя величает в имиджевых рекламных роликах. Разумеется, все это облекалось в псевдоаналитику, приправленную различными цифрами.

Суть этих цифр, если коротко: 60 млрд кубов газа, да с попутными расходами, да с издержками на консервацию скважин и другого оборудования – этак мы потеряем миллиардов 40–50! А ведь бюджет зависит! А ведь социалка! А тут такие, понимаешь, громадные деньжищи! Так что успокойтесь, паникеры, предоставьте решение вопроса специалистам, уж они-то точно знают, что для Родины лучше!

Теперь мы видим, что нарешали – 200 против 50. Мечты продолжают сбываться...

2

Мне могут возразить – это процессы не взаимосвязанные, и перекрытие украинской ветки газопровода не привело бы к сохранению цен на нефть. Дескать, мы бы и эти 200 миллиардов потеряли, и за непроданный газ денег не получили. И вот тогда точно провал, обвал и социальная катастрофа.

Но дело в том, что процессы как раз взаимосвязанные. Опять-таки, чтобы не растекаться по древу, очень коротко: и нефть, и газ являются углеводородным сырьем. Зачастую они используются в сходных производствах, применяются для отопления, выработки электроэнергии и т.д. На данный момент, кстати, формула стоимости газа для европейских потребителей рассчитывается, исходя из стоимости нефти – это ли не свидетельство прочной взаимной связи?

Так вот, снижение поставок газа такому крупному потребителю, как Европа, помноженное на риск дальнейшего ухудшения ситуации, гарантированно привело бы к росту цен на нефть. И весьма вероятно, что рост этот был бы паническим, со всеми вытекающими последствиями. То есть, конечно, вполне вероятно, что сейчас цены бы снова упали и стабилизировались. Но, скорее всего, где-то на уровне ста долларов за баррель, потому что паника на бирже будет посильнее косвенных последствий прекращения программ количественного смягчения...

Как вы оцениваете итоги минских переговоров «нормандской четверки»?



Результаты
169 комментариев

Кстати, одним из интересных и показательных последствий такого решения было бы то, что сейчас западные рейтинговые агентства занимались бы тем, что пересчитывали рейтинг Германии в зависимости от результатов реализации минских соглашений.

Примерно так: «Агентство «Мудис» понизило инвестиционный рейтинг Германии до мусорного, поскольку затянувшийся украинский кризис не позволяет наладить нормальное газоснабжение Европы, а миллионные протесты немецких безработных грозят окончательно дестабилизировать уже и политическую ситуацию в стране». Такая вот «альтернативная история», которая могла бы быть для нас реальностью прямо сейчас.

Понятно, что в тот момент у противников ужесточения нашей позиции были и другие аргументы. Но мы сейчас как раз и попробуем последовательно разобрать некоторые из них. Тем более что там очень, просто очень много важного и интересного.

3

Самый первый аргумент, который совали все и всюду, звучал так: «Америка хочет поссорить нас с Европой! Не поведемся на провокации американцев, упрочим нашу дружбу с Европой ударными поставками газа и других ресурсов!». Откровенно говоря, это очень хитрый аргумент, и при тех масштабах, в которых он применялся, очень трудно было ему не поддаться.

При этом, ровно в то же самое время, мы на полном серьезе рассуждали, что США вот-вот рухнут, что доллар обвалится, нужно только потерпеть. А то, что эти экономики настолько взаимосвязаны, что крушение одного неизбежно повлечет за собой обвал другого, как-то выпало из нашего поля зрения.

Так вот, если уж мы готовы смириться с кручением мировой экономики, начавшимся с США, то почему бы нам не принять и другой вариант, начинающийся с крушения пряничного домика Евросоюза? Итог примерно одинаков, а выполнить несколько проще.

Но главное даже не в этом. Главное в том, что Европа является крупнейшим и самым ценным активом США. И Штаты этим активом чертовски дорожат, потому что без него всю нынешнюю систему ожидает крах.

Если бы они хотели ослабления Европы посредством срыва поставок российских энергоносителей, они легко могли бы этого добиться, получив полный контроль над Украиной. Просто очень легко и даже разными способами – от прямого запрета, инспирированного и проголосованного говорящими головами в украинской Раде, до диверсий на газо- и продуктопроводах, осуществляемых безголовыми «патриотами» Яроша и выдаваемых за диверсии сторонников Новороссии.

