Врага лучше искать не за морями

@ из личного архива

18 декабря 2015, 10:16 Мнение

Врага лучше искать не за морями

Сегодня так недостает хороших прокуроров, которые знают больше, чем дежурную фразу «доводы следователя законны и обоснованны». Поэтому народный гнев легко обратился против генпрокурора, которого ФБК* прямо и не обвинил.

Все никак не утихнет скандал, поднятый вокруг российского генерального прокурора. В массы сознательно вбрасывается последовательная схема-лозунг «Чайка = рейдерство = коррупция = Цапки».

Ну, что сказать...

В ФБК понимают, что сроки давности по многим описанным событиям истекли, а по другим, кроме эмоций, ничего нет

Ребята умеют пользоваться интернетом, способны создать презентацию с яркими картинками и нагнать жути на неискушенных граждан. Это факт. На первый взгляд все красиво и ровно – гнев растет, часть нации требует правды и расправы.

***

Фонд борьбы с коррупцией** (ФБК*), учрежденный Алексеем Навальным, с претензией на сенсацию заявил: сыновья генпрокурора купили отель с кем-то из бывших прокурорских жен, а уже эта дама якобы имела вскладчину долю с женой Цапка. Один из нерадивых отпрысков Юрия Чайки якобы стоит таинственной тенью за самоубийством директора Верхнеленского пароходства. У обоих сыновей жилье за рубежом и много другого имущества. А еще подряды. А еще соль. А еще, а еще...

Не стану вдаваться в конспирологическую подоплеку всего происходящего (в мае 2016-го истекают полномочия генпрокурора), хотя фигура Юрия Чайки предполагает исключительно политический аспект разбирательства. В этой ситуации правильнее анализировать соответствие чьих-то действий праву, коли изначально ФБК** поднимается вопрос законности.

Как я рассказывал в одной из предыдущих публикаций, существует несколько видов уголовного преследования. Фонд недвусмысленно обвиняет ряд лиц (и не только сыновей генпрокурора) в преступлениях, большая часть из которых – дела публичного обвинения. Размещение информации об этих деяниях в СМИ является самостоятельным поводом для проведения процессуальных (доследственных) проверок.

ФБК позиционирует себя как общественную организацию, поэтому никто не запрещал его представителю подать отдельное заявление о преступлении и требовать возбуждения уголовного дела, так как, по логике фонда, грубо нарушены публичные интересы.

Этого сделано не было, и, вероятно, не потому, что фонд не верит в справедливое разбирательство.

Просто в ФБК понимают, что сроки давности по многим описанным событиям истекли, а по другим, кроме эмоций, ничего нет. Понятно, что массам инспирируется новый повод для протеста и возмущения, но Навальный, выступая с очередным громким заявлением, просто обязан был действовать последовательно, то есть по закону. Роль главного оппозиционера обязывает. Иначе в его положении нельзя – ведь часть страны не считает Алексея порядочным.

***

14 декабря генеральный прокурор выступил с заявлением, что всю эту историю «заказал и оплатил» Уильям Браудер. По прочтении данного текста у меня сложилось впечатление, что тот, кто готовил для Юрия Яковлевича эти тезисы, очень сильно его подставил. Во-первых, тон письма; во-вторых, версия защиты, не выдерживающая критики по своей наивности.

Чайка упоминает, что обличители его сыновей – судимые люди, а значит, веры им нет. Именно этот довод лично у меня вызвал наибольшее непонимание. Зная не понаслышке уровень справедливости и объективности приговоров, вынесенных российскими судами, видя, как и какое обвинение поддерживают прокуроры, я склоняюсь не верить примерно 20–30% всех судебных актов.

Пусть Навальный судим, но значит ли это, что ему нельзя верить? Другой вопрос, что доверие надо заслужить. Однако судимость как мерило добродетели тут вообще неуместна, и употреблять этот аргумент в публичном споре, на мой взгляд, несколько не этично.

Апелляция генпрокурора к тому, что Браудер «использовал по максимуму смерть Магнитского», тоже не выдерживает критики: та история лишь оголила реально существующую проблему тотальной вакханалии с мерами пресечения по уголовным делам и условиями содержания арестантов под стражей в России. Если бы Магнитский не умер и если бы он был фигурантом менее громкого дела, то пресса не взяла бы эту тему в ротацию.

Между тем к сегодняшнему дню все вернулось на круги своя: суды пачками арестовывают и продлевают стражу, а СИЗО опять переполнены. И вовсе не Браудер испортил репутацию России, рассказав всему миру про ужасы нашего уголовного процесса! Магнитского не агенты ЦРУ и детективы ФБР «закрыли»...

Далее Юрий Чайка говорит о том, что глобальная цель недоброжелателей – скомпрометировать его самого, региональных прокуроров, вновь заявить о России как о партнере, с которым лучше не иметь дело.

Нет, Юрий Яковлевич, опять же не Браудер со своими кураторами этого добились ...

Мне кажется, что именно региональные руководители правоохранительных структур и судов, особенно в центрах оживленной экономической деятельности, в первую очередь повинны в том, что нашу страну инвесторы обходят стороной. Территория, где предпринимателей как класс разоряют и сажают силами «органов», обречена. Не американцы учат российских судей поощрять и «засиливать» нарушения полицейских и следователей, укрепляя их веру в собственную непогрешимость.

Вот если бы в 2007 году, после вывода следствия из прокуратуры, с обретением ею статуса исключительно надзорного органа, Юрий Яковлевич переформатировал бы нижестоящих прокуроров на новый ритм работы!

Если бы они, получив независимость, чаще возражали бы против арестов не только по громким делам, чаще отказывались бы от обвинения, активнее пресекали бы нарушения со стороны следствия и субъектов ОРД! Никто бы и думать плохо о прокуратуре не посмел, какую бы грязь на ее главу ни выливали – от такого мундира все отскакивало бы.

Но имеем, что есть.

Сегодня так недостает хороших прокуроров, которые знают больше, чем дежурную фразу «доводы следователя (суда первой инстанции) законны и обоснованны, против удовлетворения жалобы защиты возражаю». Именно поэтому народный гнев столь легко обратился против генерального прокурора, которого как раз ФБК ни в чем прямо и не обвинил. Потому что нет доверия к системе, а последний – ее олицетворение.

Именно со скорой перезагрузки стандартов работы надзорного ведомства нужно будет начать следующему генеральному прокурору, либо, если Юрий Яковлевич останется в должности, нынешнему. Прокуратуре стоит вернуть народное уважение.

***

Высших должностных лиц России окружение часто сознательно держит в неведении относительно происходящего «на земле», и генпрокурор, думаю, тут не исключение.

Кто-то выдал ему версию, что в сливе компромата виноват Браудер. Он согласился и заявил об этом публично, а лучше бы промолчал, нежели давал новые поводы для нападок. Врага, полагаю, генпрокурору лучше искать не за морями – сегодня в тренде пятая колонна.

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

** Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента

..............