Итоги года: Хватит прятать голову в песок

@ из личного архива

31 декабря 2014, 14:50 Мнение

Итоги года: Хватит прятать голову в песок

Четырнадцатый год двадцать первого столетия стал для нашей страны не просто кризисным – он стал для нее переломным: конфликт на Украине, возврат Крыма, санкции. Теперь Россия вряд ли останется прежней.

Виктор Кузовков

публицист

Такой политической, экономической и эмоциональной встряски мы не переживали со времен приснопамятной перестройки.

Дотянуть Украину до выборов было одной из главных задач подлинных организаторов Майдана

Очень хочется пройтись по некоторым значимым событиям минувшего года и взглянуть на них взглядом, если угодно, более опытного человека. Ведь все мы стали за прошедший год хотя бы чуть-чуть опытнее, согласитесь?

Тем более что «большое видится на расстоянии», и подлинный смысл некоторых вещей во всей громадности их очертаний мы только-только начинаем угадывать.

Майдан

То, что происходит с Россией сейчас, лучше всего отвечает на вопрос, который задают любые критики Кремля – а зачем, дескать, мы вообще во все это ввязывались? Так затем и ввязывались, что происходящее в нескольких сотнях километров от нашей границы (а иногда и ближе) обязательно скажется на нашей собственной жизни.

Разумеется, был шанс, что наше «хорошее поведение» дарует нам некоторую отсрочку. Но в ситуации, когда пожар тушат такие опытные пожарные, как американцы, мы гарантированно получили бы кучу тлеющих головешек на своей территории.

Дотянуть Украину до выборов было одной из главных задач подлинных организаторов Майдана(фото: Почуев Михаил/ТАСС)

Дотянуть Украину до выборов было одной из главных задач подлинных организаторов Майдана (фото: Почуев Михаил/ТАСС)

Поэтому понятно, что попытка России перехватить инициативу и направить процессы по какому-то другому руслу была оправданной. Другое дело, была ли она полностью просчитанной и достаточно эффективной? И вот тут, как все мы можем убедиться, вопросов больше, чем ответов.

Крым

Вероятно, спорным было такое прямое, «бычье» отжатие Крыма. Точнее, так – при таком подходе осложнение ситуации было легко прогнозируемым, и последующие метания в связи с этим наших властей выглядят, пардон, жалкими и неумными. Строго говоря, юридически мы аннексировали Крым.

Еще более строго говоря, сам президент лично заложил бомбу под крымский успех, признав, что наши войска обеспечивали безопасность при проведении крымского референдума.

Прекрасная версия о местном «вежливом ополчении», которая хоть и не принималась никем на веру, была юридически почти неопровержима и могла сколько угодно пополняться «фактами», аккуратно подготовленными специалистами из СВР, ГРУ и ФСБ.

Однако теперь нам о таком счастье остается только мечтать, тогда как Запад получил мощное и неопровержимое риторическое оружие и юридическое обоснование для своих действий.

То есть тут вот какая штука – мы либо должны были «играть», как раз в духе тех действий, которые Россия и ее дипломатия предпринимали весь этот год. Но в таком случае нам нужен был хороший спектакль с «независимостью» Крыма, с народным волеизъявлением, с демократией, которая «превыше всего», если она, разумеется, не обеспечивается присутствием «вежливых» военных формирований, имеющих иностранную (для Крыма на тот момент именно так) прописку.

И в результате мы все равно могли получить Крым, но через промежуточную независимость, сложную дипломатическую игру и пару лишних лет для подготовки к открытому противостоянию.

Это слишком сложно? Ну что ж, был выбран вариант более простой – Крым напрямую вошел в состав России. И лично я – да-да, внимание! – именно за такой вариант!

Мы все равно могли получить Крым, но через промежуточную независимость, сложную дипломатическую игру и пару лишних лет для подготовки к открытому противостоянию

Но тут, сказав «а», нужно было говорить и «б» – отказаться от всякой фарисейской риторики, в ответ на санкции немедленно прекратить снабжение Европы газом, ввести заградительные пошлины для всех европейских товаров и очень четко, просто-таки недвусмысленно, дать понять Брюсселю, какова же цена вопроса в этом конфликте.

