Бегущие на ристалище

@ ИТАР-ТАСС

25 февраля 2014, 15:21 Мнение

Бегущие на ристалище

Есть ли место православию в спорте? Cпорт опасен для христианина не более чем телевизор или машина, которые могут быть использованы как для самообразования и передвижения из одной точки в другую, так и для разврата и утешения честолюбия.

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

Организовав трансляцию Олимпийских игр в воскресной школе при храме Преподобного Сергия Радонежского в Бибирево, мы столкнулись с разными мнениями на эту тему – были и сторонники, и противники. И мы решили разобраться, есть ли место спорту в православии и православию в спорте.

Как и ожидалось, те, кто больше всего бросались штампами «Православие и спорт несовместимы», прийти не пожелали (очень заняты по воскресеньям – комменты пишут по группам в «ВКонтакте»), но справились и без них. Попробуем разобраться.

Начнем с того, что когда в 1894 г. барон Пьер де Кубертен возродил традицию Олимпийских игр, он стремился прежде всего к тому, чтобы в жизнь человечества, стоящего на пороге Мировой войны, погружающегося в кризисы, вновь вошли красота, гармония и мир. Именно он вернул традицию прекращать войны в период Олимпийских игр, традицию, которую нарушили в этом году проамериканские бандиты на Украине.

Поэтому возрождение Олимпийских игр имело в своей основе вполне христианские принципы. И уж тем более эти Олимпийские игры не имели ничего общего с языческой традицией, так как не проводились уже почти полторы тысячи лет.

Апостол Павел ничего не говорил о спорте, но на примере спортсменов показывал, как нужно стремиться к духовной цели. «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9, 24-27).

При этом апостол считает, что «телесные упражнения мало полезны» (1 Тим. 4.7-9). Иными словами, апостол заложил основы христианского отношения к спорту – он разделяет стремление языческих спортсменов к победе и способность сделать все для ее достижения, но не приемлет земные, бренные цели – победу для того, чтобы потешить тщеславие и получить награду.

А также считает, что телесные упражнения, которые в то время были культом, не бесполезны, но «малополезны» человеку, заботящемуся о силе духа.

В святоотеческой традиции мы можем встретить отрицательное отношение к спорту. Однако связано оно было не с самим спортом, а с тем, что спортивные развлечения и состязания обыкновенно были языческими ритуалами, развитием традиции идолопоклонства и нередко были связаны с убийствами и истязаниями людей.

Поэтому христианину, выступавшему против языческих богов и всего, что ними связано, нельзя было соглашаться с тем, что происходило на аренах. «...Если мы отреклись от идолопоклонства, – писал Тертуллиан, – то нам нельзя присутствовать при делах, с идолопоклонством связанных».

Неистовство античных зрелищ, реальная кровь, льющаяся на аренах, яростное стремление к победе любой ценой, откровенный и вызывающий культ физической красоты и здоровья переворачивали сознание любого человека, оказавшегося на трибуне римского стадиона.

Святитель Иоанн Златоуст вспоминал, что однажды после беседы с ним некоторые из его слушателей отправились на скачки, где «впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, лучше же сказать: плач». Поэтому он открыто призывал не ходить на «нечестивые и гибельные зрелища», угрожая не впускать виновных «внутрь этой ограды» и не допускать к Таинствам.

Однако, осуждая языческие спортивные состязания, некоторые святые отцы были не против того, чтобы человек занимался спортом ради собственного физического развития. Св. Климент Александрийский писал: «...гораздо полезнее для юношей гимнастические школы... они укрепляют здоровье молодых людей, пробуждают в них соревнование и честолюбие, направленное на развитие не только телесного, но и душевного здоровья.

И если занятиям этим отдаются без отклонения от дел более важных, то это прекрасно и не бесполезно. <...> Из мужчин же одни могут в нагом виде бороться, другие в мяч играть, особенно на открытом воздухе в так называемую игру фенинду; другие пусть довольствуются путешествием по стране и прогулками по городу».

Таким образом, нужно разделять спорт профессиональный и любительский. Профессиональный спорт при чрезмерно ревнивом отношении к нему опасен для души человека. Любительский спорт, напротив, необходим человеку для поддержания в себе жизненных сил. Святитель Феофан Затворник рекомендовал тем, кто занимается умственным трудом, заниматься гимнастикой.

Святитель Василий Кинешемский писал: «Цель гимнастики состоит в том, чтобы укрепить здоровье человека, и большинство занимается ею именно для этого». Митрополит Филарет (Вознесенский) учил: «Христианин должен следить за своим здоровьем. Наша жизнь есть величайший дар Господа Бога, и поэтому за ней нужно следить».

Необходимо также помнить, что в целом спорт опасен для православного человека не более чем телевизор или машина, которые могут быть использованы как для самообразования и передвижения из одной точки в другую, так и для разврата и утешения честолюбия. Искать ответ на поставленный выше вопрос лучше всего в словах апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор 6:12).

Иными словами, спорт необходим, пока человек подчиняет себе его. Как только спорт овладевает человеком, это начинает разрушать последнего. Некоторые святые отцы сравнивали тело человека с ослом: перекормишь – заупрямится, недокормишь – ослабнет. То есть во всем необходима разумная мера. 

Есть ли место православию в спорте? Безусловно. Возлагать свои надежды на Бога важно хотя бы потому, что это приводит к успокоению души – «Господь помогает мне в победе».

Память о Боге помогает в победе не тщеславиться, ибо эта победа была невозможна без Бога (как говорил архимандрит Иннокентий Просвирнин, «не станет же лопата хвалиться, что сама вскопала огород»), а в поражении поможет извлечь из произошедшего правильные выводы, а не обвинять во всем судей и противника. Однако быть верующим и профессиональным спортсменом, безусловно, очень сложно. 

Православный человек, профессионально занимающийся спортом, выступающий на соревнованиях, несет дополнительную нравственную ответственность за то, чтобы всегда оставаться христианином, сохранять в себе образ Божий, который выражается прежде всего в том, что человек полагается на волю Божию, смиренно переносит поражения, извлекая из них необходимые выводы, и не добивает противника, одержав победу.

Тщеславие, желание побед и денег любой ценой недопустимо в целом, а не только для спортсмена. Как только спортивная победа становится смыслом жизни, верующему человеку надо прекращать заниматься спортом. То есть главной ценностью жизни человека должен остаться Бог и другой человек как образ Божий, а не сам спорт.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............