Наше общество получило долгоиграющий удар

@ instagram.com/hindutime

2 марта 2015, 15:34 Мнение

Наше общество получило долгоиграющий удар

Убийство Бориса Немцова предсказуемо утонуло в волнах информационного шума. За последние сутки мы услышали много новых и интересных подробностей из биографии этого, безусловно, талантливого политического деятеля своей эпохи.

Ярослав Игнатовский

генеральный директор аналитического центра PolitGeneration

Думается, что, был бы Борис Ефимович сейчас жив, наверняка проронил бы скупую мужскую слезу, оценив те проводы, что устроили ему как федеральные СМИ, так и фейсбучно-твиттерное сообщество.

Задача «информационного шума» – отвлечь общественность от того, кто и зачем убил Немцова

Телеграмма президента матери, слова премьера об «одном из самых талантливых политиков своего времени», ритуальные проводы Зюганова с Жириновским в программе Владимира Соловьева.

То, что «непримиримый» с виду оппозиционер фактически оставался частью скрытого провластного истеблишмента, обеспечивая управляемый протест», гарантировало ему подобное прощание.

Версию о том, что Немцова убили по личному приказу Путина, рассматривать смысла нет. Если посмотреть на ситуацию объективно, то она не выдерживает никакой критики. В условиях информационной войны любому мало-мальски думающему человеку понятно, что трогать малопопулярного, не представлявшего никакой опасности политика (фактически общественного деятеля), живущего на грантовую «пенсию», себе дороже.

Ее, конечно, будут обсуждать те, кто сегодня сознательно или несознательно участвует в информационной войне против российского государства, да и, возможно, некоторая часть общественности, ставшей, как сегодня принято говорить, «жертвами манипуляции СМИ».

#{image=875678}Очевидно, что эта версия, как и сказанные незадолго до убийства слова самой жертвы о том, что Путин якобы «может его убить», будет сегодня активно тиражироваться на Западе и Украине в качестве весомого аргумента как против Путина лично, так и против России в целом.

Называться «актом политического террора» и в итоге сводиться к тому, что «кровавый режим» должен быть уничтожен. Это послужит поводом для новых санкций против России и нового витка обострения отношений с Западом.

Учитывая время, место и обстоятельство гибели оппозиционера, становится очевидно, что президент России является объектом сообщения в виде убийства Немцова, которое было адресовано ему лично. Будем надеяться, что этот ребус он уже разгадал. В условиях сегодняшних рисков сделать это просто необходимо.

Версии о бытовом характере преступления нужно отмести. Слишком хорошо продуманным и вызывающим выглядит убийство для тех, кто собрался отомстить герою амурных похождений Борису.

Версии о «Шарли Эбдо» и бизнес-разборках также выглядят малоправдоподобно и появились, скорее всего, для того, чтобы немного успокоить разгоряченную общественность.

Если серьезно и вдумчиво проанализировать текущую ситуацию, остаются версии о причастности к убийству украинских/американских спецслужб, «распоясавшихся» антимайдановцев/ополченцев/ура-патриотов/националистов и внутриэлитных разборок.

Версия об убийстве Немцова иностранными спецслужбами выглядит основной для предъявления массам властью. Она соответствует сегодняшним антизападным настроениям и подходит для массового обсуждения.

Скорее всего, через какое-то время вы сможете услышать ее в различных подробностях в вагонах метро, электричке или маршрутке.

Издержкой здесь является то, что в этой версии будет обеспечен удар по силовикам, которые «круглосуточно прослушивали, просматривали, следили по периметру» за жертвой, но в итоге прошляпили убийц на самом видном месте, под прицелом множества камер наблюдения, полицейских машин и сотрудников ФСО. То, что Немцов был под колпаком, неоспоримый факт, о чем свидетельствует хотя бы та «прослушка», которая была «слита» в Сеть пару лет назад.

Можно, конечно, поверить в это и списать на традиционное национальное разгильдяйство. Но... не в этом месте, не в это время. Сакрален Кремль, а не жертва. Как прозвучало в эфире Первого канала: «Нарочито показательный расстрел на фоне кремлевских стен».

Если выяснится, что это сделали СБУ или ЦРУ, это станет плевком в лицо российским спецслужбам. И неизбежно поставит вопрос о «внутреннем предательстве».

