Секрет Далай-ламы

@ vbuddisme.ru

10 апреля 2014, 08:39 Мнение

Секрет Далай-ламы

Его Святейшество Далай-лама в этом году опять в верхней части рейтинга мировых лидеров, хотя он не президент великой страны и вообще давно отошел от политической деятельности.

Андрей Терентьев

кандидат ист. наук, главный редактор журнала «Буддизм России»

Его Святейшество Далай-лама в этом году опять в верхней части рейтинга мировых лидеров, хотя он не президент великой страны и вообще давно отошел от политической деятельности.

Далай-лама не манипулирует сознанием окружающих, не работает на «имидж» или на достижение каких–то выгод для себя, своего народа или религии

И он не «глава религии» наподобие Папы Римского – в буддизме нет понятия «глава религии» даже внутри Тибета. Почему же о каждом новом слове Далай-ламы сразу сообщают ведущие мировые СМИ, а его выступления собирают десятки тысяч людей, в том числе не имеющих особого интереса к Тибету и буддизму?

Поскольку мне выпало счастье близко познакомиться с Его Святейшеством, в особенности когда в 1991 и 1992 годах я почти два месяца сопровождал его по России в качестве переводчика, а также переводил и редактировал некоторые его книги, хочу поделиться некоторыми мыслями по этому поводу.

В попытке ответить на поставленный вопрос я не рассматриваю коммерческий фактор: да, конечно, и СМИ, и издатели, выпускающие всяческие банальности под названием «советы Далай-ламы», используют его имя как приманку для клиентов, взращивая еще больше его популярность – но почему его имя стало приманкой?

Ответ, который я нашел для себя, выглядит до странности просто: прежде всего, он настоящий человек – такой, каким должен бы быть каждый из нас. Человек, преисполненный доброты и глубокого ума.

Под словом «настоящий» я имею в виду то, что он никогда не пытается казаться величественнее и значимее, чем он есть («Я точно такой же человек, как и вы!»), манипулировать сознанием окружающих, работать на «имидж» или на достижение каких-то выгод для себя, своего народа или религии.

Свои выступления в небуддийских аудиториях он обычно начинал с просьбы к слушателям: «Только, пожалуйста, не становитесь буддистами! Я приехал не для того, чтобы обращать кого-то в свою веру.

Все религии способны приносить людям духовную пользу, и мне хотелось бы поделиться теми буддийскими наработками, которые могли бы помочь христианину стать лучшим христианином, а мусульманину – лучшим мусульманином».

#{image=12435}Мне кажется, мы истосковались по «подлинности» популярных лидеров и звезд – уже никому не верим: не знаем, что они думают на самом деле и, вообще, что они за люди. Мы не знаем, что и в каких выражениях они скажут близким друзьям, когда сойдут с экрана телевизора.

Здесь же ты чувствуешь: все, что говорится и делается – чистая правда, никакого двойного дна, этому человеку можно верить. И это доказано всей его жизнью: сейчас Тензину Гьяцо, Далай-ламе ХIV, уже 78 лет – и за все время никто, даже постоянно обвиняющая его в «сепаратизме» китайская пропаганда, не смог уличить его в неискренности.

Более того, были уже случаи, когда китайские руководители (например, Жао Жиянь), неустанно ругавшие Далай-ламу при жизни, перед смертью просили, чтобы он за них помолился – что он и делал.

Вот это качество, отсутствие ненависти к «врагам», нам может казаться необычным до неестественности, но вообще в буддизме это стандарт. Одна из основ учения Будды – равно доброжелательное отношение ко всем существам, и ничего удивительного, что Далай-лама, которого лучшие тибетские воспитатели с раннего детства целыми днями учили осваивать в медитации принципы Дхармы, впитал эти идеи всей душой.

Учению Будды чужды слова «кто не со мной – тот против меня»; в буддизме акцентируется то, что людей объединяет (наше общее стремление к счастью и нежелание страданий), а не то, что разделяет – будь то вера, цвет кожи или взгляды.

#{religion}И Далай-лама всегда исходит именно из этого, не забывая в своих медитациях направлять любовь и сострадание в том числе и китайским коммунистам, разгромившим тибетскую буддийскую культуру.

Другая привлекательная идея, воплощаемая Далай-ламой, – антиэгоистическая направленность. Она тоже коренится в основах буддизма, согласно которому все наши беды происходят от эгоизма:

Все беды этого мира,

многообразные страдания и страхи

возникают из-за цепляния за «я»,

говорится в классической поэме Шантидэвы «Вступление на путь бодхисаттвы».

В первом приближении альтруизм всем нам нравится, наверное. Приятно же, если тебе уступят место у окошка или отдадут самый вкусный кусок. Людей, которые так делают, мы считаем «хорошими», нашими друзьями, а тех, кто все тянет под себя – неприятными людьми, эгоистами.

Думаю, это глубоко естественное ощущение базируется на том, что альтруизм больше связан с инстинктом продолжения рода, а эгоизм – с инстинктом самосохранения. Первый инстинкт мощнее.

Но в обыденной жизни эгоистические склонности часто доминируют, особенно в современном обществе потребления, где они подпитываются идеологией «успеха», «победы над конкурентами», устраиванием красивой жизни «себе любимому» и прочими коммерческими проектами.

Вот Далай-лама к людям высших слоев социума и низших относится совершенно одинаково. Например, приехав на званый обед к высоким начальникам, никогда не забудет осведомиться, покормят ли ожидающего шофера (которого он, может быть, видит впервые).

Или (никогда не забуду) в 2001 году он приехал в Ригу и шел по ковровой дорожке рядом с президентом в сопровождении почетной охраны к дверям ратуши. Я же, только что приехав в Ригу по этому случаю, стоял в толпе за цепью полицейских.

И вдруг, заметив меня, Его Святейшество остановился и, извинившись перед президентом, подошел, чтобы спросить меня о здоровье (он знал, что я недавно перенес операцию на сердце)!

Особенно сложно бывает разглядеть порочность различных форм группового эгоизма, которые, на поверхности отходя от индивидуализма, подпитываются мощью альтруистических энергий, выдвигая на первый план коллективные ценности типа «наша семья», «наш класс», «наша команда», «наша фирма», «наш город» и т. д.

При доминировании таких ценностей наш эгоистический энтузиазм усиливается за счет неиндивидуалистической фразеологии.

Но в буддизме есть способ распознавания и такой эгоистической «обманки» – благодаря пониманию принципа всеобщей взаимозависимости, провозглашенного Буддой уже в первой его проповеди.

«У нас должно быть понимание общности жизненного процесса, в котором счастье или слава одного человека или группы не могут быть достигнуты за счет других, – говорит Далай-лама. – Без чувства всеобщего братства и того, что мы являемся частью одной общечеловеческой семьи, мы не сможем преодолеть опасности, ставящие под угрозу само существование человечества».

Долго можно говорить об идеях Его Святейшества – в том числе о его последних работах, в которых он призывает преодолеть те религиозные нормы, которые разделяют людей, и руководствоваться общечеловеческой внерелигиозной моралью...

Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, и сейчас у нас как раз есть шанс: в мае Далай-лама будет выступать в Риге, туда уже собираются сотни паломников из России. Рига, конечно, не Москва – но все же туда доехать легче, чем в Индию, куда ежегодно ездят к Далай-ламе российские буддисты.

..............