Нам следует готовиться к «жесткой посадке»

@ vk.com/id7500050

26 января 2015, 11:11 Мнение

Нам следует готовиться к «жесткой посадке»

Правительство понимает, что нынешний кризис – это надолго и нужно что-то делать. Именно по этой причине в Давосе первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов выступил с рядом симптоматичных заявлений.

Илья Ухов Илья Ухов

политолог

Международный экономический форум в Давосе, который еще недавно был главным экономическим и политическим событием начала года, на фоне украинских событий и общего роста градуса противостояния между Россией и Западом в повестке дня мировых СМИ отошел на второй план.

Судя по действиям ЦБ и Минфина, «жесткая посадка» случилась бы и без санкций

А зря – Давос и «люди Давоса», в терминах Самюэля Хантингтона, были и остаются вершителями мировых судеб, являясь средоточием либеральной парадигмы мирового развития и задавая внутриполитическую повестку во всех странах, включенных в глобальную рыночную экономику.

До сих пор многие политические и бизнес-группировки, особенно в финансово-экономическом блоке правительства России, продолжают ориентироваться на Запад и, по сути, способствуют сохраняющейся привязке государственных финансов и макроэкономики к зарубежным центрам силы.

Одним из зримых проявлений такого рода привязки уже давно стало нежелание (а может неспособность?) либералов в экономическом блоке кабмина заниматься реальной экономикой, понимать ее нужды и ставить на первое место интересы занятости, развития регионов и более справедливого распределения общественного пирога.

Правительство понимает, что нынешний кризис – это надолго и нужно что-то делать. Именно по этой причине в Давосе первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, ответственный за экономический блок, выступил с рядом симптоматичных заявлений относительно судеб отечественного реального сектора и уровня занятости, что, вкупе с рядом шагов кабинета министров в экономической сфере, дает возможность сделать ряд выводов о грядущих в 2015 году бюджетно-финансовых пертурбациях. Однако давайте разбираться по порядку.

Во-первых, главный правительственный куратор экономики открытым текстом заявил о том, что будет расти безработица и людям нужно к этому готовиться. И это, конечно, правильно – готовиться нужно и должно, вот только проблемы безработицы во многом осложняются до сих пор несбалансированным распределением производительных сил по территории страны и тем, что невозможно в одночасье всех перепрофилировать из сферы промышленности (предполагается, что в ней кризисные явления будут выражены сильнее всего) в работников сферы услуг.

Приведу близкий мне пример из родного Волгограда. В городе закрывается одно из крупнейших химических предприятий «Химпром». Закрывает его, кстати, госкорпорация «Ростехнологии» – и на улице оказываются в одночасье 4500 рабочих и служащих этого завода: основная волна увольнений пойдет уже с конца января.

Банкротят и сокращают рабочих потому, что не хотят платить перед энергетиками кредитные задолженности, которые составляют порядка десяти миллиардов рублей. И куда прикажете идти 4,5 тысячам химиков в городе со стагнирующей экономикой и социальной сферой? Все должны переквалифицироваться в продавцы и консультанты по продажам?

Во-вторых, господин Шувалов в своем интервью жалуется на то, что выводы из кризиса 2008–2009 годов не были сделаны. Дословно: «...беда для российской экономики в том, что модернизационная повестка, которая появилась благодаря кризису 2008–2009 года, была быстро размыта и заменена с возрастанием цены на нефть».

Ну, нормальное такое заявление, вполне можно согласиться – вот только если бы звучало оно из уст какого-нибудь профессора экономики из «Вышки» или «Плешки». Но говорит-то это нам первый вице-премьер, курирующий в правительстве всю экономику.

Спрашивается – а что же делал экономический блок правительства все эти годы, почему жалуются на конъюнктуру и пророчат безработицу, словно кисейные барышни из института благородных девиц? Это обвинение по сути самим себе.

В-третьих, Игорь Шувалов неоднократно подчеркивал, что экономике нужно готовиться к «жесткой посадке». Судя по действиям ЦБ и Минфина, «посадка» случилась бы и без санкций.

Достаточно почитать экономическую аналитику по ведущим отраслям реальной экономики, чтобы понять, что основным фактором, влияющим на спад производства внутри страны, является крайне жесткая монетарная политика Центробанка, зажимающего денежную массу и поднявшего стоимость кредита до непомерных величин – до границ рентабельности большинства несырьевых производств.

ЦБ говорит о том, что так они «забарывают» инфляцию, однако, если отвлечься от методичек Всемирного банка и МВФ, то, помимо собственно монетарной инфляции, есть еще и инфляция издержек. Не будучи в состоянии получить кредит на нормальных условиях и будучи отрезанными от международных кредитных рынков, отечественные предприятия повышают стоимость продукции. Об этой ситуации еще в 1950-е годы говорил отец «немецкого экономического чуда» Людвиг Эрхардт: «Инфляция не закон развития, а дело рук дураков, управляющих государством».

Секрет же в том, что нужно срочно и безотлагательно приниматься за дело по исправлению навороченных либералами за годы квази-«реформ». Рецепт дал президент Путин, и называется он «ручным управлением». Этот термин крайне не любят либералы: он означает, что нужно из эмпирея макроэкономики и манипулирования финансами опускаться «на землю» и решать в оперативном режиме дела конкретных предприятий и конкретных отраслей.

У нас есть все предпосылки даже для экономического роста – крайне низкий уровень госдолга, накопленные золотовалютные резервы, которые необходимо направлять в инфраструктурные проекты с большим сопутствующим мультипликатором в смежных отраслях. Необходимо ослабить денежную политику ЦБ, дать промышленности дешевый кредит, ввести, наконец, правило продажи части валютной выручки.

Рассматривая вопрос о принятии соответствующего законодательства, позволяющего вводить ограничения на норму прибыли для предприятий и организаций розничной торговли, ограничивая наценку, возможно предусмотреть наказания за нарушения в сфере картельных сговоров в рамках Уголовного кодекса.

Можно и нужно посоветоваться с профильными институтами Академии наук, привлечь промышленников из реального сектора. А не заворачиваться в простыню и ползти на кладбище под лозунгами «Рус, сдавайся!», как предлагают либералы.

..............