«Украинизация» Казахстана обрушит систему коллективной безопасности в регионе
7 декабря 2015, 07:58 Мнение

«Украинизация» Казахстана обрушит систему коллективной безопасности в регионе

Вопрос сохранения стабильности в Казахстане – далеко не праздный, и ситуация в стране крайне далека от идиллической. «Украинизация» Казахстана обрушит всю систему коллективной безопасности в Центральной Азии.

Святослав Голиков Святослав Голиков

ополченец Новороссии

В мои планы не входит нагнетать психоз и сеять панику. Напротив, свою задачу я вижу в том, чтобы добавить свой голос к тем здравым голосам специалистов и просто неравнодушных людей, которые осознают существующие для Казахстана угрозы и прилагают усилия к тому, чтобы дать на них адекватный ответ.

Эксперты в Казахстане считают, что действия России создают для Астаны угрозу

Лучше говорить об этом сейчас, пока ситуация под контролем, чем бить в набат, когда, не дай Бог, мы получим новую «Украину» в Центральной Азии.

Наличие серьезных факторов потенциальной нестабильности в относительно спокойном сейчас Казахстане – это, к сожалению, медицинский факт. Эти факторы подобны минам замедленного действия, которые могут быть активированы в нужный момент нашими вездесущими «партнерами», либо сработать самопроизвольно, а «партнеры» подключатся уже по ходу пьесы. Сработать эти мины могут как по отдельности, так и все сразу.

Наиболее очевидный фактор нестабильности – это четко обозначившаяся проблема транзита власти, которая встанет перед республикой в самом ближайшем будущем, и угроза здесь очевидна. В случае отсутствия консенсуса среди казахстанских элит относительно преемника президента Назарбаева ситуация может быть чревата жесткой межклановой борьбой.

В этом случае будет хорошо, если все закончится выяснением отношений в высших эшелонах власти, а не выльется в гражданское противостояние, в ходе которого кто-то станет искать поддержки силовых структур, а кто-то, напротив, будет задействовать деструктивные элементы казахстанского общества – крайних националистов и, не исключено, религиозных экстремистов.

Кроме того, на процесс борьбы за власть обязательно постараются повлиять наши замечательные «партнеры», а какие средства они используют и к чему в конечном итоге это может привести, хорошо видно на примере Украины.

Проблема религиозного экстремизма и, как следствие, терроризма в Казахстане стоит не настолько остро, как в России на Северном Кавказе или в других республиках Центральной Азии, однако эта проблема существует, причем возникла она не сегодня.

Радикальный исламизм проник в Казахстан еще в начале 1990-х годов, однако очень долгое время не встречал серьезного противодействия. За зачистку салафитского подполья власти взялись совсем недавно на фоне имевшей место в 2011–2012 годах в Казахстане серии терактов и вооруженных нападений на сотрудников сил правопорядка.

С тех пор угроза терроризма озвучена на самом высоком уровне, и органы национальной безопасности Казахстана активно работают по этому направлению. Тем не менее полностью зачистить салафитские структуры не удается, а с проникновением в Казахстан миссионеров и вербовщиков ИГИЛ* ситуация снова стала осложняться.

При этом накаляется обстановка и в других республиках Центральной Азии, где исламистские группировки чувствуют себя намного увереннее, а это угрожает Казахстану импортом «джихада».

С момента возникновения Республики Казахстан президент Назарбаев последовательно вел политику обеспечения межнационального мира и согласия, поэтому крайних националистов держали на коротком поводке.

Однако с началом «русской весны» в Крыму и на Юго-Востоке Украины власти Казахстана всерьез озаботились возможностью повторения «крымского сценария» в северных областях республики с местами компактного проживания русскоязычного населения.

Это дало козыри в руки радикальным националистам, которые установили прямые контакты с украинскими нацистами и активизировали пропагандистскую работу.

При этом как официальная позиция властей Казахстана, так и широко транслируемое мнение ряда казахстанских политологов, не поддержавших позицию России в событиях на Украине и нашу антитеррористическую операцию в Сирии, безусловно, играет на руку крайним националистам и отталкивает от себя русскоязычное население республики, что может, таким образом, вызвать серьезный раскол в обществе.

Не последнюю роль в дестабилизации может сыграть и социально-экономическая ситуация в республике. Колоссальный разрыв в доходах между верхними и нижними слоями казахстанского общества усугубляется на сегодняшний день экономическим кризисом с очень сильной девальвацией национальной валюты.

Очевидно, что как в религиозный экстремизм, так и в национализм уходят люди из разных слоев общества, в том числе и вполне обеспеченные, но люди обездоленные представляют собой очень хороший материал для вербовки, из которого можно делать основную массу «пехоты».

Кто-то пойдет сражаться за «халифат», обещающий социальную справедливость, кто-то встанет на тропу войны с «русскими оккупантами», которые во всем виноваты, а кто-то будет рад выйти на площадь с протестом против власти, олигархов и коррупции (поначалу, возможно, мирным, а потом уже как пойдет), потому что на площади кормят и дают денежку. Обнищавших людей очень легко поднять и повести за собой под любыми лозунгами, а там уже и «печеньки от госпожи Нуланд» подоспеют.

Ситуация усугубляется одной очень интересной тенденцией. После начала нашей антитеррористической операции в Сирии в казахстанском экспертном сообществе стала активно муссироваться идея о желательности выхода Казахстана из ОДКБ под тем предлогом, что действия России создают для Казахстана угрозу быть втянутым в войну и оказаться мишенью для террористов.

На фоне этой информационной кампании в ноябре по различным регионам республики пошла волна сообщений в WhatsApp о готовящихся в Казахстане терактах.

Волна была подхвачена пользователями соцсетей и покатилась так, что МВД Казахстана было вынуждено сделать официальное заявление с опровержением панических слухов и приступило к поиску распространителей этих сообщений.

Что характерно, подготовка этих самых терактов мотивировалась в сообщениях следующим образом: «в связи с действиями России в Сирии». Что это? Просто совпадение или элемент психологической обработки населения?

Для высших эшелонов власти – мнения экспертов-политологов, для широких масс – такое вот незамысловатое внушение, что это Россия, мол, виновата. Я могу ошибаться, но создается впечатление, что это – хорошо продуманная кампания, направленная на разрыв союзнических отношений между Россией и Казахстаном и раскол ОДКБ в очень непростой исторический момент.

Так что вопрос сохранения стабильности в Казахстане – далеко не праздный, и ситуация, с учетом внутренних и внешних угроз, крайне далека от идиллической. «Украинизация» Казахстана обрушит всю систему коллективной безопасности в Центральной Азии, не говоря уже о гуманитарных аспектах такого варианта развития событий.

Перспективу наихудшего сценария исключать нельзя, поэтому работать над предотвращением такого сценария надо уже сейчас, не дожидаясь пробуждения жареного петуха, чтобы не получилось как с Украиной – отродясь такого не было, и вот опять... Остается надеяться, что в Москве и Астане это понимают.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

..............