Разумеется, это было бы очень болезненно и для нас самих. Мы, как показывает практика, не очень-то готовы к подобному противостоянию. Однако тут уж ничего не попишешь – если Крым действительно наш, то любое оспаривание этого постулата является покушением на нашу территориальную целостность. Со всеми, как говорится, вытекающими. А уж подпитывать энергоресурсами тех, кто на нашу территориальную целостность покушается, это такое, простите, паскудство…

Думаю, суть моих претензий понятна – вместо того, чтобы действовать в рамках какой-то одной концепции, мы начали экспромтом монтировать непонятный гибрид. Возможно – да, я допускаю такое – это бы и удалось, но некоторые последующие ошибки поставили крест на наших шансах и Крым получить, и проблем избежать. Но об этом ниже…

Одесса

Скажу прямо и коротко – это как раз тот случай, когда мое отношение к произошедшему не изменилось совершенно. Но сегодня мы видим одного из участников и, как говорят, организаторов этой акции, на Первом канале российского телевидения. Более того – не по телемосту, а в московской студии. Говорят, у него есть дипломатический украинский паспорт. И поэтому мы можем пригласить его на наше ток-шоу, а воздать по заслугам – не можем.

И я вообще не представляю, как это можно прокомментировать. Ну разве что так – вы признали убийц легитимной властью на Украине. Вы обмениваетесь с этими упырями рукопожатиями. Вы находите этому какие-то оправдания. Теперь они плюют вам в лицо уже из московских студий. А скоро, Владимир Владимирович, они будут возить печеньки на Болотную площадь. Дипломатической почтой, да…

Признание Порошенко и легитимация власти

На мой взгляд, одной из самых значимых ошибок Кремля стало признание Порошенко в качестве легитимного президента Украины. Откровенно говоря, я до сих пор не понимаю, как можно было допустить такой промах? Какие были для этого предпосылки?

Осмелюсь напомнить, что именно дотянуть Украину до выборов было одной из главных задач подлинных организаторов Майдана. То есть им крайне важно было придать украинской власти хоть какую-то легитимность. И понятно было, что эта легитимность нужна Вашингтону не для того, чтобы самостоятельный президент Украины начал прямые переговоры с Москвой, пытаясь найти какие-то пути урегулирования возникшего кризиса.

Более того – на тот момент даже в прессе были прямые указания на то, что Порошенко является агентом ЦРУ и на протяжении многих лет снабжает Вашингтон актуальной информацией из киевских коридоров власти, куда он был вхож как отнюдь не последний член команды легитимного президента Януковича.

И тем не менее мы признаем эти выборы и даже отправляем на инаугурацию узурпатора своего посла! Если угодно, то только этим шагом российская власть заслужила все шишки, которые обрушились на нее потом. Это, как любят говорить сейчас в «этих ваших интернетах», «минус стопицот к карме». А ведь помимо кармы были и чисто практические минусы, которые легко просчитывались даже весьма далекими от реальной политики людьми.

Кстати, одно актуальное событие дает нам повод представить, как в такой ситуации действовали бы сами американцы. Вот Обама предложил отменить эмбарго против Кубы, которое действует уже более пятидесяти лет. И это, поверьте, прекрасный образец для подражания. Не то, что отменяют, а вот как раз эти пятьдесят с лишним лет изоляции страны, которая покусилась на то, что американцы считают своими жизненно важными интересами.

Однако мы не только не разорвали дипотношения с кучкой американских марионеток, захвативших власть в Киеве вооруженным путем – мы эту власть признали, косвенно взяв на себя ответственность за все, что сейчас происходит на Украине и в Донбассе.

После знаменитого «маневра» под Славянском от Новороссии осталось только то, что вписывается в квадрат между Донецком, Луганском и российской границей (фото: Красильников Станислав/ТАСС)

После знаменитого «маневра» под Славянском от Новороссии осталось только то, что вписывается в квадрат между Донецком, Луганском и российской границей (фото: Красильников Станислав/ТАСС)

И понять причины такой нашей мягкотелой недальновидности я не могу, как ни пытаюсь. Иногда мне даже кажется, что Путин и правда такой завзятый либерал, как об этом говорят его спичрайтеры. И такие слова, как «выбор украинского народа», для него, в отличие от всяких завзятых циников вроде меня, что-то на самом деле значат.

Но ведь бред же? Увы, проблема в том, что без такого вот бреда ни одно российское политическое уравнение не сходится…

Сдача Славянска

Еще одно ключевое событие жаркого украинского лета – героическое оставление Славянска и Краматорска.

Я уже писал, что это было ошибкой. Но тогда я и представить себе не мог, насколько большой…

Строго говоря, агломерация Славянск – Краматорск со всеми прилегающими селами по численности населения примерно равняется Луганску. Именно поэтому и ее политическое значение сопоставимо со значением одной из столиц Новороссии. Но самое важное – ее военная значимость, которую мы все воочию увидели, как только вслед за Славянском пали и некоторые другие города так называемого Лисичанского выступа.

Фактически распался мощный треугольник «Донецк – Краматорск – Луганск», причем пала именно вершина, обращенная в сторону Украины, посредством которой контролировалась очень значительная часть Донецкой (кроме мариупольского направления) и Луганской областей.

