Проект управления

@ из личного архива

25 октября 2014, 14:01 Мнение

Проект управления

Мы живем в глобальном мире, и успех страны определяется ее влиянием на жизнь всей планеты. Если государство претендует на особую роль в мире, оно должно предложить актуальную новаторскую повестку.

Олег Коцарь

предприниматель в области маркетинга и интернета

Как улучшить страну и мир.

10 тезисов.

1. Справедливость.

Даже свобода уступает чувству справедливости. Если есть справедливость, то с ограничением свободы можно мириться

Мы живем в глобальном мире, и успех страны определяется ее вкладом и влиянием на жизнь всей планеты. Если государство претендует на особую роль в мире, оно должно предложить актуальную новаторскую повестку, за которую другие народы будут ему благодарны, за которую они пойдут. Нам нужна не национальная, а общемировая идея.

Принятие технических решений – не самая сильная наша сторона, и конкуренция в этой области очень высокая и переменчивая, а вот в сфере социальных отношений мир явно застоялся и ждет перемен.

Справедливость трудно точно описать, но удивительное дело: большинство ее понимают одинаково. Справедливость – одна из самых важных потребностей человека. Даже свобода уступает чувству справедливости. Если есть справедливость, то с ограничением свободы можно мириться.

Справедливость – это система координат человека в мире, без нее человек теряется. Справедливость – равновесие человеческого общества. Нарушение такого равновесия может перевернуть общество. Если человек испытывает чувство сильной несправедливости по отношению к себе, он вынужден или сдаваться, или активно искать средство вернуть справедливость.

Несправедливость – основная причина кровавых революций и бунтов. В революциях, в попытках радикально изменить сложившиеся порядки люди чаще всего ищут не свободы, а справедливости, или же свободы – для достижения справедливости.

Люди во все времена искали справедливость, но ее практически невозможно было найти. Мир был закрыт, и хрупкий баланс справедливости невозможно было удерживать. Сейчас мир меняется, и впервые появляется возможность сделать его таковым (конечно же, относительно, так как вряд ли возможно достичь совершенства), а значит, более предсказуемым, устойчивым, сбалансированным. Справедливость должна быть основой правил и законов.

2. Полная финансовая открытость.

Ключевая проблема справедливости – ее сложно удержать. Полная открытость может с этим справиться. Почти везде на Земле в государствах формально правит народ (демократия), но в отсутствие реальной открытости, следовательно, и справедливости, реальная власть у избранных. Если открытость как гарант справедливости станет обязательным атрибутом, то несправедливость будет всем видна.

Не справедливо, когда наследник получает большие деньги от родителей и всю жизнь предается безделью. Не справедливо, когда успешный врач или учитель живет беднее менеджера среднего звена. Не справедливо, когда государственные народные деньги расходуются не для блага народа.

В век интернета стал доступен настоящий контроль за справедливостью. Почему зарплаты нужно скрывать? Если они справедливы (не обязательно равны), то общее знание зарплат удержит от их несправедливого повышения или занижения.

Справедливо, когда человек, руководящий большим производством, получает больше, но насколько справедливо – если больше в 50–100 раз? Насколько справедливо, когда человек зарабатывает столько, сколько ему на жизнь не нужно, и выбрасывает свободные деньги на ветер, и это при условии, когда вокруг столько по-настоящему нуждающихся людей, которым нужна помощь?

Открытые сметы госрасходов покажут всем справедливые и несправедливые расходы. Открытые бюджеты частных компаний сделают невозможным утаивать налоги или давать взятки.

Полная финансовая открытость должна стать нормой ведения дел. Только тогда результат этих дел будет справедливым.

Граждане страны должны иметь возможность через интернет ознакомиться с любым расходом государственной или частной компании. Специальная программа должна помогать людям делать выборки в интернете – какая средняя зарплата по определенной профессии в определенном регионе, или выяснить расход на замену 1 км асфальта на дороге в их городе и сравнить это с подобным расходом в других городах страны.

Наличные деньги должны быть отменены, все крупные расходы должны автоматически сверяться с доходами. При таком открытом подходе коррупция станет невозможной.

Контролировать и поддерживать открытость должны СМИ, общественные и профессиональные организации.

3. Наследование.

Наследование (капитал фирмы, акции, здания, элитные средства передвижения, дорогие украшения, деньги) стоит обложить 50-процентным налогом. Такой налог чаще всего будут платить не деньгами, а участием во владении. Постепенно за несколько поколений самым крупным собственником в стране станет государство, а значит, и его жители.

В условиях полной финансовой открытости жители страны смогут получать ежегодные дивиденды от управления госсобственностью. В условиях конкуренции госуправляющие будут не менее эффективны, чем частные.

Все люди равны по рождению, и передаваться по наследству должны в первую очередь знания и навыки. Это искоренит массовое иждивенчество, значительно оздоровит отношения между поколениями, когда важнейшим наследием станут знания и опыт.

