Юрий Лужков много раз повторял, что во главе Москвы должен стоять хороший хозяйственник, опытный управляющий, а не просто политик.
Отправить чиновников в отставку? А где взять новых, опытных и умелых?
Нынешний глава города с этим полностью согласен, и я, грешный, тоже, что однозначно предопределяет мое голосование на предстоящих выборах мэра.
Да и как иначе? Когда в студенческие годы мы ходили в походы, мы всегда выбирали в руководители самого опытного и умелого, а не самого занятного и говорливого. Этот годится на роль тамады, а не лидера команды, где нужны опыт, знания, выдержка, организованность и трудолюбие.
Нынешний ход избирательной кампании показывает, что хозяйственный руководитель нужного городу уровня в списке кандидатов всего один, остальные только пытаются с разной степенью компетентности касаться вопросов собственно городского управления.
Пока в этой области от оппозиции мы слышим стереотипные предложения: увеличить полномочия районных советов, преобразовать трехзвенную систему городского управления в двухзвенную, отправить в отставку правительство Москвы. Рациональность этих идей не радует.
Районное местное самоуправление с его полномочиями – эта работа уже и так быстро идет в последние три года, наращивать темпы было бы неосторожно. Трезвенная система парижского образца (регион – префектура – коммуна) двадцать лет нормально работает в городе.
Прежняя система (город – большой район) была ничем не лучше, я в этой системе работал, знаю. (Во Франции она на самом деле еще сложнее: регион – префектура – бальяж – превотаж – коммуна. И ничего, совсем неплохо управляются французы в Париже. От них к нам пришло само название «префектура».) Устраивать опять административную реформу – создавать проблемы неизвестно зачем.
Отправить чиновников в отставку? А где взять новых, опытных и умелых? Не назначишь же Максима Каца министром финансов или Сергея Удальцова – шефом московской полиции. Совсем другой у них опыт. Мы делали в начале девяностых попытки взять руководителей с улицы, но редко это кончалось чем-то хорошим. В такой лотерее не часто выпадает выигрыш.
В силу неопытности у части кандидатов появляются удивительные соображения. Кто-то хочет вопреки законам биологии сохранить в двенадцатимиллионном городе уголки девственной природы. И это в условиях колоссальной антропогенной нагрузки на экосистемы.
Кто-то парадоксальным образом восстает против строительства транспортно-пересадочных узлов. И это при постоянном декларировании необходимости улучшить ситуацию с транспортом в городе. Кто-то навскидку определяет стоимость работ по благоустройству и делает на основании чутья и глазомера свои далеко идущие выводы. С коррупцией и миграцией борются на словах все, слова звучат грозно.
Вступать в предвыборную полемику мне долго не хотелось: для профессионального обмена мнениями с командой нынешнего главы города есть профессиональная площадка Мосгордумы, а полемизировать с оппозицией на уровне деклараций и декламации просто нет смысла.
Но тут случилось событие: кандидат Алексей Навальный пообещал внести в Московскую городскую думу в порядке гражданской инициативы шесть законопроектов на различные темы. Либеральная журналистика в восхищении и умилении, в каком бывает мама малыша, впервые в жизни нарисовавшего на бумажке коровку и бабочку.
В любви прессы к Алексею часто проскакивает нечто задушевное и материнское, он «анфан терибль» передовой журналистики сегодня, каким некогда был ранний Маяковский. Что же предлагает нам с мощью «горлана и главаря» футуристический Навальный в виде идей грозно грядущих законопроектов?
Во-первых, это административное воздействие на ценообразование в коммунальной сфере. На вид вроде бы хорошая идея, но на практике это будет негативно влиять на реформирование коммунальной сферы, действовать против рынка. В свое время мы выбрали другой, адресный путь, путь субсидий, защищающих малоимущих граждан и способствующий развитию рынка услуг. Ставить административные барьеры проще и дешевле, только лучше от этого в коммунальной сфере потом не становится.
Во-вторых, очень странная инициатива о приеме иностранных граждан в Москве только на высокооплачиваемую работу. Значит, гражданин Украины или Молдавии будет врачом в больнице, а граждане России – нянечками и санитарами?
Будем забирать оставшуюся молодежь у демографически неблагополучных российских регионов, чтобы сделать их в Москве поломойками и грузчиками? В то время как высокооплачиваемые места для квалифицированных кадров из московского среднего класса окажутся занятыми приезжими. Не думаю, что это кому-то понравится!
В-третьих, это закон о выборах мировых судей. Для того, чтобы такое предложить, надо быть очень оторванным от жизни. Ежемесячно Московская городская дума после проведения дополнительных испытаний назначает на должности десятки мировых судей, а также открывает вакансии на места выбывших, чаще всего – ушедших на федеральный уровень.
Конкурса и конкуренции между кандидатами даже в Москве нет, с трудом закрываем кадрами судебные участки, судьи работают с перегрузкой. О каких выборах в таких условиях может идти речь? Должна быть в наличии конкурентная высокопрофессиональная среда, которая пока не сложилась даже в Москве, лишь тогда можно будет говорить о выборности. Но и сами выборы судей станут постоянным и непрерывным трудоемким, затратным, неэффективным и непопулярным процессом.
Я понимаю, что ряд оппозиционеров «имеют зуб» на мировых судей, которые отправляют их на недельку-другую в кутузку, но ради личных обид разламывать целую систему? Не комильфо! В-четвертых, это три «информационных» законопроекта, направленных в основном на формирование общественной экспертизы и контроля. Это интересно, но, вероятно, будет дорого, трудоемко и малоэффективно. Однако, по крайней мере, есть предмет для обсуждения. И на том спасибо.
Одно приятно, что попытка написать законопроект может стать началом пути к повышению собственной квалификации, пониманию того, что надо многому научиться, чтобы управлять Москвой. Это вселяет надежду.
Источник: Liberty.ru