После знаменитого «маневра» от Новороссии осталось только то, что вписывается в квадрат между Донецком, Луганском и российской границей. После этого маневра ополчению – и не только ему, будем откровенны – пришлось прилагать воистину героические усилия, чтобы отстоять Донецк и Луганск. После этого маневра инициатива возвращалась в руки ополчения только однажды, но это было в августе и, строго говоря, стратегического перелома внести не смогло.

Важно и то, что это была первая победа до той поры полностью деморализованной украинской армии. И с учетом этого переоценить ее значение просто невозможно.

Что же до оправданий, то количество жертв от этого не уменьшилось – просто погибать от украинской артиллерии стали не жители Славянска, а жители Донецка и Луганска. И политическая власть в Донецке, будем откровенны, не стала «сильно лучше», разве что поводов для слива Новороссии у нее сейчас побольше. А «убийственный» аргумент, которым тогда бросались направо и налево – «что же им, умереть нужно было в этом Славянске?!» – сейчас, после многомесячной обороны войсками хунты донецкого аэропорта выглядит почти издевкой.

Но понимать происходящее мы должны, невзирая на лица и наши собственные симпатии. Потому что только в этом случае у нас есть шанс не ходить по граблям в дальнейшем…

Сбитый «Боинг»

Еще одно эпохальное событие – сбитый над Новороссией «Боинг».

Ну что, вы все еще сравниваете фотографии перемещающихся по украинским дорогам комплексов «Бук»? Или это некогда любимое в соцсетях занятие уже не кажется вам таким уж актуальным?

Пока в деле об авиакатастрофе 17–го июля подвижек почти не наблюдается (фото: Reuters)

Пока в деле об авиакатастрофе 17 июля подвижек почти не наблюдается (фото: Reuters)

Так или иначе, а пока единственный достоверный вывод, к которому пришли комментаторы и эксперты – наземные ЗРК не имеют к произошедшему никакого отношения. И истерия с «Буками», скорее всего, была специально раздута для прикрытия подлинной версии произошедшего.

Что же касается этой самой «подлинной» версии, то здесь все еще не наблюдается никакой ясности. Вроде логично предположить, что сбил какой-то самолет. Но какой? И как? Говорят, есть неопровержимые улики – отверстия от пушечных снарядов на обшивке упавшего «Боинга».

Правда, эта улика «неопровержима» только для «эксперта» в трениках и растянутой на животе майке. А любой военный вам скажет, что «отверстия от авиапушки» легче легкого организовать уже на земле – сейчас достаточно боевых модулей, имеющих калибр основного орудия в 30 мм. А большего и не требуется.

Я привел этот пример исключительно с целью показать, что пока в деле о катастрофе 17 июля подвижек почти не наблюдается. И если учесть крайнюю заинтересованность какого-то из серьезных мировых игроков в том, чтобы подлинные причины трагедии так и не были вскрыты, велика и вероятность того, что мы так никогда и не узнаем, какой же именно «Бук» расстрелял «Боинг» из пушки и на какой высоте этот «Бук» летел, когда вошел в зону видимости наших РЛС.

Но главной своей цели организаторы этой провокации все-таки добились – консолидация антироссийских настроений в Европе выбила почву из-под ног у нашей дипломатии, а именно на нее, похоже, и делалась Кремлем основная ставка. В военном смысле это тоже не прибавило нам очков – стало ясно, что передавать ополченцам тяжелые вооружения просто опасно, потому что такие опытные противники, как ЦРУ и МИ-6, легко могут организовать еще одну циничную провокацию. С другой стороны, крайне необходимо было ликвидировать последствия «стрелковского маневра», о котором мы говорили выше. И мы получили ситуацию, когда и бездействие смерти подобно, и всякое действие сопряжено с огромным риском утери контроля за происходящим.

Наступление ополчения

Думаю, нужно упомянуть и еще одно событие, произошедшее на «украинском фронте». Это августовское наступление частей ополчения, грозившее украинской власти тяжелейшими последствиями, а Новороссии сулившее серьезные территориальные приобретения и как минимум очень сильные переговорные позиции. Вопрос «А почему, собственно, все закончилось так скромно?» до сих пор не дает мне покоя.

А действительно – почему? Не хватило сил для захвата Мариуполя? Честно скажу – верится в это с трудом. Хотя теперь, памятуя о возне в донецком аэропорту, я готов допустить такую вероятность. А от Донецка почему не отогнали противника? Тоже сил не хватило? А к чему тогда были победные реляции и сообщения о том, что основные силы украинской армии на данном направлении окружены и ополчение действует в условиях «оперативной пустоты», имея возможность совершать рейды на десятки километров, не встретив по пути ни одной украинской части?

