На смерть Шеварднадзе

@ из личного архива

7 июля 2014, 18:18 Мнение

На смерть Шеварднадзе

Если Михаил Саакашвили хоть в чем-то в этой жизни прав, так это в том, что о месте Шеварднадзе в истории придется спорить еще долго. События начала 90-х в Грузии напоминают происходящее сегодня на Украине.

Антон Крылов Антон Крылов

журналист

Эдуард Амвросиевич Шеварднадзе прожил долгую жизнь. Если бы столько же лет выпало Иосифу Виссарионовичу Сталину, то он скончался бы в 1966 году. Как в этом случае изменилась бы судьба Советского Союза – Бог весть.

Шеварднадзе стал первой жертвой «цветной революции» на постсоветском пространстве

Сложно сказать, как бы мы жили сейчас, если бы в 1985 году генеральным секретарем ЦК КПСС стал не Михаил Сергеевич Горбачев, а кто-то другой.

Но что произошло, то произошло – в марте 1985 года молодой, практически юный на фоне других членов Политбюро Михаил Горбачев стал главным человеком в СССР, а уже в июле ушел в отставку Андрей Громыко, работавший главой МИДа с 1957 года.

На его место пришел Шеварднадзе, до этого на дипломатическом поприще никак не отметившийся. Его предшествующая биография вообще никак не связана с международными отношениями.

В 1957–1961 годах Шеварднадзе работал первым секретарем грузинского комсомола (именно тогда он познакомился с Горбачевым). С 1965 по 1972-й был сперва министром охраны общественного порядка, а затем главой грузинского МВД. С 1972 по 1985-й являлся первым секретарем ЦК компартии Грузии, то есть фактически первым человеком республики.

Не будет большим преувеличением сказать, что Шеварднадзе правил Грузией с 1972 по 2003 год с семилетним перерывом. Но даже во время этого перерыва влияние Шеварднадзе на происходившее в республике было весьма значительным. Недаром именно его пригласили возглавить разваливавшуюся на части страну после бегства первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдии.

Вернемся к периоду, когда Шеварднадзе руководил советской дипломатией. В первые годы между ним и Горбачевым не было никаких противоречий. Шеварднадзе ездил по миру, читал лекции, говорил о разрядке и разоружении, общался со студентами и миллиардерами, словом, вел себя именно так, как и должен себя вести глава МИД страны, желающей кардинально изменить свой имидж в мире.

В конце 80-х противоречия между Горбачевым и теми его соратниками, с которыми вместе он пришел к власти в 1985-м, стали нарастать, центробежные тенденции в СССР не замечал разве что слепой, начались кровавые столкновения на окраинах страны.

(фото: Reuters)

(фото: Reuters)

В апреле 1989 года Шеварднадзе резко осудил действия армии в Тбилиси, где в результате разгона митинга погибли 19 человек. Столкновения были спровоцированы сторонниками Звиада Гамсахурдии, а непосредственной причиной митинга стало стремление Абхазии выйти из состава Грузии.

Кстати, расследованием событий 9 апреля занимался Анатолий Собчак, за что ему установлен памятник в Тбилиси.

В декабре 1990-го Шеварднадзе отказался от поста вице-президента, который ему предлагал Михаил Горбачев, и ушел в отставку, заявив о «надвигающейся диктатуре».

Но еще за полгода до этого он сделал то, за что его до сих пор вспоминают недобрым словом люди, считающие территории главным российским богатством.

1 июня 1990 года в Вашингтоне Шеварднадзе подписал договор о разделе акватории Баренцева моря по так называемой «линии Шеварднадзе – Бейкера». В результате СССР потерял более 30 тысяч квадратных километров исключительной экономической зоны и еще более 46 тысяч километров спорного континентального шельфа.

Ни в СССР, ни в России этот договор так и не был ратифицирован, однако серьезных претензий на эти территории наша страна тоже не предъявляла. Все-таки территориальный спор между двумя ядерными державами – дело серьезное.

В 2002 году тогдашний председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера Александр Назаров просил Генпрокуратуру оценить действия Шеварднадзе. Но никаких перспектив дело не получило.

Справедливости ради надо сказать, что ни один глава МИДа в мире не будет самовольно подписывать какие-либо международные договоры, поэтому Шеварднадзе лишь зафиксировал статус-кво. Но в истории он остался как министр, «подаривший» Америке несколько десятков тысяч квадратных километров русского моря и шельфа.

