Сел на Конька-Горбунка и поскакал

@ из личного архива

27 марта 2015, 10:55 Мнение

Сел на Конька-Горбунка и поскакал

Многие скептически относятся к smart из-за ложного чувства незащищенности. На самом деле этот автомобиль по краш-тестам находится на высших ступенях пьедестала.

Дмитрий Шутов Дмитрий Шутов

дизайнер, автомобильный эксперт

Этот автомобиль удостоен чести быть экспонатом музея современного искусства в Нью-Йорке. Он – единственное авто, которому разрешено парковаться в Риме перпендикулярно тротуару, а во многих странах его владельцы получают скидки на топливо и парковку.

Он тот, чье название звучит как аббревиатура от Swatch Mercedes Art, а попросту – smart (он такой кроха, что даже его название маркетологи решили писать с маленькой буквы).

Идея создания этого автомобиля принадлежит швейцарской часовой компании Swatch, которая, не имея собственных мощностей для производства, обратилась за помощью к концерну Daimler-Benz.

Так было создано совместное предприятие MCC (Micro Compact Car AG). Первый smart city-coupe был представлен публике в 1998 году во Франкфурте. В дальнейшем Swatch покинула этот проект, а MCC был переименован в Smart GmbH.

В Россию официально smart попал только в 2012 году, что совсем не удивительно, зная любовь россиян к большим автомобилям. И это при том, что в Москве уже четыре года как действовала программа стимулирования продаж микролитражных автомобилей, выражавшаяся в выдаче владельцам таких авто топливных карт на сумму в 24 000 рублей.

По размерам smart fortwo действительно кроха – длина/ширина/высота автомобиля составляют 2695/1559/1565 мм соответственно при массе в 750 кг. Но в салоне будет тесно, только если ваш собственный вес далеко за... да и то при условии, что рядом будет другой пассажир.

Положение кресел хоть и не регулируется по высоте, но двигаются они достаточно далеко от передней панели, к тому же панорамная крыша находится высоко, и макушка высоких пассажиров не будет в нее упираться. Кстати, рекорд, зафиксированный Книгой рекордов Гиннесса, – 19 девушек в салоне smart fortwo.

При скромных внешних габаритах в автомобиле нашлось достаточно места для всякой электроники и систем безопасности. Тут и фронтальные подушки, и система ESP, а также кондиционер, бортовой компьютер с камерой заднего вида и акустическая система с сабвуфером.

На наш рынок smart поставляется с трехцилиндровыми турбированными бензиновыми двигателями в 71 и 84 лошадиную силу. Но самым интересным будет smart в исполнении BRABUS со 102-сильным силовым агрегатом, агрегатированным с роботизированной коробкой передач. К смартовскому роботу необходимо какое-то время привыкать.

Если «гладить» ногой педаль акселератора, то его поведение не будет чем-то отличаться от обычных автоматических коробок – переключение передач достаточно незаметное и разгон комфортный.

Но вот при активной манере вождения для переключения передач необходимо сбрасывать обороты, иначе дерганий автомобиля не избежать – почти как в обычной механике, только у smart отсутствует педаль сцепления.

Разгон до сотни составляет 9,3 секунды – неплохо для такой малютки. Ширина в полтора метра не дает возможности двигаться между рядами машин как мотоциклам, но короткая колесная база позволяет мгновенно маневрировать в потоке, встраиваясь практически между любыми соседними автомобилями. В результате обычный путь по пробкам из дома в офис у нас сократился по времени примерно процентов на 20.

Расход топлива в самый разгар пробок составил 13–15 литров, но средний за весь путь был уже в пределах 6–7 литров на сотню. И, конечно же, габариты позволили парковаться в центре города там, где обычный автомобиль встать не мог, экономя тем самым на ежедневной парковке.

Но не все так замечательно, как хотелось бы. Та же короткая база и жесткая подвеска – уже минус на больших скоростях. На неровностях и при сильных порывах ветра автомобиль подбрасывает так, что невольно вспоминается известная сказка Ершова: «сел Иванушка-дурачок на Конька-Горбунка и поскакал...». Особенно сильно smart взбрыкивает при преодолении лежачих полицейских.

Увеличение мощности двигателя привело к усилению тормозной системы. Малейшее нажатие на педаль тормоза приводит к чувствительному клевку носом. Зато активная работа акселератором при разгоне дает ощущение, что ваш автомобиль становится на задние колеса. Недаром его окрестили «бешеной табуреткой».

Многие скептически относятся к smart из-за ложного чувства незащищенности. На самом деле этот автомобиль по краш-тестам находится на высших ступенях пьедестала.

Его каркас жесткости сделан по принципу болидов «Формулы-1», защищая пассажиров со всех сторон. Наши люди привыкли измерять безопасность автомобиля по моменту столкновения с КамАЗом, но smart скорее отлетит в сторону при таком ударе, нежели окажется под колесами самосвала.

Smart создан только для города, за его пределами он выглядит как инородное тело. Немного смущает цена: стартовый ценник составляет 690 000 рублей, а smart BRABUS дилеры продают уже от 1 100 000 рублей. Ведь такой автомобиль должен быть не единственным в семье – для загородных поездок необходимо что-то покрупнее.

..............