«Пресвятая Богородица, спаси нас»

@ ИТАР-ТАСС

28 августа 2013, 17:06 Мнение

«Пресвятая Богородица, спаси нас»

Как получилось, что событие, связанное с поражением русов, стало знаком особого расположения Матери Божией у Руси, а Влахернский монастырь – одним из самых посещаемых паломниками?

Борис Якеменко

историк, член Общественной палаты, руководитель православного корпуса движения «Наши»

О Ее последних днях мы знаем не из Евангелия, а из других источников: Дионисия Ареопагита, Мелитона Сардийского, Епифания Кипрского.

Особое, теплое отношение к Матери Божией выразилось в огромном разнообразии Ее иконографических типов

Незадолго до Своего Успения Она, зная о грядущем от архангела Гавриила, возвестила об этом ученикам Христа. В назначенный час Господь принял душу Девы Марии, а апостолы совершили погребение Ее тела в Гефсимании. Вскоре по своем Успении Матерь Божия явилась к апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни».

А через несколько дней во гробе Матери Божией были обнаружены только Ее погребальные пелены, которые были доставлены в Константинополь, в храм во Влахерне. Именно этот храм сыграл огромную роль в установлении праздника Успения и культа Матери Божией на Руси.

В «Повести временных лет» имеются свидетельства, что в 866 году дружины русов во главе с Аскольдом и Диром окружили на кораблях Царьград (Константинополь) и готовились взять его штурмом.

«Много убийства крестьяном створиша и в двою сот корабль Царьград оступиша». Император, находившийся за городом, едва смог прорваться в столицу и вместе с патриархом Фотием молился всю ночь во Влахернском храме. Утром ризу Матери Божией, в которой Ее погребали, вынесли из храма и омочили в море. Внезапно поднявшаяся сильнейшая буря раскидала суда русов и спасла город. Только несколько кораблей возвратились домой. 

Парадоксально, но факт – именно это событие (поражение русов под Константинополем) способствовало распространению богородичных праздников на Руси (например, праздник Покрова до XIX века праздновался только в России) и особому почитанию на Руси Богоматери, которая стала покровительницей русского воинства. Как получилось, что событие, связанное с поражением русов, стало знаком особого расположения Матери Божией у Руси, а Влахернский монастырь – одним из самых посещаемых паломниками?

Отвечая на этот вопрос, академик Д. С. Лихачев писал: «Здесь нужно принять во внимание и средневековую идеологию, и психологию. Наказание Божие, с точки зрения человека того времени, это знак особой заботы Бога о наказываемом. Наказывались русские язычники, победа же над ними греков-христиан была победой правоверных над неверными. Религиозные различия были для средневекового сознания важнее различий национальных». 

С первых веков христианства на Руси Успенские храмы становятся главными храмами многих городов и монастырей. Первый храм Руси – Десятинная церковь в Киеве, воздвигнутая князем Владимиром, – был посвящен Успению Богоматери. Этому же празднику был посвящен и Успенский собор Киево-Печерской лавры.

В XII столетии культ Матери Божией и Ее Успения стали распространять во Владимиро-Суздальском княжестве князья Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский. Первый поставил во Владимире Успенский собор. Андрей Боголюбский сделал чрезвычайно много для утверждения культа Матери Божией.

Он обстроил и расширил Успенский собор во Владимире, главный храм его загородной резиденции в Боголюбово был посвящен Рождеству Богоматери, а в одной версте от резиденции на берегу Нерли князь поставил первый в русской истории храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Специалистам не первый десяток лет не дает покоя загадочный «Богородичный столп», который князь установил на площади у своей резиденции в Боголюбове.

Белокаменный столп венчала капитель с ликами Матери Божией. Культ Успения активно распространял и князь Владимир Мономах, который в 1101 году основал Успенские соборы в Смоленске и Суздале. И, наконец, главным храмом Русского государства и Русской церкви в конце XV столетия стал Успенский собор Московского Кремля, построенный итальянцем Аристотелем Фиораванти по образу Владимирского собора.

Особое, теплое отношение к Матери Божией выразилось в огромном разнообразии Ее иконографических типов, отражающих в названиях самые глубокие чувства, самые искренние надежды.

«В скорбех и печалех Утешение», «Целительница», «Милостивая», «Нечаянная Радость», «Неупиваемая чаша», «Млекопитательница», «Утоли моя печали», «Умиление», «Путеводительница», «Всемилостивая», «Всех скорбящих радость», «Неувядаемый Цвет», «Взыграние Младенца». За каждым из этих названий сотни чудес, тысячи сбывшихся надежд, побежденных несчастий, прозрений.

Не случайно, кроме Спасителя, лишь к Матери Божией можно обращаться со словами: «Пресвятая Богородица, спаси нас», – ко всем святым обращаются лишь как к заступникам («помогай нам», «моли Бога о нас»), но не Спасителям. 

Поэтому праздник Успения Матери Божией – это не только возможность еще раз выразить любовь и почтение к «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», возможность обратиться к Ее предстательству и заступничеству, к Ее подлинной Материнской Любви не только к своему Сыну, но и ко всем нам. Это также возможность понять значение Матери Божией и Ее праздников в истории Руси и России.

Источник: Блог Бориса Якеменко

..............