«Будем тебя расследовать»

@ из личного архива

27 августа 2013, 16:29 Мнение

«Будем тебя расследовать»

«Знаешь, почему меня не любят? – сказал он напоследок. – Потому что каждый год в мою школу хочет устроиться примерно тысяча человек – плюс-минус. А я беру только 80. Понимаешь, сколько людей я обидел?»

Сергей Волков

главный редактор газеты «Литература», учитель словесности школы № 57

Завтра иду на канал «Россия» на передачу, посвященную истории с челябинским директором Александром Поповым. Передача называется «Прямой эфир», но пойдет все равно в записи.

Обвинение Попову, кстати, так и не предъявлено до сих пор

Сегодня говорил с Поповым по телефону. Собственно, меня интересовал один простой вопрос: вот я – директор школы, вот мне государство дает на школу столько-то денег, вот я раскладываю их по кучкам – это на то, то на это – и понимаю, что не хватает. На то, что требует хорошее образование, не хватает. Хватает свести концы с концами.

А я хочу школу, которая не концы с концами сводит, а которая может пригласить к себе сильных преподов из вуза вести кружки и факультативы, которая может отправлять учеников в поездки и на российские и международные соревнования, в которую будут приезжать и выступать писатели и актеры и так далее. И мне нужны деньги еще. Вопрос мой был в том, сколько. Сколько конкретно эта дельта – между данностью и мечтой. Сколько надо мне добыть, чтобы сделать нормальное образование, пусть и в отдельно взятой школе.

Ответ был четким: «Пятнадцать миллионов в год».

Хорошо, а если нет этих пятнадцати миллионов? Тогда чего делать?

А тогда, сказал Попов, я буду всем давать средненькое образование. А у меня физматлицей. Мне, чтобы подготовить физиков для поступления в МФТИ, МИФИ, на физфаки университетов, чтобы вырастить победителей всероссийских и международных олимпиад, нужны преподаватели вузов. А они бесплатно не работают. У меня, чтобы готовить ребят по программированию и информатике, мои же выпускники приезжают из столиц – все программисты сейчас там, нет в Челябинске таких специалистов. Дорогу и работу я должен же им оплатить?

Серебряная медаль на международной олимпиаде по информатике – она сколько стоит? Кто-нибудь из начальства поинтересовался? И кто дает деньги на подготовку к этой медали? Пару лет назад я отправил ребят на командные состязания по информатике в Москву, управление образования клялось выделить деньги, ребята привезли золотую медаль – а денег нет и поныне...

Или вот: золотой медалист с международной олимпиады по физике этого года. С ним с 7 класса занимались пять учителей. Он сильный, черт – но у него не было опыта соревнований. И вот учителя говорят: ему надо где-то себя попробовать. Стали смотреть, какие есть в мире серьезные олимпиады по физике – и отправили его сначала в Румынию, там третья по серьезности в мире олимпиада (привез серебро), а потом на всеазиатскую олимпиаду в Джакарту (тоже серебро). И теперь вот золото на межнаре.

Но кто ему деньги найдет в Джакарту? И преподавателю, который с ним летит? Чиновникам ведь не объяснишь, что это сильный ребенок, которому обязательно нужно получить опыт соревнований, которому тренироваться надо. Для них все эти слова – ничто... А у меня на олимпиаду Всероссийскую по разным предметам по три десятка детей ездит каждый год. Спросите-ка, когда и сколько им государство на это денег выделяет...

И еще он рассказал мне историю. Как в 87-м году повез детей на экскурсию в Волгоград и там в интернате, где они жили, каких-то его мальчишек побили местные. Он сначала на своих парней наехал – что ж вы, мол, слабаки, товарищей не защитили? А потом себя спросил: а что ты сделал, чтоб они могли защитить?

И вот после возвращения нашел в Че мужика, который имеет какой-то там пояс по тхэквондо, и умолил его открыть секцию в школе. Мужик отнекивался, потом сдался, но сказал Попову, чтоб тот тоже занимался – мальчишки будут на него смотреть, видеть, что у него хуже выходит, и чувствовать себя успешными... И Попов три года был в строю. А тогда все это под запретом находилось, всякие боевые искусства.

Милиция сто раз к ним приходила закрывать секцию. Они маскировались под ОФП, чего-то там еще выдумывали и доказывали.

В общем, Попов милиции не сдался и секцию не прикрыл. И вот – один из тех мальчишек закончил институт физкультуры, стал тренером по тхэквондо, сейчас тренирует сборную Челябинской области – и вот тут в этом году его ученица выиграла золотую медаль на чемпионате мира.

Чья она, эта медаль? Попова. Который тогда милиции не поддался и наперекор ей мальчишек учил тхэквондо. А теперь его ученик проводит в Че чемпионат Russia Open...

Он весь в таких невообразимых историях. И все годы он такой. И все это знали. И вот сейчас его решили пустить ко дну. Звонят престарелой теще – в каких иностранных банках у вас счета? Ходят по соседям – не бьет ли жену? Поднимают данные обо всех его перелетах за 10 лет по всем авиакомпаниям. Требуют списки учеников, живущих за границей. Едут в Магнитогорск разыскивать бригаду рабочих, ремонтировавших что-то в школе в прошлом году. Беседуют со всеми учителями, уволившимися из школы за последнее десятилетие.

Есть чем занять себя бригаде следователей. Нашли знатного вора. Интересно, сколько денег налогоплательщиков уже съело следствие о взятке в 25 тысяч рублей? И сколько съест еще? А ну как поедут по заграницам опрашивать выпускников?

Обвинение Попову, кстати, так и не предъявлено до сих пор...

«Знаешь, почему меня не любят? – сказал он напоследок. – Потому что каждый год в мою школу хочет устроиться примерно тысяча человек – плюс-минус. А я беру только 80. Понимаешь, сколько людей я обидел?»

Голос у него был очень усталый. Его всего на пять дней выпустили из-под подписки о невыезде на дачу. И давай назад в Че – будем тебя расследовать дальше, товарищ Попов...

Источник: Трибуна Общественной палаты

..............