Основная часть такого налога должна оставаться в регионе постоянного проживания человека, чтобы территория могла накапливать свои доходы, исключение должно быть только для столицы – треть ее доходов должна быть достоянием жителей всей страны.

4. Финансовое развитие государства.

Если наследование облагать большим налогом, то часть граждан попытается заработанное в стране перевести в другие страны, для этого необходимо запретить инвестирование средств в другие страны, запретить работу иностранных банков на территории своей страны.

Зачем стране чужие банки? Они не производят новых продуктов, они не приносят стране прибыли. В стране должны работать только отечественные банки в сильной конкурентной обстановке. Западные банки при желании заработать должны инвестировать в страну через местные банки-партнеры.

Инвестирование средств отечественных компаний за рубеж должно происходить только для поддержки продаж отечественных товаров за рубежом – фирменные магазины и т. п. Какой смысл деньгами, заработанными на родине, поддерживать чужие экономики? У нас достаточно мест для капиталовложений.

Необходимо ограничить и персонализировать денежные переводы за рубеж, открыто контролировать через госструктуры, через общественные и профессиональные организации, устанавливая честный бизнес-смысл каждого такого перевода.

Нужно запретить паразитарный способ заработка банками денег на кредитных процентах. Банки должны из специалистов по залогам стать специалистами по инвестициям. Для этого банки должны давать деньги под долю в прибыли, активно участвовать в анализе финансовых проектов и затем контролировать их развитие как временные акционеры.

В случае успешного развития проекта банк продает свою долю владельцам или сторонним участникам. В такой ситуации предприниматели и страна получат через банки мощный инструмент развития предпринимательских знаний, передачи межотраслевого опыта и позитивного давления на активность бизнесменов.

5. Социальная поддержка слабых.

Имея доходы от прибыли своих фирм, регионы обязаны всех своих недееспособных и малообеспеченных (дети и больные из бедных семей) обеспечивать необходимым комфортным жильем и минимальным, но достаточным для полноценной жизни пособием. Общефедеральный бюджет должен помогать экономически слабым регионам.

При этом выделение денег на такую поддержку должно также быть справедливым: если в стране кризис, то все группы населения ограничивают свое потребление (от зарплат до обязательных бесплатных услуг), если страна богатеет и у страны появляются свободные деньги – все получают надбавки к доходам.

Страна обязана все молодые семьи обеспечить комфортным жильем с отдельными комнатами для детей.

6. Законы. Власть.

Кто должен устанавливать нормы справедливости? Большинство? В Германии большинство привело к власти Гитлера в свое время. Большинством часто умело манипулируют в корыстных целях. Еще Платон считал демократию (власть большинства) одной из отрицательных форм управления государством, но, конечно, не самой худшей.

Эффективнее управление старейшинами.

Старейшинами должны становиться успешные люди, доказавшие в течение профессиональной и личной жизни свою мудрость, нравственность и жизненную силу.

После 60 лет (на пенсии) такие суперпрофессионалы часто могут позволить себе отойти от практических дел и посвятить себя обществу. Именно такие люди, не обремененные тяжелыми болезнями (в таком возрасте, как правило, относительно здоровыми остаются люди, ведущие правильный образ жизни), могут принимать важные решения на благо общества, а не для себя.

Если мы говорим о стране, то выбор старейшин на федеральном уровне должен происходить голосованием народа по смешанному – отраслевому (профессиональному) и национальному – признаку, плюс популярные (массовые) общественные организации.

При этом все вопросы в стране, начиная от финплана по управлению многоквартирным домом до утверждения бюджета страны, должны сопровождаться защищенным персональным интернет-голосованием имеющих прямое отношение к этому людей.

Результаты таких голосований должны открыто выкладываться в интернете с указанием, кто за что голосовал – чтобы люди могли легко проверить, что их голос был верно учтен.

Конечно же, многие важные решения не могут приниматься по результатам такого голосования, и все же руководители должны на них серьезно ориентироваться, а население – знать, чего хочет большинство.

Люди должны знать выборных представителей в старейшины, а лучший способ понимания раскрывается в той отрасли, в которой человек работал и проявил себя. В нашей многонациональной стране, конечно же, крайне важно национальное представительство. В высшем законодательном органе страны должно быть равное представительство всех народностей, населяющих большую страну.

На местном уровне (города) выборы старейшин и мэра (из числа старейшин) должны происходить также по профессиональным и национальным принципам плюс основные общественные организации.

Нужны ли политические партии в такой системе? В случае системы законодательной власти в виде выборных старейшин (совета старейшин) отпадает необходимость формировать партийные аппараты. Сейчас нет необходимости продвигать в жизнь масштабные проекты, для которых необходимы мобилизационный ресурс и дисциплина партии.