Версия о распоясавшихся ура-патриотах/националистах, запущенная Доренко и подхваченная в соцсетях, скорее всего, будет главной в фейсбучном сообществе. Об этом будут говорить умеренные либералы, левые, разные «нацдемболы», вполне возможно, шушукаться недавние соратники Немцова между собой. Для этого имеется несколько причин.

Во-первых, уже сегодня в этих рядах серьезное отторжение вызывает проект «Антимайдан». Как, кстати, и среди умеренных патриотов, в частности пророссийского общественника из Эстонии Дмитрия Линтера, заявившего в своем «Фейсбуке» следующее: «Понимая, какие игры идут, именно поэтому я говорил Старикову, что «Антимайдан» – не очень умная вещь.

Нас раскачивают для массовых выходов на улицу. Будут еще сакральные жертвы. Запад ждать не хочет. Поэтому нас ждут интересные и кровавые времена». «Антимайдан» и дальше будут цеплять все кому не лень, ведь теперь в качестве мишени казенными патриотами выступает уже не молодежь, а взрослые дядьки. Нельзя также не отметить пассажи Анатолия Чубайса, Ирины Прохоровой и других про «эскалацию ксенофобии» и «спрос на ненависть в обществе». Усугубляться ситуация будет и версией о том, что в Москву едут вчерашние ополченцы, у которых на руках оружие и желание «поучить Путина патриотизму».

Все это, конечно, пока далеко от истины, но тем не менее вопрос о том, что ждет сегодня тех, кто еще вчера воевал с «фашиствующими захватчиками», а сегодня по тем или иным причинам вынужден покинуть территорию Новороссии, остается открытым.

Во-вторых, националисты. Как написал Глеб Павловский, «есть сакральные жертвы, а есть сакральные обвиняемые». Надо понимать, что всплеск патриотизма в условиях социально-экономической нестабильности может легко обернуться всплеском национализма. Повторятся новые Кондопоги, Пугачевы и Бирюлево. Подобных социальных взрывов власть допускать не имеет права. А значит, будет продолжать держать на коротком поводке всех правых, кто чуть перейдет черту умеренности.

В-третьих, эта версия может быть выгодна для того, чтобы немного охладить пыл патриотов-алармистов, «путинслилов», представителей «партии войны», которые окажутся под некоторым давлением своих более умеренных коллег. Что в сегодняшних условиях, когда взят курс на остановку горячей фазы противостояния с Украиной, для власти представляется важным.

Третья версия. Она заключается в идее о внутриэлитных разборках за влияние на президента между «капитулянтами», «ястребами» и «карьеристами». Эту идею озвучил Гавриил Попов в своей статье для «МК». На эту тему предлагаю порассуждать всем любителям конспирологии.

А пока давайте предоставим возможность аналитикам анализировать, прогнозистам прогнозировать, комментаторам комментировать и так далее. Пусть будет как есть. Наше общество получило очередной серьезный, долгоиграющий удар.

И, к сожалению, сегодня нет оснований полагать, что удар этот последний. Скорее наоборот. Напомню, что это убийство совершено в канун 20-летия убийства Владислава Листьева. А ведь были еще и Старовойтова, Хлебников, Буданов, Политковская…

«Сегодня в оппозиционном движении много людей, чья смерть обеспечит антигосударственному движению мощную рекламу. Я бы на месте, к примеру, Бориса Немцова постарался за несколько дней до выборов либо уехать за пределы России, либо попросить укрытия в одной из отечественных тюрем. Лучше пару дней провести за решеткой, чем оказаться в могиле…

Сегодня есть масса людей, которым тот же Немцов в мертвом виде гораздо полезнее, чем в живом…» – эти пророческие слова произнес Анатолий Вассерман ровно три года назад.

Сегодня можно констатировать только одно: масштаб сегодняшнего антигосударственного движения гораздо больше, чем те несколько тысяч собравшихся в первый день весны помянуть когда-то популярного, но давно вышедшего в тираж политика. А ставки существенно выше. Давайте помнить об этом. И надеяться на то, что власть все же предъявит обществу заказчиков убийства.

А пока давайте помолимся за убиенного раба Божьего Бориса. Или просто помянем. Это будет по-христиански.

..............