Для Звягинцева наступил «час икс»

@ из личного архива

19 января 2015, 12:46 Мнение

Для Звягинцева наступил «час икс»

«События в моем фильме происходят в России, но это не означает того, что все русские пьют, все мэры – бандиты, а в стране нет закона», – примерно такую речь должен произнести режиссер «Левиафана» в случае получения «Оскара».

Антон Хащенко

политический аналитик, публицист

22 февраля 2015 года, Лос-Анджелес:

Проблема в том, что «Левиафан» представлял Россию на престижных премиях, включая «Оскар-2015», в условиях противостояния, в которое сегодня оказались втянуты наши страны

«Я хочу поблагодарить всех, кто был причастен к победе «Левиафана» – съемочную группу, актеров, а также тех, кто проголосовал за фильм, кто верил в нас и кто профинансировал нашу работу.

В моей родной стране «Левиафан» вызвал немало споров и критики, причины которой мне понятны – проблема не в самом фильме или теме, которую он раскрывает. Проблема в том, что он представлял Россию на престижных премиях, включая «Оскар-2015», в условиях противостояния, в которое сегодня оказались втянуты наши страны.

И у неискушенного западного зрителя может сложиться впечатление, что вся Россия целиком и полностью такая, какой показана в «Левиафане». Конечно же, это не так.

Мы рассказали историю, которая абсолютно универсальна для всего мира – о столкновении маленького человека с бездушной и равнодушной системой, механистичным орудием подавления индивидуального в человеке. И я хочу напомнить, что идея создания фильма возникла после рассказанной мне истории о Марвине Джоне Химейере из Колорадо, у которого цементный завод решил выкупить его мастерскую – место его обитания.

К победе нужно быть готовым. И, прежде всего, самому Звягинцеву (Фото: Paul Buck/EPA/ТАСС)

К победе нужно быть готовым. И, прежде всего, самому Звягинцеву (Фото: Paul Buck/EPA/ТАСС)

Марвин не шел ни на какие соглашения, и тогда завод попросту огородил его забором. Тогда, отчаявшись, он взял бульдозер, буквально запаял в нем себя заживо броней, снес все заводские здания и покончил с собой. Мне даже было странно, что такой сюжет, как в Колорадо, еще не использовали в кино.

События в моем фильме происходят в России, но это не означает того, что все русские пьют, все мэры – бандиты, а в стране вообще нет закона. Ровно так же, как и реальная история, произошедшая в Колорадо, не позволяет говорить о том, что США – страна беззакония и подавления властью любого неудобного гражданина...».

***

Примерно такую речь должен произнести режиссер «Левиафана» Андрей Звягинцев в случае получения «Оскара» (со сцены или на «камеру для спасибо» – не суть), если не хочет, чтобы эта победа стала поводом для корпоративной радости лишь очень маленькой и обозленной группы наших сограждан, обожающей любую «чернуху» про собственную страну.

Если не хочет, чтобы его картина была использована в качестве антироссийской пропаганды.

Причем, сказав это, Звягинцеву не придется переступать через себя или врать – и об универсальности показанной истории, и о Колорадо, и об излишней политизированности оценок говорил он сам, хотя и в разных интервью, и с разными акцентами. Зато в глазах большинства россиян он будет выглядеть порядочным человеком.

Почему же я так уверенно пишу о победе «Левиафана» на «Оскаре»?

Потому что, с большой долей вероятности, так и случится, учитывая наблюдающееся сегодня информационное противостояние между Западом и Россией, а соответственно, и попадание фильма в конъюнктуру. Если хотите, то уж очень он для западной аудитории «на злобу дня».

Поэтому и к этой победе нужно быть готовым. И, прежде всего, самому Звягинцеву. Ибо для него это «час икс».

..............