То есть при желании, они могли бы даже Россию выставить виновницей. Да только это ни в коем случае не входит в их планы, и даже наоборот – прямо им противоречит. И именно поэтому на каждом углу говорят про «главного бенефициара» разрыва между Россией и Европой – это отличная дымовая завеса, за которой не так виден традиционный англосаксонский «покерфейс», с которым они сейчас отчаянно и дерзко блефуют, поставив на карту едва ли не само существование сложившейся мировой политической однополярной системы.

4

Еще один аргумент: «Для Европы российские санкции как слону дробина, а вот для нас это будет очень и очень больно».

Насчет нас соглашусь – будет больно. Даже не знаю, с чем сравнить. Ну, наверное, это как горбатого без наркоза разгибать... Потому что мы, увы, настолько привычно прогнуты под Европу, что это уже не поза, а осанка. И речь тут даже не о политических «прогибах», речь практически обо всех сферах нашего бытия, которое строится на постулировании, что мы – часть европейской культуры и цивилизации, со всеми вытекающими отсюда последствиями для нашего ментального здоровья.

Точнее, ментальной осанки, простите за умничание...

Но вот насчет «слона и дробины» не соглашусь – товарооборот Евросоюза и России под половину триллиона долларов, что само по себе много. Примерно половина – российский экспорт в ЕС, а это в основном энергоносители и другое сырье, а также продукция низкого передела, которая в дальнейшем становится основой для каких-то отраслей европейской промышленности. Другая половина – экспорт из ЕС в Россию, а это уже продукция с высокой добавленной стоимостью. То есть ограничение товаропотока в обе стороны будет бить по европейской промышленности, лишать ее возможности производить прибавленную стоимость и эту прибавленную стоимость экспортировать.

С учетом масштабов процесса мы можем смело прогнозировать колоссальные проблемы в европейской экономике, которые гарантированно приведут к массовой безработице и социальному взрыву.

А если добавить к этому существующий финансовый кризис, который выглядит на фоне прогнозируемого как детский утренник на фоне похорон и который, тем не менее, уже привел к невероятному росту так называемого евроскептицизма в странах Южной Европы, то вы понимаете, что это может кончиться настоящим крахом «четвертого рейха».

Самое интересное, что европейцы, скорее всего, осознают угрозу и сильно насторожились уже после введения Россией ответных санкций против европейских сельхозпроизводителей. Ведь там действительно потери мизерны – меньше десяти миллиардов долларов прямых потерь – и не перекрывают даже уровень дотаций, которые им предоставляются крупными европейскими государствами.

Но сам вектор настолько страшен для евробюрократов, что больше никаких санкций, кроме ритуальных, они против нас пока не вводили. То есть вероятность того, что дело дойдет до настоящей, полнокровной торговой войны между РФ и ЕС, довольно низка. Нужно лишь четко обозначить свою готовность идти до конца. А что может подойти для этого лучше, чем перекрытый вентиль украинской ГТС?

5

Еще один аргумент. Нам много говорят, что червивое украинское яблочко и так скоро упадет нам в руки. А раз так, то зачем его еще больше портить? Дескать, сейчас развалим там всё своими санкциями, а потом сами же будем восстанавливать...

На это я могу сказать только одно – 200 миллиардов только в прошлом году. В этом, вероятно, будет не меньше, если мы не изменим подходов. Слушайте, а нам не дешевле будет развалить там всё до камешка, а потом отстроить заново? Тем более что нормальные экономики на таких грандиозных стройках ещё и зарабатывать умудряются...

Самое же главное, что мы должны вынести из этого кризиса, заключается даже не в цифрах. Самое главное – понять, наконец, что именно жирная, ухоженная, складно говорящая и сладко улыбающаяся Европа и есть наш самый главный и самый страшный геополитический противник. И именно она, с милой улыбочкой передвигающая межу в сторону нашего огорода, должна стать объектом нашего противодействия. В идеале – противодействия летального.

Да, господа-товарищи, нам не так страшны американцы, потому что без своей евроколонии они имеют с нами слишком мало точек соприкосновения. Нам будет не то чтобы совсем не о чем спорить, но уж точно будет не из-за чего готовиться друг друга уничтожить.

Нам не так страшны англичане, потому что если им будет некем манипулировать на континенте, они навечно останутся аутсайдерами, постепенно исламизирующимися во имя Аллаха и права человека в шесть лет определить свою «гендерную принадлежность».

