Упасть на колени и попросить у патрициев рукопожатности прощения

@ из личного архива

13 марта 2015, 18:00 Мнение

Упасть на колени и попросить у патрициев рукопожатности прощения

Сегодня на заседании верхушки «Гражданской платформы» московские патриции открыто заявили, что плевать хотели на пресловутую инициативу снизу и просто уходят – потому что плебс опять притащил с собой этот проклятый патриотизм.

Роман Романов

социолог

Если человек прогрессирует – за него стоит порадоваться. Сегодня есть повод порадоваться за Михаила Прохорова: если первую его партию просто отняли путем аппаратной интриги, то вторую он предлагает распустить сам.

Все снова превратилось в коммунальную склоку с измерением степеней рукопожимаемости, правильности лиц и взглядов

Если Михаил Прохоров будет достаточно настойчив, то еще через пять–восемь попыток партийного строительства у него может получиться работающий проект.

Пока же, судя по всему, «Ё-партию» ждет судьба «Ё-мобиля»: много громких заявлений на старте, сбор денег с одних и раздача денег другим – и финал в стиле комедий про мистера Бина.

Как иначе можно воспринять развал какой-никакой, но федеральной партии из-за «позиции по Андрею Макаревичу*»? Думал ли когда-нибудь сам Андрей Макаревич, что из-за него будут разваливаться партии? Кажется, именно по такому поводу в быту принято употреблять выражение «до мышей».

Но если серьезно, ситуация в «Гражданской платформе» лишний раз с яркостью демонстрирует некоторые характерные особенности т. н. либеральной интеллигенции:

1) Неспособность к созидательному действию.

2) Склонность понимать интересы России крайне специфическим образом.

3) Чрезвычайный элитизм, превращающийся временами в мегаломанию.

Для региональных отделений «Гражданской платформы» сложившаяся ситуация – испытание (Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

Для региональных отделений «Гражданской платформы» сложившаяся ситуация – испытание (фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

Посмотрим внимательнее. «Гражданская платформа» во многом создавалась – по крайней мере в федеральной части – как партия конструктивной либеральной интеллигенции, выступающей с условной «умеренной критикой справа».

К сожалению, выяснилось, что, когда не нужно никого травить, ни на кого нападать, создавать группы, объединенные ненавистью и презрением к «этому народу» и «этой стране» – а нужно скучно заниматься партийным строительством, либеральная интеллигенция оказалась недееспособной.

Все снова превратилось в коммунальную склоку с измерением степеней рукопожимаемости, правильности лиц и взглядов – а потом развалилось. Тут даже домохозяйка воскликнет: и эти люди претендовали на то, чтобы (хотя бы потенциально) управлять страной?

В чем же состоит пресловутый идеологический конфликт имени Макаревича? А состоит он в том, что часть региональных отделений «Гражданской платформы» не приняла позиции певца по «украинскому вопросу» и потребовала его исключить.

Людям в регионах показалось, что выступать с концертами перед отрядами украинских карателей, желать России проигрыша в международных конфликтах, призывать отдать Крым – это уже слишком.

Но сегодня выяснилось, что т. н. приличные люди в Москве занимают другую позицию. У «приличных людей» теперь можно поднимать украинский флаг, желать отторгнуть территории, выступать за свободу Надежды Савченко и прочее подобное. И обосновывается все это тоже интересами России – такая вот экзотическая позиция, и если кто в регионах не хочет с ней соглашаться, это его проблемы.

И здесь мы сталкиваемся с тем самым радикальным элитизмом либерального бомонда, который уже многие годы отталкивает от оппозиционных партий массового избирателя. Московская либеральная тусовка чрезвычайно дорожит высоким градусом рукопожатности, озабочена «правильностью лиц» и чистотой взглядов.

Мы все это слышали две недели назад, когда после чудовищного убийства Бориса Немцова целая плеяда либеральных спикеров (не будем сейчас называть их фамилии – кто захочет, найдет) дружно выступила с серией обвинений в адрес «этой страны» и «этого народа» – т. е. России и большинства проживающего в ней населения.

Обвинения эти были выдержаны в строго элитистском, а иногда даже и расистском ключе – как будто по одной методичке написаны. Мы услышали, что есть «разные биологические виды», что есть люди (это либеральные оппозиционеры) и безумная бессмысленная протоплазма (это все остальные), что страна раскололась на людей с «правильными лицами» и «неправильными лицами» – и много еще подобного, перечислять такие аргументы подробно не хочется, поскольку очень уж мерзко.

Сегодня на заседании верхушки «Гражданской платформы» до открытого расизма не дошло, но московский комитет «больших денег и высокой рукопожатности» поставил зарвавшихся плебеев из регионов на место.

Патриции открыто заявили, что плевать хотели на пресловутую инициативу снизу и просто уходят – потому что плебс опять притащил с собой этот проклятый патриотизм. Вот Андрей Пивоваров, лидер петербургского «РПР-Парнас», комментирует у себя в «Твиттере» (здесь и здесь):

«Красиво выйти из партии и предложить ее ликвидировать – это, конечно, хорошо, но как быть с членами, особенно в регионах? Партия – не бизнес. Люди вступали в ГП, верили в идеи, обещания. Многие шли во фронду к власти – а им сегодня: «расходимся», не хотим бороться – все свободны».

По сути дела, сегодня федеральное руководство «Гражданской платформы», ее основатели, лидеры и авторитеты предали своих региональных сторонников и бросили их. Вероятно, патриции из комитета «больших денег и высокой приличности» решили, что региональная массовка никуда не денется и все равно побежит за теми, у кого деньги и авторитет.

И это урок – вот настоящие взгляды либерального бомонда: компанейщина, украинство, презрение к людям. Они говорят, что будут создавать новую партию. Стоит назвать ее «партия презрения». Нам кажется, что они презирают только пресловутые 84% – но сегодня мы видим, что либеральные генералы точно так же презирают собственных сторонников «из простых».

Для региональных же отделений «Гражданской платформы» сложившаяся ситуация – испытание. Либо упасть на колени и попросить у патрициев рукопожатности прощения, доказав тем самым собственную плебейскую сущность, либо навсегда забыть их имена и отказаться от сотрудничества. Вот это и была бы на самом деле «революция достоинства».

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............