Нет, я все-таки больше склоняюсь к тому, что на Кремль смогли оказать какое-то давление. То есть на тот момент Россия уже не могла позволить себе той дерзости, которую продемонстрировала, спокойно отжав Крым. А вот чем именно давил Запад, на какую нашу мозоль наступил – боюсь, мы еще долго не узнаем.

Так или иначе, августовское наступление не привело к перелому. Украинская артиллерия все так же обстреливает жилые кварталы Донецка, Мариуполь все так же является базой нацистского батальона «Азов», а украинские власти все так же завоевывают дешевую популярность в массах, используя воинственную риторику.

Санкции против России

Из событий, связанных с Украиной, но происходящих все-таки не на ее бывшей территории, можно отметить западные санкции.

Самое удивительное в этих санкциях то, что Россия их почти не заметила. Да, нескольким олигархам стало сложно возить девочек на горнолыжные курорты Европы. Да, свиньи подняли резкий визг по поводу оскудевшего ассортимента их корыт. Возможно, нескольким компаниям стало чуть сложнее найти источники кредитования и пришлось пойти на поклон к правительству.

Но будем откровенны – в санкционной войне Россия выглядела блестяще, а все осторожные прогнозы финансовых аналитиков на отдаленную перспективу спишем на их желание дать такой прогноз, который окажется верным при любом раскладе.

Мне кажется, этот успех можно объяснить именно тем, что РФ не стала, как все привыкли, вытирать с лица очередной плевок, а нашла достойный и очень неприятный для Запада ответ – встречные санкции, затронувшие самый чувствительный, аграрный, сектор их экономики. И там, на той стороне, моментально поняли – война санкций с равным успехом может привести к смене правящих элит в самой Европе.

Потому что демократический европейский обыватель, воспитанный на идеалах своей рубашки, которая всяко ближе к телу, чем украинская вышиванка, не хочет мерзнуть зимой из-за американских вассалов, которые умудрились вдрызг разругаться с русскими. И вся санкционная риторика моментально схлопнулась до ритуальных фраз, которые произносили, похоже, скрестив за спиной пальцы.

Цены на энергоресурсы

Но вот другой инструмент давления, а именно цены на энергоносители, оказался для нас чрезвычайно чувствительным. И сейчас, глядя на происходящее с рублем, становится нестерпимо стыдно именно за то, что все минувшие годы мы не только не предпринимали никаких усилий для того, чтобы слезть с «трубы», но, кажется, даже и не думали в этом направлении.

Становится нестерпимо стыдно именно за то, что все минувшие годы мы не только не предпринимали никаких усилий для того, чтобы слезть с «трубы» (фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Становится нестерпимо стыдно именно за то, что все минувшие годы мы не только не предпринимали никаких усилий для того, чтобы слезть с «трубы» (фото: Шарифулин Валерий/ТАСС)

Более того – мы продолжаем упорствовать в стремлении как можно активнее распродавать свои энергетические запасы, словно и правда где-то в недрах Академии наук лежат чертежи вечного двигателя и ждут своего часа.

Посмотрите на наши последние «успехи» – «Сила Сибири» да очередная «труба в обход», на этот раз через Турцию. И бесконечные, какие-то медитативные разговоры о том, какие же мы все-таки надежные партнеры.

А знаете, что делали бы на нашем месте американцы? Правильно – предпринимали бы усилия для свержения арабских монархий и максимальной дестабилизации всей зоны Персидского залива.

И вот они, поверьте, не остановились бы ни перед террором чужими руками, ни перед физическим устранением членов правящих домов, ни перед взрывами нефтяных терминалов. А будь у них такая возможность (мы предполагаем, что они на нашем месте и возможности у них сопоставимые), они бы и войну какую-нибудь развязали.

Мне иногда кажется, что в этом и есть главное их отличие от нас – Англия, а теперь и Америка, имеют жизненно важные интересы по всему миру и не останавливаются ни перед чем, чтобы их защищать. Мы же живем с ощущением, что у нас они заканчиваются за пределами «дачного кольца» под Москвой. И если в нем все спокойно, то можно сколько угодно прятать голову в песок.

Однажды такая «стратегия» уже стоила жизни Советскому Союзу. Да, я соглашусь с поклонниками этого государства – долгое время оно было довольно динамичным и глядело далеко за свои пределы. Но позднее Политбюро и дачная летаргия никуда от этого не деваются. Да и проще стрелять кабанчиков в Подмосковье, чем устроить хорошую заварушку в аравийской пустыне, чего уж там.

Результат такой политики мы все почувствовали на собственной шкуре…

Чем все закончится на этот раз – покажет время.

Пока же, пользуясь случаем, поздравляю всех с наступающим Новым годом и желаю вам только одного – увидеть в следующем году, как Россия переходит в наступление. Или хотя бы по-настоящему сосредотачивается для его подготовки…

..............