Сейчас на повестке дня не глобальные развороты, а тонкая настройка всех сторон нашей многогранной жизни. Партии под такую кропотливую созидательную работу не заточены. В этой ситуации нужна ручная индивидуальная настройка руками умудренных опытом людей.

Нынешнюю роль партий (создание актуальных законов для более благополучной жизни граждан страны) должны взять на себя профессиональные союзы, собрание национальностей (с равным представительством) и массовые общественные организации.

В рамках профессий основные участники системы старейшин – ее лидеры – видны и понятны рядовым членам. В профессиональной среде сложно обмануть – дела и способы их достижения видны коллегам (а в условиях полной финансовой открытости – тем более).

Профессиональные союзы должны контролировать честность тендеров внутри своих цехов, корректность средних по отрасли зарплат, размер процента прибыли по типовым сделкам, цивилизованно лоббировать свои интересы на законодательном уровне.

Все закупки госкомпаний и частных компаний выше определенной цены должны идти только в рамках тендеров, контролируемых соответствующим профессиональным сообществом (один общий сайт для тендеров на каждое определенное сообщество на отдельной территории).

В тендерах должны принимать участие только члены сообщества, чтобы исключить подставных и непрофессиональных участников. Причем цены (и прибыли) в сметах тендера должны быть полностью прозрачные, чтобы можно было сравнить детально предложения участников.

При таком подходе, думается, основной упор будет делаться не на цены (так как цена будет примерно у всех равной и низкой), а на организационную оптимизацию, качество и инновации. За добросовестностью профессиональных союзов должен следить антимонопольный комитет и профильные СМИ.

Профессия политика для молодых людей должна стать невозможной. Политик – человек, способный представлять и защищать интересы других – должен заслужить это право успешной длительной карьерой. Политиком должен быть выбранный народом старейшина, который может подсказать другим людям успешный путь.

Парламент (дума) из таких мудрых людей будет осторожным и эффективным органом управления. В этой системе президент страны должен избираться по представлению старейшин всем народом из нескольких кандидатов-старейшин.

Выборы должны происходить в открытом режиме, чтобы голосование шло не тайно, а открыто. Открытость снизит мошенничество на выборах и возвысит честные отношения между гражданами.

7. Налоги и доходы компаний.

Важная тема регулирования цен и экономики в целом – маржа на услуги и продукты – должна определяться вместе налоговыми органами и профессиональными союзами. Конкуренция должна перейти в область качества и инноваций в предоставлении услуг и товаров.

По каждому профессиональному направлению, опять-таки с помощью союза налоговой инспекции и профессиональных сообществ, должны быть установлены размеры налогов с оборота на срок от пяти (для новых отраслей) до 10 (для старых отраслей) лет вперед.

Государство (в согласии с профессиональными сообществами) путем установления ставки налога должно регулировать и стимулировать развитие приоритетных для страны направлений. Маржа должна быть минимизирована – не должно быть сверхдоходов, основной мотивирующий стимул должен сместиться в область общественного признания.

В этой ситуации основная мотивация в работе у людей будет строиться на получении признания и моральной оценки, льготах на пенсию, отдых, льготах в здравоохранении и образовании, более высоком уровне жизни. Определяться возможностью выборов в советы старейшин на муниципальном, республиканском или национальном уровне. Под льготами подразумевается софинансирование государством части расходов в отношении заслуженных людей.

8. Система наказаний.

Нужна реорганизация системы наказаний в стране. Мягко сказать, недальновидно размещать в одних и тех же местах лишения свободы людей, обвиняемых в разных преступлениях. В такой смешанной, «демократичной» тюремной среде почти всегда верх берут более жестокие, ломая психику себе и окружающим.

Необходимо людей, преступивших закон, размещать по своим профильным группам: насильники с насильниками, сознательные убийцы с такими же, случайные убийцы с подобными, воры с ворами, налоговые преступники с их «коллегами» – и т. д., и т. п. Это поможет выстроить более специализированные исправительные заведения. Кроме того, изолировать за тюремными стенами стоит только людей, опасных для общества (насильников, грабителей, убийц), остальные должны отправляться в ссылку (по желанию – с семьями) – подымать удаленные территории, развивать сельское хозяйство.

Не опасные физически для общества преступники должны своей работой кормить и себя, и страну в счет причиненного ущерба. Такой подход оздоровит атмосферу среди заключенных и сэкономит государственные деньги.

9. Воспитание детей и взрослых.

Необходимо активно воспитывать высокую духовность и нравственность.

Самые крупные религиозные общины должны взять на себя ответственность за создание в стране и мире высоконравственных, справедливых, духовных отношений между людьми. Ими должен быть создан общий кодекс поведения людей всех религий: данные правила должны быть основой воспитания детей и контроля поведения взрослых – нравственной основой для принятия законов.