Но для нас страшен, просто чертовски страшен европейский «четвертый рейх», который является вечной альтернативой нашему собственному цивилизационному проекту. Так уж исторически сложилось, что он, в силу ряда причин, несколько привлекательнее того, что в данный момент можем предложить мы. Привлекательнее для обывателя, потребителя – но, будем справедливы, именно обыватель и потребитель решает исход выборов.

6

И все было бы не так страшно, если бы не две вещи. Первое – цветущий вид европейского проекта во многом обеспечен за счет высасывания соков из нашей собственной экономики. То, что мы сами строили такую систему экономического взаимодействия, формально снимает с них вину, но не меняет сути происходящего. Пусть уж они побудут столь же успешными без нас, хотя бы лет пятьдесят – и если им это удастся, у нас и правда появится основание считать его более успешным.

И второе – мы сами если и сможем стать участниками этого проекта, то лишь частями. Россия слишком велика для того, чтобы спокойно разместиться в европейском дворике. А значит, и дальше будут потуги расчленить наше государство, постепенно поглощая его кусок за куском. Скоро за заборчик ненавязчиво начнут приглашать Калининград. После свержения Лукашенко – Белоруссию. А там, глядишь, материализуется призрак «казачьей республики», которая вся поголовно хочет «кружевные трусики и в ЕС».

Скажете, это совершенно невозможно? Так пятьдесят лет назад такое казалось невозможным и в отношении Украины...

В общем, уважаемые читатели, я хочу подчеркнуть следующее: мы должны с величайшим восторгом принимать любой повод ввести очередные санкции против ЕС. А курс на сворачивание сотрудничества с этим политическим формированием должен стать определяющим и долгосрочным. И очень желательно, чтобы это было понято и принято уже сейчас, когда Европа находится в очень уязвимом отношении, а не через десять лет, когда они и правда того и гляди смогут найти какую-то альтернативу хотя бы нашим энергоносителям.

Возможно, это приведет к отрезвлению европейских элит, и у нас появится повод поговорить о новом витке сотрудничества. Но должно быть и понимание того, что таких льготных – просто-таки привилегированных – условий у ЕС не будет уже никогда.

7

И еще один аспект. Сиюминутный, но крайне важный. Господь свидетель, я очень осторожен в оценках возможного военного противостояния с НАТО и никогда не призывал просто взять и ввести войска на Украину по самую Одессу и Приднестровье. Однако все очевиднее, что нынешняя ситуация вокруг Новороссии должна разрешиться как можно скорее. И я уже не буду обосновывать, кому и что сейчас выгоднее.

Просто раньше у нас была надежда на то, что хунта не продержится у власти до весны, ситуация кардинально изменится без нашего прямого вмешательства и все «само образуется» при нашей моральной поддержке. Но сейчас уже понятно, что этот ужас может длиться без конца. А если что-то и может положить этому конец, то именно прямая и недвусмысленная угроза нашего милосердного вторжения.

И либо минские договоренности соблюдаются всеми сторонами, либо признание итогов референдума, далее – признание республик в качестве субъектов международного права, а затем их обращение за военной помощью, и потом – русские самолеты, бомбящие позиции украинской артиллерии на всей территории ДНР и ЛНР, и русские танки, входящие в Славянск и Краматорск.

И мир. И нормальная власть. И нормальные деньги. И работы по восстановлению республик. И русская армия с цветами на броне, стерегущая покой Донецка и на каждый выстрел с украинской стороны отвечающая так, что дрожат столы в студиях «Громадске».

Да, надо бы успеть до начала посевной...

И хоть завалите потом Украину оружием, инструкторами и наемниками – партизанить в Новороссии не получится, а вот в Киеве сколько угодно, мы не против.

И хоть десять раз отключите нас от «Свифта» – увы, сложности в проводке платежей не позволят Европе оплачивать русский газ, и «Северный поток», с грустной улыбкой на торжествующем лице, тоже придется отключить.

Украина есть не что иное, как раковая опухоль на теле русского народа. Именно так и не иначе нужно ее воспринимать. И если уж у нас не получилось победить эту опухоль консервативными методами – к сожалению, идейных канцерогенов туда поставляют слишком много – то можно начать оперативное. Пока частями. Но тут главное, чтобы рука не дрожала...

..............