«Какой смысл?»

@ facebook.com/inkvizitorr

26 сентября 2013, 11:55 Мнение

«Какой смысл?»

Если Церковь просят облететь город со святыней, помолиться о благополучном праздновании дня города, который всегда является проблемным мероприятием в связи с наплывом населения, разве это плохо?

Иерей Антоний Скрынников

настоятель в Храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского, преподаватель сектоведения в Ставропольская Духовная семинария, главный редактор сайта Ставропольская митрополия

Тут на днях я опубликовал материал «Освятили наш город целиком». Материал о том, что митрополит Кирилл освятил Ставрополь в день города с вертолета, окропив его святой водой.

Подходя с такой меркой «какой смысл», можно тогда считать бессмысленным обнос войска чудотворными иконами перед битвой или какого-либо города в период мора

Материал вызвал определенные дискуссии, многие посчитали его пиаром, другие считают, что в этом нет смысла. Выскажу несколько позиций в защиту «мероприятия».

1. Во-первых, это не инициатива Церкви, чтобы стать пиаром. Тут придется поверить мне на слово, но инициатива освящения принадлежит УВД города Ставрополя, которую мы поддержали.

2. Во-вторых, просить благословения у Церкви и Бога перед началом какого-либо мероприятия есть норма, освященная традицией.

Процитирую одно из высказываний «против»: «Какой смысл во всем этом, что изменится?» Если исходить из этой логики, что смысла в этом нет и ничего не изменится, то половина молитв, содержащихся в требниках и молитвословах, особенно в дореволюционных, становятся бесполезными и бессмысленными.

К примеру, есть такая молитва, которую читали крестьяне перед тем как начинать копать колодец. Вопрос, для чего это делалось? Неужели легче копалось, или земля становилась мягче? Конечно, нет.

Смысл был простой, попросить благословения Божия на предстоящее дело, освятить свое начинание, быть благодарным Богу во всем.

Или другой момент, освящение плодов, к примеру, яблок. Что они, становятся вкуснее, их перестают есть черви и они дольше хранятся, они становятся целебнее?

Если Церковь просят облететь город со святыней, помолиться о благополучном праздновании дня города, который всегда является проблемным мероприятием в связи с наплывом населения, разве это плохо?

Если подходить с меркой «какой смысл», можно считать бессмысленным обнос войска чудотворными иконами перед битвой или какого-либо города в период мора (и в первом и во втором случае могли быть им мусульмане и просто неверующие).

3. Есть такое понятие, как символизм, который в церкви берет свое начало с первых веков и до наших дней. Последний пример: «Четыре храма во имя святого благоверного князя Александра Невского появятся на северной, южной, западной и восточной границах России».

Если исходить из предыдущей логики, то это пиар и бессмыслица. Неужели, существующих в России храмов мало для «защиты» страны? Почему именно святой Александр Невский, насколько «упадет защита», если бы это были храмы Святой Троицы? Почему 4, а не 8 и т.д. Эта логика загоняет нас в тупик полного рационализма, а по сути протестантизма.

Исторические факты:

1. В 1591 году сын Ивана Грозного царь Фёдор Иоаннович Блаженный с помощью победоносного образа смог защитить Москву от нашествия кочевников, возглавляемых Газы Гиреем. Чудесный образ Богоматери крестным ходом обнесли вокруг стен города. В чем отличие, если икону не обнесли, а с ней облетели, окропив град святой водой?

2. По распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.

3. Народа много умерло, и много было больных. В горе-то скорее о Боге вспоминают, и вот вспомнили граждане, что в селе Бундарево находится Чудотворная икона Божией Матери Смоленской и послали в Святейший Синод телеграмму, чтобы он разрешил взять икону в город и обнести вокруг города с ней.

Синод, конечно, разрешил, и икону с крестным ходом принесли в город и торжественно обнесли вокруг города, освящая по местам воду, служа молебны.

Вскоре эпидемия кончилась, и благоверные граждане Алексина выпросили у церковной власти каждый год устраивать крестный ход с Чудотворной иконой Божией Матери вокруг города.

Источник: Блог иерея Антония Скрынникова

..............