Каждый микрорайон жителей должен иметь достаточное количество опытных духовных наставников из числа священнослужителей для психологической и духовной помощи.

Духовные наставники разных конфессий на определенной территории должны регулярно общаться между собой и сообща реагировать на важные для людей новости этического и духовного значения.

Самым важной и уважаемой профессией в стране должна стать профессия воспитателя детей в возрасте от четырех до шестнадцати лет. Правильное воспитание ребенка в семье – вопрос большого везения, такую серьезную тему нельзя отпускать на волю случая.

Детские коллективы должны иметь, начиная с детсадовского возраста и до совершеннолетия, профессиональных, опытных, по-настоящему хороших воспитателей-психологов, для которых профессиональные и личностные успехи их подопечных в дальнейшей взрослой жизни – главный критерий успеха и благополучия. Пожалуй, лучшего профессионального благополучия в стране.

В каждой школе должны работать четыре–пять опытных психологов-наставников, которые, руководя командами школьников (по 70–80 детей смешанного возраста), должны психологически «вести» каждого ученика школы – для максимально полноценного его развития, учитывая особенности его характера и семьи. Классное руководство в его нынешнем виде во многом формально, воспитатели должны быть освобожденными от уроков.

Они должны заниматься активным воспитанием детей в полной мере: посещать уроки, кружки, семьи, устраивать интересные мероприятия для детей, быть по-настоящему взрослыми друзьями и опытными проводниками детей в мир взрослых.

В школах и вузах среди учеников, их родителей, учителей, воспитателей должны проходить регулярные защищенные интернет-опросы в отношении профессионализма и правильного поведения всех участников столь важного процесса. По итогам опроса наиболее сложные случаи должны браться на особый контроль.

Спортивные государственные муниципальные учреждения страны (стадионы, спортзалы) должны быть открыты для свободного посещения жителями. Без правильного высокоморального и эффективного воспитания населения страны в детском и подростковом возрасте государство не может быть уверено в качественном и длительном своем существовании.

10. Международные отношения.

Необходим перезапуск структуры ООН. Важно выкупить для этой общей организации земли и разместить исполнительные структуры организации на нейтральной и независимой от любой страны территории.

Крайне важно для любого народа и его соседей урегулирование споров вокруг исторических событий. Отсутствие общего взгляда и единых выводов по истории прошлого – не менее опасная и коварная для взаимоотношении стран ситуация, чем нерешенные территориальные споры.

Искреннее честное озвучивание разных точек зрения соседей на важные исторические события даст возможность народам с большим уважением относиться к болевым точкам друг друга, подымет интерес молодого поколения к истории, перекроет возможность манипулирования историей, укрепит будущий мир.

Важно выйти с такой инициативой к народам всех стран: для обсуждения среди экспертов, создания и подписания официальных историй взаимоотношений стран, включая ситуации, когда должны быть общеприняты и подписаны все важные версии произошедших событий – даже для событий, подробности которых уже сложно установить точно.

На базе таких подписанных документов должны создаваться учебники, исторические книги и фильмы. Необходимо наладить международный контроль за соблюдением таких правил в школьных учебниках и пособиях для вузов.

В случае, когда автор книги или фильма решит отойти от исторической правды, подписанной странами, данные произведения должны выходить с заметными пометками на обложке – «художественный вымысел».

Кроме подписания договоров по совместной истории, важно создать единый международный сайт под эгидой и финансированием ООН, где в одном месте могли бы быть размещены описания важных исторических событий со всеми официальными точками зрения стран на эти события. Люди должны иметь возможность в любой момент ознакомиться с такой информацией.

То, как и чему взрослый мир научит детей, будет реализовано в мире. Важно уже сейчас начинать закладывать основу правильного исторического воспитания детей всего мира во имя справедливости.

Резюме: справедливый и открытый мир – мир без бедных и супербогатых.

Богатыми могут быть только те, кто приносит обществу реально большую пользу. Дети, становясь взрослыми, наследуют не более половины состояния родителей. Общество концентрирует в руках все богатство страны, заботится о немощных и сразу дает жилье молодым семьям. Основная забота общества – вырастить и воспитать хороших людей, создать справедливую и комфортную жизнь для своих граждан.

Все вышеизложенные предложения, конечно же, для многих окажутся спорными – потребуют обсуждения. Можно уже сейчас организовать централизованные открытые интернет-дебаты по поиску лучшего варианта развития страны, мира.

Причем в рамках одной обсуждаемой концепции некоторые предложения могут быть признаны неудачными. Важно централизованно (на едином интернет-ресурсе страны) систематизировать предложения и отдельные идеи: обсуждать их и голосовать за них, выбирая наиболее ценные.

Если в процессе централизованных открытых и справедливых обсуждений мы найдем лучшее решение – значит, будет соблюдена открытость и справедливость.

..............