В ноябре 1991-го Горбачев опять предложил Шеварднадзе возглавить МИД, но это продлилось чуть больше месяца. Главный дипломат одним из первых союзных чиновников признал Беловежские соглашения и покинул Москву.

К тому времени Грузия уже потеряла Южную Осетию, а вот война в Абхазии только начиналась. И Шеварднадзе, подобно нынешним украинским руководителям, пришлось без всякого военного опыта руководить карательной операцией по восстановлению территориальной целостности.

Скажем кратко – военные преступления были с обеих сторон. По итогам войны подавляющее большинство грузин были вынуждены покинуть Абхазию.

В Грузии принято верить (как и сейчас на Украине), что тогда они воевали не с повстанцами, а непосредственно с Россией. Спор с религиозными фанатиками (а вера во вездесущие российские спецслужбы сходна с религией) – дело бессмысленное. Просто напомним, что именно российская армия спасла Шеварднадзе из блокированного абхазами Сухума в сентябре 1993 года.

В 90-е годы Грузия нищала, погружалась все глубже и глубже в коррупцию, беженцы из Абхазии и Южной Осетии жили в ужасающих условиях. Граница между фактически независимой в те годы Чечней и Грузией практически отсутствовала, в результате чего боевики свободно передвигались в обе стороны и использовали Панкисское ущелье в качестве перевалочной базы.

Если снова сравнивать Шеварднадзе со Сталиным, то второй взял Россию с сохой и оставил с ядерной бомбой (при всем упрощенчестве этого утверждения), а вот первый взял Грузию одной из самых богатых и процветающих республик СССР, а оставил нищей и коррумпированной страной с заметно сократившейся территорией.

Напомним, что при Шеварднадзе Аджария являлась частью Грузии совершенно формально, Аслан Абашидзе был полновластным хозяином в Батуме и окрестностях.

Шеварднадзе стал первой жертвой «цветной революции» на постсоветском пространстве. Опробованная в Сербии технология «практически бескровной» революции с успехом сработала в уставшей от бедности и безысходности Грузии. Шеварднадзе не решился применять силу к митингующим и в ноябре 2003 года ушел в отставку.

После этого он стал политическим пенсионером, жил в своем поместье, писал мемуары, продолжал путешествовать по миру, пусть и с меньшей интенсивностью, чем в период работы министром иностранных дел СССР.

Время от времени Шеварднадзе давал умеренно критичные интервью в адрес Михаила Саакашвили, но только в 2012 году выступил с по-настоящему резким заявлением в адрес преемника. «Тогда у меня не было другого выбора, кроме как досрочно уйти в отставку, но я готов тысячу раз покаяться и извиниться перед народом Грузии за то, что передал власть Михаилу Саакашвили. Я признаю свою ошибку и извиняюсь перед народом», – заявил Шеварднадзе.

Саакашвили в своем «Фейсбуке» уже высказал соболезнования, написав, что «Эдуард Шеварднадзе был очень важным деятелем на стадии распада советской империи и в постсоветской Грузии, над точной оценкой места которого в истории историкам придется работать еще долгое время».

Также он воспользовался возможностью в последний раз принизить покойного и возвысить себя, написав, что всегда был противником уголовного преследования экс-президента и не изменил своего мнения после того, как «сам Шеварднадзе со страниц прессы постоянно призывал новое правительство Грузии, которое он активно поддерживал, к преследованию и аресту меня и моих сторонников».

Высказался о смерти соратника и Михаил Горбачев, заявивший, что покойный был «талантливым человеком».

Если Михаил Саакашвили хоть в чем-то в этой жизни прав, так это в том, что о точном месте Шеварднадзе в истории придется спорить еще долго.

Сейчас, всего через 23 года после распада СССР, очень сложно сказать, действительно ли лидеры державы не понимали, что ведут страну к распаду и уничтожению, или наоборот, это и было их главной целью.

В середине 80-х и Горбачев, и Шеварднадзе казались абсолютными клонами предшествовавших им советских чиновников. Сейчас поражаешься трагикомичному несоответствию этих фигур масштабам крупнейшего государства мира.

В заключение напомним тем, кто радуется смерти Шеварднадзе так же, как радовался смерти Ельцина, и планирует порадоваться смерти Горбачева, что основное отличие человека от животного – это способность сострадать, прощать и сочувствовать. Если забыть об этом, то можно очень быстро скатиться к скотскому состоянию – примеры этого мы все неоднократно встречали в комментариях к непрекращающейся череде смертей на Украине.

Искренние соболезнования родным и близким Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе.

..............